Москва. 5 февраля. ИНТЕРФАКС - Объекты авторского права можно будет использовать без согласия правообладателей в рамках научных исследований по применению искусственного интеллекта (ИИ) в творческой сфере, следует из проекта плана мероприятий по развитию креативных индустрий (есть в распоряжении "Интерфакса"), подготовленным Минкультуры.
В частности, одним из пунктов плана значится "расширение возможностей использования систем машинного обучения, искусственного интеллекта в сфере творческих (креативных) индустрий".
Его ожидаемым результатом должны стать уточнение случаев "свободного использования охраняемых объектов авторских и смежных прав для научных исследований посредством использования в системах машинного обучения", установление правового режима "использования результатов, созданных с использованием таких систем, посредством установления запрета на распространение таких результатов, если при их создании не были получены согласия правообладателей обработанных объектов авторских и смежных прав", говорится в документе.
Как пояснил "Интерфаксу" президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, участвующий в разработке проекта, этот пункт означает, что для целей машинного обучения можно будет использовать объекты авторского права без согласия правообладателей, но исключительно в рамках научных исследований.
"В целом Гражданский кодекс и сейчас позволяет это делать, просто формулировки не вполне однозначны. Это позволит глубоко понять авторские стили в музыке и живописи, в литературе. При этом системы машинного обучения устроены так, что способны и сами генерировать нечто подобное, что им "скормили" в процессе обучения. Вот этот вид использования без согласия автора будет невозможен", - отметил Матвеев.
Также предлагается обеспечить грантовую поддержку проектов, связанных с разметкой данных для систем машинного обучения и искусственного интеллекта, содержащих произведения, доступные на условиях открытой лицензии, а также других проектов, направленных на расширение использования ИИ в творческих индустриях.
Планируется, что изменения будут внесены в часть четвертую Гражданского кодекса РФ. Ответственными назначены Минэкономразвития, Минобрнауки, Минцифры и Минкультуры. Срок исполнения - до четвертого квартала 2024 года.
ОСТАЛЬНЫЕ МЕРЫ
Всего в проекте, озаглавленном как план мероприятий по реализации концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, содержится свыше 50 мер. Среди них меры по поддержке креативных индустрий, таких как современные медиа и производство цифрового контента, архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия, народные художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность, искусство (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.).
Среди мероприятий также много "цифровых" мер. Например, предлагается утвердить "стандарт на цифровую идентификацию предметов искусства" и сформировать инфраструктуру "на основе технологий распределенного реестра для хранения цифровых идентификаторов предметов искусства и синхронизации данных о материальных носителях, цифровых активах и интеллектуальных правах".
По словам Матвеева, речь здесь идет о записи высокоточной информации, позволяющей идентифицировать оригинал предмета - картины, гравюры, скульптуры. "Наличие такого блока данных позволит изменить процедуры временного ввоза и вывоза российских арт-объектов на международные ярмарки, выставки и аукционы, решить проблему защиты от подделок. Кроме того, появится инструмент контроля за движением оригинала со стороны художника", - рассказал он.
Таким образом, появится возможность эффективно бороться с цифровым контрафактом, например, NFT, которые создаются с нарушением авторских или смежных прав, уточнил эксперт.
Также концепция предполагает законодательные меры по борьбе с пиратством в интернете и поощрение добросовестного поведения распространителей цифрового контента. Как пояснил президент Федерации интеллектуальной собственности, например, решение о досудебной блокировке или внесудебном ограничении доступа к лицензиатам предлагается не применять - для них все споры только в судебном порядке.
Среди других "цифровых" мер - уточнение требований к обороту прав интеллектуальной собственности, совершаемому в цифровой форме с помощью распределенного реестра (блокчейна) и установление возможности взаимодействия с госорганами и организациями через распределенный реестр.
"Фактически общественно-государственная инфраструктура IPChain работает, речь идет только о расширении ее использования в качестве реестра залогов прав при кредитовании и незначительных уточнениях взаимодействия с уполномоченным органом власти при сделках с патентными правами", - объяснил Матвеев.