Москва. 13 января. ИНТЕРФАКС - Минздрав России в январе этого года должен представить в правительство законопроект, связанный с установлением административной ответственности за распространение в СМИ и интернете информации, содержащей предложения о торговле поддельными медицинскими документами.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил план законопроектной деятельности правительства РФ на 2022 год.
В частности, Минздрав России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны подготовить соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях в январе, а в мае документ должен быть внесен в Госдуму.
Кроме того, Минздрав и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в январе должны подготовить изменения в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Росздравнадзора полномочиями принимать решение о блокировке интернет-ресурсов, содержащих информацию о торговле поддельными медицинскими документами, а также определения оснований, необходимых для включения в соответствующий реестр информации, распространение которой в РФ запрещено.
Этот документ также должен быть внесен в Госдуму в мае.
23 ноября 2021 г. проекты соответствующих инициатив были опубликованы на портале проектов нормативно-правовых актов.
Первым законопроектом предлагается ввести в ст. 13.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) норму об ответственности за распространение в средствах массовой информации и интернете "информации, содержащей предложение" о предоставлении медицинских документов без проведения необходимых медицинских исследований и выдаче их лицами, которые не имеют на это права.
За подобное правонарушение разработчики предлагают штрафовать граждан на сумму от 100 до 200 тыс. рублей, должностных лиц - от 200 до 500 тыс. рублей, на юрлиц - от 500 тыс. до 1 млн рублей. За повторное правонарушение законопроект предполагает штрафы от 200 до 300 тыс. рублей для граждан, от 500 до 700 тыс. рублей для должностных и от 1 до 5 млн рублей для юридических лиц.
Также во всех указанных случаях предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения.
Законопроект касается предложений лиц, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности или проведение необходимых исследований, не заключивших трудовые договоры с соответствующими специалистами, не имеющих в своей лицензии адресов, по которым предлагается получать медицинские документы.
Второй инициативой предлагается вносить в реестр сайтов с запрещенной к распространению в РФ информацией ресурсы с предложениями о предоставлении медицинских документов без проведения медицинских исследований и о предоставлении их лицами, которые не имеют на это права.
К ним относятся лица, не имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности или проведение необходимых исследований, не заключившие трудовые договора с соответствующими специалистами, не имеющие в лицензии адресов, по которым предлагается получать медицинские документы.
Блокировке также подлежат сайты, предлагающие доставку медицинских документов.
Включение таких ресурсов в реестр сайтов с запрещенной к распространению в РФ информацией предлагается производить по запросу Росздравнадзора - законопроект содержит норму о наделении ведомства такими полномочиями.
При этом владельцам социальных сетей вменяется в обязанность мониторить собственные ресурсы на предмет распространения такой информации.
Предлагаемые изменения вносятся в п. 1 ч. 5 ст. 151 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в котором содержатся основания для внесения сайтов в реестр ресурсов с запрещенной информацией, а также в 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".
В настоящее время решение о внесении ресурсов в реестр запрещенных в РФ сайтов могут принимать Роскомнадзор (противодействие распространению детской порнографии), МВД (борьба с оборотом наркотиков), Роспотребнадзор (пропаганда суицида), Росалкогольрегулирование (незаконная продажа алкоголя), ФНС (нелегальные казино), Росмолодежь (в отношении информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в свершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц), а с 1 декабря - Банк России (в отношении мошеннических сайтов в финансовой сфере). Ведение реестра ресурсов с запрещенной информацией осуществляет Роскомнадзор.
Право внесудебной блокировки есть и у Генпрокуратуры, которая направляет в реестр ссылки на ресурсы с призывами к массовым беспорядкам, пропагандой терроризма и экстремистскими материалами.
Вступление обоих документов в силу запланировано на 1 марта 2022 года. Обе инициативы разработаны по итогам тематического совещания вице-премьера Татьяны Голиковой с Минздравом РФ, Росздравнадзором и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, прошедшего 27 октября этого года, отмечается в пояснительных записках к документам.