Москва. 15 февраля. ИНТЕРФАКС - Институт экономики роста имени П.А. Столыпина представил первое в России исследование с анализом миграции молодежи из центра на периферию.
"Мы выбрали повестку, более близкую к жизни простого человека, которая очень важна для страны. В небольших городах мы сталкивались с проблемой, когда люди уезжают. В малых городах это оказывает давление и на предприятия, и на социальную сферу, и вообще на судьбу городов, которых в России очень много. Проблема малых городов - проблема освоенности территории", - сказал исполнительный директор института Антон Свириденко на презентации исследования в четверг в центральном офисе "Интерфакса".
Так называемый "центробежный фактор", по оценке участников исследования, заслуживает рассмотрения с точки зрения анализа ситуации в малых городах.
"Исследований центробежной миграции раньше не было. А такая миграция точно есть", - сказал управляющий партнер АО "ИнтерМедиаКом" Михаил Тайц, принявший участие в презентации исследования.
Эксперт привел данные по малым городам, отметив, что в стране таких городов с численностью населения до 50 тысяч человек порядка 800. При этом в малых городах в настоящее время проживают 16 млн человек, что составляет 14,6% городского населения России.
Аналитик отметил, что одной из проблем малых городов является дефицит кадров, и, согласно данным муниципалитетов малых городов, недокомплект врачебных кадров составляет 27-46%, а учителей 7-10%.
Что касается самой миграции молодежи в малые города, то, как отмечает Тайц, в целом эта тенденция на данный момент представляет собой "не столько социально-экономический, сколько ценностный феномен".
Гармоничное развитие малых городов, включая социально-экономическую составляющую, представляется наиболее эффективным в случае увязки стратегий региональных и местных властей с концепциями, которые предложены предпринимателями, считает начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский.
"Для тех, кто хочет остаться в малом городе либо вернуться или переехать в него, очень большое значение имеет динамика, возможность видеть, что город развивается. Безусловно, скорость этого развития в Москве и небольшом городе неодинакова. Но это не вопрос соревнования", - отметил экономист в ходе презентации исследования.
"Важно в рамках стратегического планирования увязать концепции субъектов Федерации, малых и средних городов с отраслевыми стратегиями бизнеса. Мы понимаем, что стратегия одной-двух крупных компаний в отношении населенного пункта может иметь очень важное значение. Иногда решающее для будущего малого города", - сказал он.
Немалую роль для привлечения молодежи в малые города должна сыграть имиджевая составляющая, считает директор дивизиона "Городская экономика" АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" Ольга Захарова.
"Прежде чем говорить об удержании молодежи в малых городах и привлекательности малых городов, надо создавать моду на эти малые города. Потому что пока это не модно, люди туда не поедут", - сказала она.
"Я коснусь вопроса эстетики и дизайна. Если приехать в малые города, то там можно увидеть ужасные вывески. Такое впечатление, что идешь по рынку. Глаз устает. Поэтому чувства вкуса, наверно, не хватает в малых городах для того, чтобы можно было видеть ту архитектуру, которая там есть. А это их конкурентное преимущество - исторические дома, деревянные дома, объекты культурного наследия, которых мало в крупных городах и много в малых", - отметила Захарова.