О ключевых тенденциях на отечественном рынке частных инвестиций, развитии цифровой экономики и клиентской экосистеме будущего в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель председателя правления Финансовой группы БКС по розничному бизнесу Станислав Новиков.
- Станислав, по Вашим наблюдениям, как меняется современный рынок частных инвестиций в России и сами инвесторы?
- В сознании частных инвесторов происходят важные перемены. Все большему числу людей интересно структурировать свои финансы, они желают разобраться в своем текущем положении, осознать свои цели и начать движение к ним при поддержке финансового советника.
Перемены эти не случайны и, конечно, не вызваны одним лишь ростом финансовой грамотности. Рынок частных инвестиций в последние годы двигают вперед три "кита" - это низкая инфляция, государственные меры, направленные на развитие сегмента частных инвесторов, и стремительная эволюция финансовых технологий.
Стабильная низкая инфляция позволяет увеличивать число долгосрочных инвесторов, она стимулирует спрос на инвестиционные продукты и способствует появлению "длинных" денег в экономике. Государство оперативно адаптирует законодательство к происходящим переменам. Среди важнейших мер - удаленная идентификация клиентов, система индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), льгота по налогам для российских облигаций.
Третий ключевой драйвер - финтех. Благодаря высоким технологиям инвестиции становятся людям ближе, доступнее и понятнее, эти технологии открывают новые возможности и перед инвестиционными компаниями, и перед их клиентами.
- Как вы оцениваете рост финансовых технологий в контексте развития цифровой экономики?
- Мы видим, что цифровизация буквально формирует вокруг нас новую реальность, и скорость этих изменений нарастает. Это изменения, которые лягут в основу нашей цифровой экономики. Сквозные digital-решения будут все шире применяться как в финансах, так и в системе госуправления, в социальной сфере, промышленности, энергетике, транспорте и прочих сферах.
И если сейчас доля цифровой экономики в ВВП РФ - порядка 2%, то уже к 2021 году доля "чистой" цифровой экономики, по нашим оценкам, может вырасти вдвое, до 4-5% ВВП.
Государство готово использовать преимущества цифровой эпохи в самых разных сферах, но среди очевидных приоритетных задач - внедрение в повседневную жизнь передовых финансовых технологий.
- Каков, по-вашему, потенциал цифровизации, какие проблемы она помогает решать?
- Потенциал колоссальный. Россия по количеству пользователей интернета - лидер в Европе. При этом, например, финансовыми продуктами и услугами удаленно пользуется пока сравнительно небольшая часть населения. Все указывает на то, что мы в начале перемен и что конкуренция финансовых организаций в цифровом пространстве в ближайшие годы будет неизбежно нарастать.
Есть и другая примечательная статистика. Россия по отношению числа действующих офисов и банкоматов кредитных организаций к количеству населения опережает большинство стран G7. Но обслуживать подразделения банка на отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территориях всегда было слишком дорого. Цифровизация решает эту проблему.
Важно еще и то, что этот процесс начал сглаживать разницу в финансовой осведомленности между жителями мегаполисов и отдаленных уголков страны.
- Что меняется в розничном банковском бизнесе с внедрением новых технологий? Как их использует БКС?
- Многие банки уже изменили свою стратегию на цифровую, даже консервативные игроки сейчас пересматривают свой фокус и вектор развития бизнеса. Рынок сделал свой выбор.
Цифровые технологии проникли во все направления деятельности БКС. Модель привлечения в основном строится на цифровых каналах - она имеет лучшее сочетание по охвату аудитории, стоимости, возможностям таргетирования рекламы, контролю эффективности. Большинство финансовых продуктов и услуг сегодня можно оформить дистанционно, без посещения офиса или встречи с курьером. Безусловно, БКС очень активно использует онлайн-сервисы в обслуживании клиентов.
Для создания лучших инвестиционных решений используется big data и машинное обучение, позволяющие анализировать не только историю поведения клиента внутри финансовой организации, но и лучше понимать и предсказывать его потребности.
В дополнение к широкой офлайн-сети "БКС Премьер", "БКС Ультима" и "БКС Брокер", а это 87 офисов и свыше 100 агентских пунктов, мы работаем над цифровой экосистемой. По сути, это будет отдельный большой бизнес, нацеленный на привлечение и обслуживание клиентов через digital. Эта система будет объединять традиционный онлайн-банкинг, инвестиции, программу лояльности и сервис умных советов.
- Может ли развитие цифровых каналов со временем привести к тому, что офлайн однажды просто "отомрет" за ненадобностью?
- В обозримом будущем этого не случится. Растущее проникновение технологий в финансовую жизнь и возможности digital-каналов, конечно, меняют формат взаимодействия банка и клиента, многие операции уходят в онлайн. Но для очень многих клиентов безопасные и комфортные технологии - это важный, но отнюдь не определяющий фактор.
Мы продолжаем уделять много ресурсов и внимания развитию сети филиалов и планируем открывать представительства "БКС Премьер" в новых городах - опыт показывает, что непосредственный, живой контакт с финансовым советником помогает создавать для клиента решение, наиболее полно соответствующее его инвестиционному профилю и финансовым целям. К тому же мы видим, что спрос на профессиональные консультации и персональное финансовое планирование в регионах уверенно растет.
- В чем, на ваш взгляд, секрет успеха бизнес-стратегии БКС, и на что вы намерены делать ставку в перспективе?
- БКС более 23 лет успешно работает на рынке, при этом с 2015 года мы смогли фактически удвоить нашу клиентскую базу, выйти на первое место по количеству клиентов, зарегистрированных на Московской бирже, и сейчас нам доверяют уже более 300 тысяч человек.
Стратегия ФГ БКС до 2022 года предполагает более чем трехкратный рост объема клиентских активов - до 1 трлн рублей, а количества клиентов - до 1,5 млн человек. Ставку продолжим делать на высокие технологии, инновационные продукты и персонифицированный сервис.