Москва / Точка зрения 3 ноября 2016 г. 16:11

Авиаспор из-за статуса

Interfax-Russia.ru – Россия и Таджикистан могут приостановить авиасообщение между друг другом из-за спора по статусу аэропорта "Жуковский". В Душанбе считают, что этот вопрос – решаемый.

Авиаспор из-за статуса
© РИА Новости. Евгений Одиноков

Россия может в одностороннем порядке прекратить воздушное сообщение с Таджикистаном. Как рассказали "Коммерсанту" источники в отрасли и подтвердили в Минтрансе, такое решение станет ответом на отказ таджикских властей согласовать назначения на полеты российских авиакомпаний из нового аэропорта "Жуковский".

Аэропорт в подмосковном Жуковском заработал в конце мая 2016 года, его развитием занимается "Рампорт Аэро" - СП структуры "Ростеха" (25%) и литовского холдинга Avia Solutions Group (75% минус одна акция). В августе Росавиация выдала допуски на международные полеты из Жуковского "Уральским авиалиниям", "ВИМ-Авиа" и "Ямалу". Назначения в города Таджикистана - Душанбе и Худжанд - получили "Уральские авиалинии", о чем МИД РФ известил посольство Таджикистана еще в конце августа.

По мнению таджикской стороны, пояснил один из собеседников издания, "Жуковский" стал четвертым полнофункциональным аэропортом московского авиационного узла, поэтому дополнительное назначение авиакомпаний на рейсы в Душанбе и Худжанд представляет собой одностороннее увеличение Россией количества перевозчиков и частот полетов на этих линиях. На этом основании власти Таджикистана отказались принять назначение российского перевозчика.

В свою очередь, в Минтрансе "Коммерсанту" пояснили, что, по распоряжению правительства, к Москве относятся международные аэропорты федерального значения "Внуково", "Домодедово", "Шереметьево", а международный аэропорт "Жуковский" отнесен к Раменскому. Поэтому "попытка таджикской стороны определить статус российского аэропорта нарушает суверенитет властей РФ на своей территории", а их отказ принять назначения российского перевозчика на воздушные линии из Жуковского "является прямым нарушением" межправсоглашения о воздушном сообщении.

В министерстве считают, что авиавластям Таджикистана следует учитывать, что основные пассажиры на этих маршрутах - "таджикские трудовые мигранты, обеспечивающие за счет РФ до 48% ВВП Таджикистана". Если позиция таджикских властей не изменится, то приостановка воздушного сообщения со стороны РФ вступит в силу, чтобы "не допустить ущемление прав" российских авиакомпаний, сообщили "Коммерсанту" в Минтрансе.

Переговоры по вопросу полетов авиакомпаний двух стран авиационные власти Таджикистана и России проведут в Душанбе 24 ноября.

"Было письмо от российской стороны, что мы должны обсудить этот вопрос, мы их пригласили 24 ноября на переговоры. Эти вопросы касаются авиационных перевозчиков. Вопрос решаемый, не надо делать поспешных выводов. По результатам переговоров авиационных властей двух стран предполагается подписать меморандум", - сообщил "Интерфаксу" представитель управления гражданской авиации Минтранса республики Анвар Нуров.

Между тем, в министерстве транспорта РФ "Интерфаксу" заявили, что РФ все же "оставляет за собой право" приостановить с 8 ноября воздушное сообщение с Таджикистаном, если позиция Душанбе, не желающего согласовать полеты российских авиакомпаний в страну из нового аэропорта "Жуковский", останется неизменной.

Такой шаг, по словам собеседника агентства, позволит "не допустить ущемления прав российских авиаперевозчиков", которым авиавласти Таджикистана отказали в принятии с отправлением из "Жуковского".

"Управление гражданской авиации Минтранса республики письмом от 28 октября выразило мнение, что назначение авиакомпаний на указанные воздушные линии будет подразумевать увеличение перевозчиков и частот полетов на линиях между Москвой и Душанбе и Худжандом, и, тем самым, отказало в принятии назначения российского перевозчика", - подтвердил суть конфликта представитель Минтранса РФ, напомнив, что правительство РФ официально открыло аэропорт Раменское для выполнения международных полетов распоряжением от 15 марта 2016 года.

Действия Душанбе российское транспортное ведомство считает "недопустимыми в международных отношениях". "Попытка таджикской стороны определить статус российского аэропорта нарушает суверенитет властей РФ на своей территории, а их отказ в назначении российского перевозчика на воздушные линии с отправлением из "Жуковского" является прямым нарушением соглашения о воздушном сообщении между РФ и Таджикистаном от 1997 года, а также протокола встречи между авиавластей (двух стран - ИФ) от 2010 года", - подчеркнул собеседник агентства.

Кроме того, представитель российского Минтранса сообщил "Интерфаксу", что вопрос об авиационном сообщении между двумя странами планируется обсудить и в Бишкеке: там проходит заседание совета глав правительств ШОС, Россию на нем представляет премьер-министр Дмитрий Медведев.

Это не первое недопонимание в авиационной сфере между Россией и другими странами СНГ. Дело в том, что в марте Москва отказалась разрешить казахстанской Air Astana безвозмездно летать по транссибирскому маршруту в Улан-Батор, сославшись на то, что иностранные компании переводят РФ платежи (роялти) за пролеты над Сибирью. В ответ власти Казахстана грозили остановить рейсы "Аэрофлота" в страну.

Двусторонние переговоры результатов не принесли. Москва готова согласовать полеты, но только при условии "хотя бы минимальной платы" за пролет, поскольку предполагается, что Air Astana будет летать по Транссибирской магистрали (ТСМ). Иначе "возникнет прецедент, и европейские перевозчики справедливо предъявят претензии".

Air Astana полагает, что, возможно, отказ имел целью предотвращение перераспределения транзитного пассажиропотока из Монголии в Европу, то есть устранение конкуренции на маршрутах в Монголию.

Пока казахстанская сторона рассматривала альтернативные "российскому" варианты полетов в Монголию - по территории Китая, Минтранс РФ подготовил проект "дорожной карты" по либерализации авиасообщения с Казахстаном, который, кроме прочего, предполагает действие режима "открытого неба" для перевозчиков двух стран.

Режим "открытого неба" означает снятие в одностороннем порядке ограничений на полеты: по количеству назначенных авиаперевозчиков и рейсов. При этом любая авиакомпания может выполнять полеты вне зависимости от того, заключены межправсоглашения об авиационном сообщении между Россией и страной авиаперевозчика или нет.

Однако Казахстан отказался от режима "открытого неба" с авиаперевозчиками РФ до 2025 года. "Не будет таких изменений", - заявил в сентябре агентству "Интерфакс-Казахстан" министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.

По его словам, Мининвестразвития республики "будет перерабатывать" дорожную карту по развитию авиасообщения, предлагаемую Россией, "работать в рамках документов по ЕАЭС, Таможенному союзу".

Вместе с тем в начале октября в ходе XIII форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана глава Минтранса РФ Максим Соколов заявил, что Москва и Астана согласовали "концептуальные подходы" дальнейшего сотрудничества в области авиасообщения.

Это, по его словам, прежде всего, снятие ограничений на полеты по существующим направлениям в Астану и Алма-Ату из Москвы.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook