1 декабря. Interfax-Russia.ru - Искусствовед, бывший директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова скончалась в возрасте 98 лет, сообщили во вторник "Интерфаксу" в пресс-службе музея.
"Ирина Александровна умерла, это правда", - сказали в пресс-службе.
Там сообщили, что причиной смерти искусствоведа стали хронические заболевания, которые были отягчены коронавирусом COVID-19.
"У Ирины Александровны 26 ноября была диагностирована коронавирусная инфекция", - сказали "Интерфаксу" в пресс-службе музея.
В музее сообщили, что Антонова страдала рядом хронических заболеваний: "ишемическая болезнь сердца, хроническая сердечная недостаточность, нарушение ритма сердца, которые были отягощены коронавирусом".
Соболезнования в связи с кончиной Антоновой выразил президент РФ Владимир Путин.
"Печальное событие, умерла Ирина Антонова. Ее Путин очень хорошо знал. Бывал неоднократно у нее в музее. Ценил ее экспертные глубочайшие знания. И президент глубоко соболезнует в этой связи", - сказал журналистам во вторник пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Глава Минкультуры РФ Ольга Любимова в свою очередь заявила, что смерть президента ГМИИ им. Пушкина является невосполнимой утратой для отечественной культуры.
"Посвятив свою жизнь музейному делу, Ирина Александровна стала легендой, сочетавшей высочайший профессионализм, гражданскую ответственность, исключительную преданность музейному делу. Ее профессиональные и общественные заслуги были отмечены целым рядом высоких государственных наград, а ее авторитет высоко ценился и за рубежом, в мировом музейном сообществе", - сказала Любимова журналистам во вторник.
По ее словам, на посту директора ГМИИ имени А.С. Пушкина Антонова проявила незаурядные организаторские качества. Под ее руководством в музее состоялись легендарные выставки - "Москва - Париж", "Москва - Берлин", "Россия - Италия", большие экспозиции, посвященные творчеству Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Уильяма Тернера, Микеланджело Караваджо.
Гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова со своей стороны призналась, что уход Антоновой из жизни стал полной неожиданностью. "То, что произошло сегодня ночью, было неожиданностью для всех нас. Невзирая на очень серьезный возраст Ирины Александровны, казалось, что она всегда будет директором, потом всегда будет президентом Пушкинского музея. Она до последнего времени продолжала вести лекционные курсы и даже записывала лекции онлайн в этом тяжелом и трудном 2020-м году, когда закрывались музеи, отменялись музыкальные фестивали и выставки", - сказала Трегулова "Интерфаксу" во вторник.
По ее словам, "ушла действительно великая женщина, огромный пласт современной музейной жизни". "Это человек, который трансформировал само понимание выставочной деятельности, который воспринимал музей, как площадку не только для показа художественных произведений, а как место, где встречаются самые различные виды искусств. Отсюда идеи "Декабрьских вечеров", которые Ирина Александровна придумала вместе со Святославом Рихтером", - сказала гендиректор Третьяковки.
Говоря о личных качествах Антоновой, Трегулова отметила, что та "была невероятно энергичным, смелым, бескомпромиссным человеком, прекрасной женщиной, которая всегда в форме, у которой многому можно было научиться". "Это был характер такой силы, что, конечно, очень трудно поставить кого-то рядом с ней".
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал Антонову блестящим руководителем и символом музейного дела XX века.
"Сегодня грустный день, скончалась Ирина Александровна Антонова. Для нас это большая утрата. Я знал ее с моего детства, она всегда была для меня, как и для многих, ориентиром человека и руководителя. Она была символом музейного дела XX века, второй половины XX века, примером того, насколько личность имеет значение: репутация ее музея в значительной мере создавалась ею и ее работой", - сказал Пиотровский во вторник в рамках интернет-встречи.
Он отметил личные качества Антоновой.
"Она была блестящим директором. Она была всегда женственна, элегантна, интеллигентна, в то же время она была твердой, жесткой, практичной, знающей, что она делает. Все это вместе очень важно для музея", - добавил Пиотровский.
В Союзе музеев России в свою очередь заявили, что память об Антоновой будет храниться, пока стоит ГМИИ им. Пушкина. "Легендарный директор Пушкинского музея, непреклонный борец за развитие и славу музея. Человек, открывший нашему зрителю путь к шедеврам мирового искусства. Тонкий ценитель и знаток музыки, научивший нас наслаждаться единением музыкального и изобразительного искусства", - говорится в заявлении на сайте Союза.
Глава Федерации еврейских общин России Александр Борода также отметил вклад Ирины Антоновой в преодоление железного занавеса в искусстве XX века.
"В ней было твердое, незыблемое и совершенно не конъюнктурное понимание того, что для развития искусства нужен свободный диалог, что если мы хотим воспитывать "выдающихся" художников, то для музеев страны должен быть "безвизовый" режим. И это преодоление, казалось бы, нерушимых границ благодаря ее работе стало возможно для всех ее современников", - говорится в опубликованном во вторник соболезновании Бороды.
Раввин отметил, что легендарное событие 1974 года - экспонирование "Джоконды" в Москве - стало уникальным шансом для сотен тысяч советских людей "побывать" в Лувре. "Выставка "Париж-Москва" даже не может быть оценена в современных категориях, хотя, безусловно, представление экспозиции было всегда безупречно, на уровне идеала. Но "Париж-Москва" сотворила невероятные изменения - приподняла железный занавес и утвердила Москву в качестве значимого участника мирового культурного контекста", - считает лидер еврейской общины.
Прощание с президентом Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им.Пушкина Ириной Антоновой пройдет в закрытом формате, похоронена она будет на Новодевичьем кладбище, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе музея.
"Прощание с Ириной Александровной в связи со сложной эпидемиологической ситуацией ограничится кругом близких друзей. Похоронена она будет на Новодевичьем кладбище", - сказали в пресс-службе.
На Новодевичьем кладбище захоронен прах супруга Антоновой искусствоведа Евсея Ротенберга, который умер в 2011 году.
Антонова родилась 20 марта 1922 года в Москве. С 1940 года студентка Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
В 1945 году поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью ее научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
С февраля 1961 по 2013 год - директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. После этого занимала пост президента музея.
Член Общественной палаты РФ с 2011 года. Полный кавалер Ордена "За заслуги перед Отечеством", является лауреатом множества наград.