Москва / Точка зрения 23 июля 2014 г. 22:25

Перемены в метро

Interfax-Russia.ru – Начальник столичного метрополитена Иван Беседин покинул пост из-за трагедии, унесшей жизни 23 человек.

Число жертв крупнейшей катастрофы в московском метро выросло до 23 человек. 22 июля мэр города Сергей Собянин, открывая заседание правительства Москвы, сообщил, что Беседин освобожден от должности. Он возглавлял московский метрополитен с февраля 2011 года.

На должность начальника московского метрополитена Собянин назначил Дмитрия Пегова, который с февраля 2010 года был гендиректором дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД". 23 июля его представили коллективу предприятия.

На встрече с коллективом Пегов заявил, что ему предстоит восстановить положительный имидж метрополитена, и что некоторые технологические процессы в московском метро нужно подкорректировать, а "может, вообще поменять".

"Трагический случай произошел по безалаберности отдельных работников, и, надеюсь, что мы разберемся с этой ситуацией, разберемся, почему стал возможен этот случай", - пообещал Пегов.

Кроме того, он сообщил журналистам, что в метро планируется создать группу быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации. Он также подчеркнул, что пока не готовит кадровых изменений.

"Не могу пока спланировать какие-то кадровые изменения, потому что надо более плотно познакомиться с людьми", - сказал Пегов журналистам.

Эксперты, опрошенные Interfax-Russia, рассказали о том, какие проблемы есть сейчас в метро, и каких изменений стоит ждать от его нового руководителя.

В чем вина Беседина

Эксперты единогласно сошлись во мнении, что трагедия произошла из-за плохого состояния систем безопасности в метро. Кто бы не был непосредственным виновником схода поезда с рельс, в глобальном плане вина лежит на Беседине, который не смог должным образом выстроить работу предприятия.

"На всех видах транспорта во всем мире существует простейшее правило – оно жесткое и для топ-менеджеров, возможно, довольно грустное – за все аварии отвечает человек, который руководит предприятием. Тяжелые аварии с человеческими жертвами – это персональная ответственность топ-менеджера... Обсуждать, насколько лично он виновен, просто не приходится: если у тебя на предприятии гибнут люди, то выбора нет, приходится уходить", - сообщил Interfax-Russia.ru директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

По его словам, по всем мировым стандартам метрополитен – самый безопасный вид транспорта, где в принципе, за исключением несчастных случаев или самоубийств, при должном уровне работ не может быть жертв.

Как подчеркнул председатель межрегиональной общественной организации "Союз пассажиров" Кирилл Янков, оправдать Беседина было бы можно, если бы эта трагедия была единичным случаем.

"В 90-е годы Иван Беседин был первым замминистра путей и сообщения, потом его понизили до начальника Калининградской железной дороги – самой маленькой железной дороги в России. Оттуда его вытащили в Москву. Я не хочу в него камни кидать, это сейчас не нужно, но он не очень вписался в новый век. Если бы эта авария была единична – можно было бы вести разговор, что он не виноват, но ведь количество нештатных ситуаций за последние годы существенно возросло", - подчеркнул Янков.

Он напомнил, что авария в тоннеле между "Парком Победы" и "Славянским бульваром" стала самой крупной в истории столичного метро. Последнее ЧП с многочисленными жертвами произошло в 1983 году на Авиамоторной, когда сломался эскалатор.

По мнению председателя комиссии по общественной безопасности Общественной палаты России, председателя президиума общероссийской общественной организации "Офицеры России" Антона Цветкова, Беседин должен был уйти в отставку сам.

"С моей точки зрения, на следующий день после запуска поездов по данной ветке и ликвидации последствий аварии, он, как порядочный человек, должен был сам написать заявление и поставить вопрос о соответствии занимаемой должности", - подчеркнул Цветков.

При этом он отметил, что причину аварии выяснят следственные органы, но вина Беседина состоит в том, что он не смог организовать четкую работу всей системы, что и послужило причиной трагедии на стратегическом объекте.

Председатель комиссии по социальной поддержке граждан и качеству жизни Общественной палаты России Владимир Слепак подчеркнул, что Общественная палата РФ после многочисленных сбоев пыталась вызвать Беседина на диалог, в частности, в октябре 2013 года, однако он игнорировал их вопросы. Таким образом, проблема Беседина заключалась не только в управленческих ошибках, но и в плохом взаимодействии с гражданским обществом.

Проблемы в метро

По словам Янкова, главная проблема метрополитена на сегодняшний день – большой износ всех систем.

"Глобальная проблема – изношенность линий старой постройки: систем связи, электроснабжения, путей, и, в меньшей степени, вагонов. Главная проблема – метрополитен строился по тем технологиям, которые были тогда, это технология середины XX века", - подчеркнул он.

Кроме того, из бюджета города выделяются огромные деньги на строительство новых станций, что само по себе правильно, но при этом строятся и станции "откровенно не нужные", такие как Алма-Атинская или Лесопарковая, добавил он.

"Надо гнаться не только за количеством станций, но и за качеством перевозок метрополитена, чтобы они соответствовали потребностям современного города", - подчеркнул Янков.

Кроме того, финансовая система метро крайне непрозрачна. Государственное унитарное предприятие "Московский метрополитен" – довольно закрытая система, по которой непонятно, кто и как проводит проверки, насколько рациональны его расходы, и сколько доходов от рекламы он получает, отметил Янков.

"С финансами метрополитена надо разбираться отдельно, так как его бюджет – довольно закрытая тема, и даже контролирующие органы мало его проверяют, и депутаты Мосгордумы не знают про бюджет метрополитена - куда там деньги идут. Его бюджет должен быть максимально открыт и прозрачен, тогда будет понятно, есть ли там резервы, рационально ли расходуются средства", - заметил Янков.

Как отметил Цветков, в метро есть и проблемы с обеспечением безопасности пассажиров.

"Когда к полицейскому обращаются граждане, у которых, например, выхватили сумку или ноутбук, то полиция зачастую только через 5-10 дней получала видео с камер видеонаблюдения метро, вместо того, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ", - сказал Цветков.

Кроме того, сейчас служба безопасности метрополитена в основном занимается безбилетниками, хотя может взять на себя и более серьезные функции. Сейчас полицейский, который заступает фактически на сутки, не обеспечен элементарными условиями и вдобавок выполняет функции вахтера – открывает и закрывает двери, что мешает непосредственному выполнению обязанностей, подчеркнул он.

По мнению Слепака, проблема заключается в том, что руководители метро в последнее время стали относится к неполадкам в работе метро как к чему-то нормальному, в то время как самый небольшой сбой – уже чрезвычайное происшествие, в результате которого сотни тысяч людей не могут добраться вовремя на работу или по своим делам. Таким образом, основная проблема столичного метро – отсутствие политики, направленной на пассажира.

"Я сейчас не настаиваю, что дело в Беседине, но какой бы начальник не был, я настаиваю на проведении прозрачной проверки с привлечением общественности тех фактов, которые произошли за последнее время и связаны с безопасностью пассажиров", - заявил Слепак.

Блинкин, в свою очередь, воздержался от оценки работы метрополитена и его проблем, так как они требуют тщательного анализа, отметив лишь, что у нового начальника метро уже есть первоочередные задачи.

"На поверхности лежит одна штука – если был сбой, неважно кто конкретно был его непосредственным виновником, значит в системе надзора и контроля за соблюдением регламента и норм безопасности на транспорте, а также в системе исполнения норм регламента и безопасности был допущен какой-то серьезный сбой. С этим будет разбираться новый начальник – с этого он и начнет, я думаю", - подчеркнул Блинкин.

Свет в конце тоннеля

По словам Янкова, запас прочности метрополитена пока есть, но он уже начал давать сбои. Основной задачей нового руководителя будет проведение модернизации ряда станций или линий без остановки движения и закрытия линии на целый день. Подобные примеры в мировой практике есть – так, старейшую ветку в Париже недавно полностью модернизировали, перевели на автоматическое ведение и оснастили прозрачными дверями на платформах.

Цветков сообщил, что первой задачей Пегова будет удержать тех профессионалов, которые были и привлечь дополнительных людей к обеспечению безопасности жизнедеятельности метро. Ему также необходимо сформировать экспертный совет, заниматься и развитием метрополитена, и проверкой уже действующих систем.

"Необходимо провести ревизию подрядчиков, провести повышение профессиональной подготовки сотрудников, усилить систему многостороннего контроля за системами безопасности… Эти меры потребуют оптимизации тех затрат, которые уже сейчас существуют", - подчеркнул Цветков.

По мнению Янкова, эффективность работы Пегова зависит также от того, будет ли его поддерживать руководство города. Если будет, то у Пегова есть реальный шанс сделать московский метрополитен лучше.

"Пегов руководил департаментом скоростного сообщения, реализацией проекта "Сапсан". Мы видим, что "Сапсан", при всех своих недостатках, – это самый успешный проект РЖД, пожалуй, со времен строительства БАМа. То есть, в метро поставлен не тот человек, который не нужен в РЖД, а человек с историей успеха, который был востребован в самом РЖД", - заявил Янков.

Слепак считает, что над новым руководством метро, каким бы профессиональным оно не было, необходимо установить жесткий общественный контроль.

"С сегодняшнего дня мы живем в новом гражданском обществе – вчера президент России Владимир Путин подписал закон об основах общественного контроля. Теперь кто бы не пришел в метрополитен, должен руководствоваться этим законом. Я считаю, что мэр Москвы Сергей Собянин должен установить тотальный общественный контроль за работой данного перевозчика. Тогда вернется то доверие, которое восстановить будет невероятно сложно", - подчеркнул он.

Блинкин, в свою очередь, выразил убеждение, что понять специфику метро человеку из железнодорожного транспорта будет достаточно легко, так как они схожи по родовым признакам. Пегов - молодой менеджер с серьезным опытом - вникнет в нюансы без проблем.

"Я пожелаю этому менеджеру проработать на этой должности до глубокой пенсии. Я его лично не знаю, но когда начальник метрополитена на посту остается четверть века до пенсии, это значит, что никаких происшествий в метро не будет – это я говорю уже как пассажир. Это в наших с вами интересах – чтобы все в метро оставалось спокойно и стабильно. Значит, чем дольше он там будет, тем лучше", - заключил он.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"