Москва / Точка зрения 27 августа 2013 г. 17:53

Лекция на миллион

Interfax-Russia.ru – Суд частично удовлетворил иск "Сколково" к депутату Пономареву, обязав его вернуть фонду почти 3 млн руб. за неисполнение договора. Пономарев своей вины не признал.

Несколько лет назад фонд "Сколково" договорился с депутатом Госдумы Ильей Пономаревым о том, что парламентарий прочтет в наукограде курс лекций и напишет научную работу о коммерческих технологиях и продвижении инновационных компаний за рубежом. По данным "Известий", за работу он должен был получить 750 тыс. евро – соответственно, лекции оценили в 300 тыс. евро, а научную работу в 450 тыс. евро.

"Работа была сдана в срок, претензий не было, акты приемки были подписаны фондом, деньги получены и задекларированы", – рассказал депутат в интервью "Русскому репортеру".

Однако, сумма, заплаченная за лекции, заинтересовала следователей, и в апреле 2013 года СКР возбудил уголовное дело о растрате в особо крупном размере (ч.4 ст. 160 УК РФ).

Согласно выводам внутренней аудиторской проверки, скандальную сделку заключил Алексей Бельтюков, бывший тогда вице-президентом "Сколково". В итоге он стал главным фигурантом дела о растрате, а следователи взялись за проверку депутата и отдали его лекции на проверку экспертам, которые должны были выяснить их научную ценность.

"Эксперты выяснили, что отчет о проделанной работе, на основании которого Пономарев получал гонорары, был составлен не им самим, а другим человеком. Что касается ценности научного труда Пономарева, то, доктора наук, которые изучили его работу, установили, что она от силы тянет на студенческий реферат. Причем сама работа так нигде и не была опубликована, что нарушает первоначальные договоренности", – рассказал официальный представитель СКР Владимир Маркин.

По мнению следователей, чтобы скрыть факт растраты, Бельтюков в период с февраля 2011 по февраль 2012 года незаконно передал депутату Госдумы Илье Пономареву 750 тыс. евро под предлогом проведения лекций. Но договор был исполнен не до конца – например, политик так и не опубликовал научную работу, а некоторые лекции длились менее 10 минут.

Тогда в фонде решили через суд выяснить правомерность претензий СКР и в случае подтверждения взыскать с депутата уже выплаченные денежные средства.

В фонде не исключали, что произошедшее – просто недоразумение и депутат, например, мог ввести представителей наукограда в заблуждение и нарушил договорные обязательства.

"Необходимо отметить, что еще до подачи иска, 17 апреля 2013 года, фонд направил письмо депутату Пономареву с запросом о предоставлении развернутой, уточненной и детализированной информации по фактическому содержанию публичных выступлений", – говорится в заявлении фонда, поступившем в "Интерфакс". В сообщении также отмечается, что письмо осталось без ответа и это "дало дополнительные основания предположить, что в процессе сотрудничества Пономарев ввел фонд в заблуждение и нарушил свои договорные обязательства".

В свою очередь Илья Пономарев заявил "Интерфаксу", что ответил на письмо на следующий день и предоставил доказательства суду.

"Они прислали свое письмо официально в Госдуму по фельдъегерской связи, и я на следующий день официально им ответил также по фельдъегерской связи. Об этом есть соответствующие отметки в документах, которые я и представил", – сказал депутат, подчеркнув, что по договору замечания по поводу выполненных работ можно было предоставлять только до подписания документа.

"Фонд мог дать мотивированные претензии, но до подписания акта, а акт подписан и деньги перечислены", – отметил он.

В ответ на это глава фонда Виктор Вексельберг посоветовал политику вернуть гонорар, полученный в "Сколково".

"Я воздержусь от каких-то категорических советов, все-таки дело каждого принимать те или иные решения, но, если говорить чисто банально, на языке бизнеса, то, по крайней мере, верни то, что нечестно получил. По крайней мере, и тебе будет морально спокойнее. Ну, уж и нам точно", - заявил Вексельберг в программе "Вести в субботу" с Сергеем Брилевым на телеканале "Россия-1".

По его словам, в фонде доверяли Пономареву и не стали проверять предоставленные им отчеты.

"Мы столкнулись с тем, что просто отчеты, которые он нам предоставлял по двум своим работам, они не соответствовали действительности. И, увы, Следственный комитет подтвердил этот факт, и мы были вынуждены обратиться в соответствующие инстанции с тем, чтобы были возбуждены соответствующие расследования", – пояснил глава фонда "Сколково".

Сам депутат не согласился с подобной трактовкой произошедшего: по его словам, обязанности по контракту со "Сколково" он выполнил.

"Работа сделана, деньги потрачены, и Вексельберг это знает", – сказал Пономарев "Интерфаксу".

Договориться стороны так и не смогли: фонд настаивал на возвращении денег, депутат напоминал, что он выполнил условия контракта и не станет возвращать гонорар. Поэтому дело передали в суд – "Сколково" требовало у депутата вернуть 9 млн рублей (примерная сумма, заплаченная фондом за лекции).

Как рассказал сам парламентарий, ему регулярно приходят письма от фонда с требованием вернуть деньги, однако механизмы возвращения денег в них не прописаны.

"Письма приходят постоянно, я также написал письмо, где просил предложить мне юридические механизмы возвращения денег, но ничего конструктивного мне предложено не было", – сказал депутат.

Он также был убежден в своей победе в деле.

"Я весь 2010 и большую часть 2011 года непрерывно ездил по миру и рекламировал "Сколково", публичных выступлений было не менее 50. Но менеджеры фонда просили отчитаться именно таким количеством, чтобы потом не давать повода аудиторам усложнять процедуру проверки. Поэтому был отчет с небольшим запасом – 10 мероприятий", – рассказал он в интервью "Русскому репортеру", подчеркнув, что его задачей было рассказать о планах фонда и "результаты включить в научно-аналитическую работу, чтобы все пожелания были учтены в бизнес-моделе "Сколково".

Однако у обвинения было другое мнение. Так, на одном из заседаний представитель фонда заявил, что Илья Пономарев читал лекции не по оговоренным темам, а некоторые его выступления не длились и 10 минут.

Представитель фонда рассказал, что по договору депутат должен был прочесть 10 лекций, но из них качественно отработал только одну. Остальные же не соответствовали требованиям контракта: четыре раза он выступил с докладом не на ту тему, а на выступлении в Томске ограничился лишь вступительным словом.

"Это подтверждается показаниями свидетелей, там было всего лишь приветственное слово", – подчеркнул юрист.

Оставшиеся лекции, по его словам, так и не были прочитаны: ответчик должен был выступить в Корее и в Америке, но подтверждения того, что лекции были проведены, нет. Кроме того, оратор в своем отчете завышал число посетителей лекции: вместо 100 указывал 250 человек, вместо 25 - 60. И критиковал фонд, поясняя, что как инвестор он бы не "пришел в "Сколково", потому что там есть люди, которые некомпетентны".

Депутат в итоге не признал свою вину, подчеркнув, что свою работу он выполнил качественно и в полном соответствии с требованиями договора. Тем не менее, Гагаринский суд Москвы постановил частично удовлетворить требования "Сколково" и взыскать с депутата 2,7 млн руб. Пока Илья Пономарев не делал публичных заявлений на этот счет, но у него еще есть возможность оспорить решение суда.

Обозреватель Татьяна Кочеткова