Москва / Точка зрения 28 февраля 2013 г. 20:09

МКАД без ада

Interfax-Russia.ru – Въезд большегрузного транспорта на МКАД существенно ограничат с 1 марта. Несмотря на то, что стоянок пока не хватит, власти Подмосковья уверяют, что коллапса ждать не стоит.

Запрет на транзит по Московской кольцевой автодороге (МКАД) большегрузного транспорта в дневные часы вступит в силу с 1 марта. Он коснется грузовиков с полной массой больше 12 тонн. Они не смогут въезжать на МКАД с 6:00 до 22:00. Ночью перевозить крупные грузы по МКАД будет можно.

Соглашение об этом мэр Москвы Сергей Собянин подписал с врио губернатора Московской области Андреем Воробьевым еще в декабре 2012 года. Тогда же на Центральную Россию обрушились аномальные снегопады, вызвавшие многокилометровые пробки. Их заложниками, а порой и первопричинами становились большегрузы.

По данным московских властей, ограничения коснутся 140 тыс. грузовиков. В администрации Подмосковья сразу же заявили о планах строительства локальных стоянок. Московская мэрия, в свою очередь, пообещала оказывать содействие в строительстве парковок за МКАД.

В соответствии с той же договоренностью, ежегодно в дачный сезон с 1 мая по 1 октября по пятницам, субботам, воскресеньям, накануне праздничных дней и по нерабочим праздничным дням запрет на движение грузовиков будет действовать на два часа дольше - с 6:00 до 00:00.

Как считают столичные власти, ограничение повысит эффективность существующих маршрутов общественного транспорта, проходящих через МКАД, и, кроме того, уменьшит среднее время в пути для жителей Москвы и Подмосковья. Ежедневно из Московской области выезжает и обратно въезжает в Москву на легковых автомобилях 1,3 млн человек.

Нарушителей "большегрузного" режима будут отслеживать с помощью комплексов фото- и видеофиксации и наказывать административным штрафом в 300 рублей. Фурам, остановившимся непосредственно на подъезде к МКАДу, будет выписываться штраф за неправильную остановку и стоянку в размере 1,5 тыс. рублей.

В ГИБДД уже уточнили, что следить за выполнением распоряжения правительства Москвы о запрете транзита будут мобильные группы из сотрудников ДПС и 100 комплексов видеофиксации, работающих в автоматическом режиме.

При этом некоторым грузовикам разрешат осуществлять перевозки по МКАД круглосуточно при наличии специальных пропусков. Это исключение, в частности, коснется представителей продуктовой логистики. Подмосковные власти накануне уже приступили к выдаче пропусков.

Заветное разрешение выдают бесплатно в Центре безопасности дорожного движения (ЦБДД) Московской области. "Получить такие пропуска смогут перевозчики, имеющие адреса погрузки-разгрузки на территории Московской области", - пояснил представитель ЦБДД.

По его словам, чтобы получить пропуск, перевозчик обязан предоставить пакет документов.

"Среди них - заверенная руководителем организации-перевозчика копия документов, подтверждающих необходимость осуществления грузовой перевозки, в которой должен быть указан характер перевозимого груза, время и периодичность перевозок, адреса погрузок или разгрузок, а также маршрута движения", - уточнили в ЦБДД.

По данным организации, получить пропуска на 50 и более автомобилей можно только по предварительной записи. "Несмотря на то, что выдача пропусков только началась, поток желающих получить документы большой. Ряд перевозчиков заранее записались на подачу документов еще несколько дней назад", - подчеркнули в ЦБДД.

Как разъяснили в пресс-службе министерства транспорта Московской области, ведомство уполномочено выдать около 12 тыс. пропусков. "Срок изготовления пропуска сроком на один год составит 14 календарных дней, разового - всего два рабочих дня", - добавили в пресс-службе.

Сотрудник пресс-службы также сообщил, что бумажные пропуски на проезд большегрузов - временное явление, позже вся информация будет находиться исключительно в электронной базе данных.

В министерстве транспорта Подмосковья также говорят о том, что в ближайшие месяцы штрафы владельцам и водителям фур выписываться не будут. Как заявил министр транспорта Подмосковья Александр Зайцев, надо дать возможность перевозчикам привыкнуть к новому логистическому режиму.

"Ни один водитель не будет привлечен к административной ответственности, первые два месяца нарушителям будут направляться лишь предупреждения вместо штрафа в размере 300 рублей", - пояснил подмосковный министр.

По его словам, в связи с запретом в Подмосковье необходимо создать несколько тысяч дополнительных парковочных мест для грузовиков.

"Мы считаем, что на сегодняшний день нужно более 10 тыс. машиномест дополнительно, 5,5 тыс. уже существует. Сейчас мы имеем порядка 196 парковок",- сообщил журналистам Александр Зайцев.

Он уточнил, что ведется работа еще по 96 парковкам. Кроме того, еще 25 парковок возведут на федеральных трассах.

"Количество парковок, которое будет создано в ближайшие 1-2 года, полностью закроет всю необходимость. Мы полагаем, что коллапса не будет. Мы примем все меры, чтобы нивелировать все негативные последствия",- подчеркнул глава подмосковного Минтранса.

Одним из ожидаемых эффектов запрета должно стать уменьшившееся количество пробок.

Так, например, в Росавтодоре считают, что нагрузка на МКАД в дневное время может сократиться на четверть.

"В соответствии с анализом потока движения по МКАД, там сейчас 25% составляют грузовые автомобили массой свыше 12 тонн, вот эти 25% они все должны в дневное время с кольцевой дороги уйти, кроме тех, кто получит пропуска - понятно, что их количество будет резко ограничено", - заявил журналистам начальник управления сохранности и эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Игорь Астахов.

По его словам, правительство Москвы планирует запустить 150 маршрутов на МКАД, чтобы облегчить передвижение жителям Москвы и Подмосковья.

Игорь Астахов уточнил, что Росавтодор на федеральных трассах подготовил 27 стоянок для грузовиков. Также ведомство, по его словам, намерено повысить пропускную способность федеральных автотрасс, примыкающих к МКАД, за счет строительства путепроводов через железные ветки и ускоренного ремонта дорог.

В случае выполнения запрета Москва может получить и экологический эффект.

По словам руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антона Кульбачевского, ограничение въезда в дневное время положительно скажется на качестве атмосферного воздуха в столице.

"Насколько воздух станет лучше, сказать невозможно. Делать прогнозы сейчас рано, однако я ожидаю значительного улучшения состояния воздуха от этой меры", - заявил Антон Кульбачевский.

Всего в Москве, по его данным, зарегистрировано 4,5 млн автомобилей, причем, за последний год столичный "автопарк" увеличился на 300 тыс. машин.

Кстати, подобный запрет планировали ввести еще с 1 февраля. Однако в результате переговоров московского правительства с администрацией Подмосковья сроки сдвинули и немного изменили время (ранее планировалось запрещать проезд большегрузных фур с 7 часов утра).

Между тем, некоторые эксперты заявляют, что запрет может ударить не столько по кошельку владельцев фур, сколько в итоге по живущим внутри МКАД.

"Произойдет изменение типа транспорта, который доставляют грузы для Москвы и ближайших пригородов. Что касается транзита, из Подмосковья в том числе, транзит по маршрутам в 100-150 км от Москвы вырастет, по нашим подсчетам, в полтора-два раза. Рост транзитов приведет к тому, что вырастет тариф на перевозку. Тогда, соответственно, себестоимость на транспортировку войдет в конечную стоимость товара для потребителя, вырастет цена для конечного потребителя", - сообщил в интервью "Коммерсанту" генеральный директор компании "Совтрансавтоэкспедиция" Леонид Шляпников.

В свою очередь, в Общественной палате РФ опасаются, что проблема большегрузов не даст реальных результатов и "уйдет" в Подмосковье.

"Для того чтобы разгрузить Москву, но при этом не создать проблем Московской области и, собственно, самим автомобилистам, необходимо создать полноценную сеть перегрузочно-складских терминалов, на которых большегрузные автомобили будут либо сдавать свой груз на склад, либо перегружать его в малотоннажный транспорт для развозки по городу", - заявил руководитель рабочей группы по инфраструктурному развитию и строительству Общественной палаты РФ Игорь Ковпак.

Он подчеркнул, что данная мера не только не является решением старой проблемы, но и создает новую проблему.

"Имеющиеся же на данный момент такие терминалы расположены хаотично, зачастую слишком близко к Москве, да и количество их явно недостаточно. С вступлением в силу нового запрета проблема фур сейчас резко переместится из Москвы в ближайшее Подмосковье. И решив, причем лишь частично, одну проблему, мы тут же получим взамен другую, не менее масштабную - серьезную проблему передвижения до МКАД по всем въездным магистралям", - сообщил член Общественной палаты.

Но власти Подмосковья выражают уверенность в том, что транспортных проблем с 1 марта ждать не стоит.

"Завтра никакого коллапса не будет", - заявил 28 февраля заместитель председателя правительства Московской области Анатолий Насонов.

При этом чиновник обратил внимание на недостаточную, по его мнению, активность в получении спецпропусков для въезда на МКАД грузовиков, занятых в системе жизнеобеспечения региона.

Чем в итоге обернется запрет, и не предпочтут ли водители большегрузов в условиях фактического отсутствия штрафа ездить по-старому, покажут уже ближайшие недели.

Обозреватель Алексей Дружников

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".