Interfax-Russia.ru – Суд вновь продлил срок ареста участницам группы Pussy Riot. Очередное заседание суда состоится 24 июля и, возможно, станет завершением истории скандального панк-молебна.
Со времени скандального панк-молебна Pussy Riot в Храме Христа Спасителя прошло почти четыре месяца. Впрочем, люди, поддерживающие трех девушек, арестованных вскоре после выступления, исчисляют срок днями. По их подсчетам второе заседание Таганского суда придется на 107-й день заключения.
Остается только догадываться, стали бы Pussy Riot так популярны, если бы власть закрыла глаза на панк-молебен, и девушки в разноцветных вязаных масках остались на свободе или были наказаны менее строго. Но неоднозначная реакция церкви, длительное заключение и продление ареста, которое адвокаты девушек назвали незаконным, только добавили "очков" панк-певицам, превратив их почти в узниц совести.
В постановлении о привлечении одной из девушек в качестве обвиняемой следователь Артем Ранченков написал, что молебен в Храме Христа Спасителя причинил "весомое страдание" православным. Он отмечает, что певицы специально пригласили на акцию журналистов, чтобы привлечь внимание общества и показать свое неуважение не только работникам и посетителям храма, но и другим православным.
"Причинение столько весомого страдания всем лицам, нашедшим свое духовное начало в служении православным идеям, предполагало спровоцировать волнения среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы и представления о справедливости, добре и зле", – пишет следователь, пояснив, что девушки "противопоставили себя православному миру", "попытались обесценить веками оберегаемые и чтимые церковные традиции и догматы", выразив свою ненависть к христианству.
И хотя, по данным ВЦИОМ, 46% россиян назвали панк-молебен хулиганством, за время нахождения под арестом участниц группы в разных городах России прошли акции в их поддержку. Одни устраивали выставки и митинги в поддержку группы, другие совершали менее обдуманные шаги – резонансным стало нападение на федерального судью, которого с помощью топора попытались убедить снять обвинение с певиц. Их поддержал даже один из участников легендарной американской хип-хоп группы Beastie Boys Адам Хоровитц, который выступил на благотворительном концерте в бруклинском клубе Death By Audio.
Во время очередного заседания Тверского суда сторонники арестанток собрались на "2-ой открытый судебный фестиваль-культвстречу с Pussy Riot", который поддержали известные блогеры, музыканты и писатели.
К тому времени следствие уже было завершено, и на очередном заседании суда 20 июня должно было решиться, будет ли продлен арест участниц Pussy Riot, срок которого истекал 24 июня. По мнению следователей, для продления заключения у суда имелись все необходимые основания, однако адвокаты солисток Pussy Riot намеревались убедить суд изменить меру пресечения.
"На предстоящем заседании мы будем просить освободить девушек из-под стражи, так как следствие по делу закончено, и с обвиняемыми не проводятся никакие действия. Нет никаких оснований держать их в заключении", – пояснил "Интерфаксу" адвокат одной из девушек Николай Полозов.
Впрочем, многие понимали, что очередное судебное заседание не станет финальным.
"Прошло 107 дней, и 20 июня, в среду, когда солисток Pussy Riot, привезут в суд, судья добавит еще 2 месяца ареста. Потому что выпустить из тюрьмы трех девушек, которые спели "Богородица, Путина прогони" – невозможно", – написали организаторы культвстречи.
В свою очередь, член Общественной палаты РФ, тележурналист Николай Сванидзе назвал выступление группы "абсолютно неэтичным поступком", заметив, что наказание за него "превысило преступление".
"Молодые матери без веских на то оснований полгода сидят за решеткой. Безнравственность этого факта многократно превышает безнравственность первоначального проступка, выход может быть только один: не умножать плохого, как говорили древние, и отпустить девушек на волю", – процитировала слова Сванидзе пресс-служба палаты.
С ним согласился и глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, отметив, что поступок заслуживает административного наказания, не более.
"То, что сделали эти девушки, – за гранью добра и зла, но с точки зрения юридической - это только мелкое хулиганство. Это богохульство в храме. По российским законам, за это полагалось до 10 лет заключения в крепости. Но это было в первой половине XIX века. А сейчас - первая половина XXI века. У нас за богохульство в храме уголовной ответственности не предусмотрено", – сообщил "Интерфаксу" глава президентского совета.
19 июня адвокаты арестованных девушек направили жалобу в Европейский суд по правам человека за нарушение прав своих подзащитных решениями российских судов. Как рассказала "Интерфаксу" адвокат одной из солисток Виолетта Волкова, адвокаты настаивали на незаконности решения Таганского суда Москвы, оставившего девушек под стражей. И постановления кассационной инстанции, признавшей данные решения законными. По ее словам, в жалобе также указывается на нарушение шести статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Она уточнила, что в отношении обвиняемых российским правосудием были нарушены: ст. 5 "Право на свободу и личную неприкосновенность", ст.6 "Право на справедливое судебное разбирательство", ст.9 "Свобода мысли, совести и религии", ст.10 "Свобода выражения мнения", ст.11 "Свобода собраний и объединений" и ст.3 "Запрещение пыток".
"Жалоба насчитывает 10 страниц, еще 9 страниц – доверенности адвокатов", – пояснила адвокат, отметив, что рассмотреть документ должны в течение недели.
Тем не менее, незадолго до начала заседания у зала суда собралось около 200 человек, и со временем их становилось все больше. Вместе со сторонниками участниц Pussy Riot одиночные пикеты провели и представители прокремлевского движения "Местные", осуждающие деятельность группы.
Вскоре к зданию Тверского суда прибыла полиция, и начались первые задержания.
По данным корреспондента "Интерфакса", из полицейского автобуса вышла группа полицейских и препроводила в автобус пятерых активистов. На этом "группа поддержки" Pussy Riot не остановилась – несколько сторонников задержанных певиц исполнили куплет песни, которая звучала в Храме Христа Спасителя. Их лица были скрыты под слоем крема и ломтиками огурцов, но это не помешало полиции отыскать их в толпе и препроводить в полицейский автобус.
Полицейские долго не пропускали собравшихся в здание, хотя заседание уже должно было начаться. Как сообщил "Интерфаксу" адвокат одной из обвиняемых Николай Полозов, он и двое его коллег находились в зале заседания одни. Им сообщили, что их подзащитных доставили из СИЗО в суд, однако встреча еще не состоялась.
Перед началом заседания, которое задержали почти на два с половиной часа, одна из участниц Pussy Riot – Надежда Толоконникова – рассказала, что сотрудники Центра "Э" угрожают ей реальным сроком заключения, если она не признает свою вину.
"Со мной говорили сотрудники Центра "Э" и сказали, что если я не признаю вину, то получу 3-4 года тюрьмы", – пояснила она, подчеркнув, что в ее действиях нет состава преступления по ст.213 (хулиганство) УК РФ.
Тем не менее, девушки планировали не отмалчиваться в суде – задержанные собирались рассказать, что было в храме на самом деле. Дело в том, что на заседании должны были продемонстрировать смонтированный видеоролик и оригинальное видео.
"На первоисточнике видно, что состава преступления нет. Екатерину Самуцевич вот сразу увели и не дали ничего сделать, как можно за это привлекать к уголовной ответственности. Мы не знаем, кто монтировал тот клип и выкладывал его в интернет", - недоумевал адвокат Марк Фейгин.
Незадолго до начала заседания к зданию Тверского суда приехала соучредитель благотворительного фонда "Подари жизнь" актриса Чулпан Хаматова, которая собиралась поддержать арестованных девушек и надеялась на пересмотр прежнего решения суда. Смягчения наказания ожидали и правозащитники.
В беседе с корреспондентом "Интерфакса" лидер движения "За права человека" Лев Пономарев назвал продление ареста участниц панкт-группы незаконным.
"Я абсолютно уверен, что если они что-то и совершили, то это административное правонарушение. Но более тщательный экспертный анализ, который мы провели, показывает, что в их действиях даже административного правонарушения нет", – пояснил он.
Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов так же не видит причин для продления ареста солисткам Pussy Riot.
"Надо понимать, что содержание под стражей – это исключительная мера пресечения, которая применяется в исключительных случаях", – рассказал он "Интерфаксу".
Но чуда, как того и ожидали сторонники участницу Pussy Riot, не произошло. Вскоре после начала процесса суд удовлетворил ходатайство следствия и на месяц (до 24 июля) продлил срок ареста Надежде Толоконниковой.
Ее адвокаты просили отпустить задержанную под залог или подписку о невыезде, а также под домашний арест, то есть избрать в ее отношении любую иную меру, не связанную с лишением свободы. Они заостряли внимание на том, что у подзащитной есть 4-летний ребенок, который уже несколько месяцев не видел матери. Кроме того, девушка неплатежеспособна и не сможет уехать из страны.
Однако следователи настояли на своем, убедив суд, что на свободе Надежда Толоконникова может скрыться от следствия, уничтожить улики по делу или продолжить заниматься преступной деятельностью.
Позже срок ареста был продлен еще двум участницам Pussy Riot – Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич. Впрочем, адвокаты уже заявили, что будут обжаловать это решение, поскольку считают его незаконными.
Обозреватель Татьяна Кочеткова