В Москве завершился форум "Россия зовет", посвященный привлечению инвестиций в ключевые сектора российской экономики. На полях форума совладелец группы компаний "РТК" Константин Синцов рассказал корреспонденту "Интерфакса" об инвестициях в перевозку леса и зерна, изменениях в этой отрасли, а также о технологическом развитии.
- Железная дорога является индикатором состояния промышленности. Расскажите, как чувствуют рынки, на которых вы работаете, и какие основные инвестиционные события произошли на них за последнее время?
- Холдинг, которым я управляю вместе с моим партнером Константином Засовым, перевозит десятки номенклатур грузов. Но основной нашей специализацией является перевозка аграрных грузов и леса.
За последние 10 лет мы стали свидетелями создания новой инфраструктуры зернового и лесного рынка России. Мы видим, что экспорт зерна за последние 10 сезонов вырос на 400%, что, согласитесь, неплохой инвестиционной результат. За те же 10 лет в модернизацию и создание новых производств лесного комплекса инвестировано более 800 млрд рублей. У обеих отраслей огромный потенциал, мы ожидаем дальнейшего роста инвестиций в эти сектора.
- А железнодорожная отрасль?
- Когда мы начинали работать, на сети было только 300 частных вагонов зерновозов. Сегодня это десятки тысяч частных вагонов на сети РЖД. Если из них составить поезд, то он протянется от Москвы до Санкт-Петербурга. За 10 лет Россия осуществила в наших отраслях, по сути, инфраструктурный скачок.
В зерне благодаря росту урожая существенно выросли инвестиции в развитие инфраструктуры, прежде всего портовой. К 2023 году проектные мощности по перевалке зерна в портах АЧБ могут вырасти в 1,6 раза до 71 млн тонн в год (сейчас - 45 млн тонн год) за счет развития Тамани, всех терминалов Новороссийска и мощностей малых портов Азовского моря.
Можно утверждать, что портовая зерновая инфраструктура и обрабатывающая лесная промышленность обеспечены вниманием инвесторов. Вместе с тем, при обозначенном росте потребуются серьезные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру. И мы видим этот запрос. Инфраструктура поля и леса пока еще требуют модернизации и грамотного сопряжения с железной дорогой. Необходимо добиться того, чтобы перевозка по железной дороге стала высокотехнологичной и отвечала современным требованиям. И здесь возможны две основные точки инвестиционного роста.
Первая - необходимо помочь собственникам в организации консолидированных партий груза на станциях отправления и переходить от повагонной отправки к маршрутам и зерновым экспрессам. До сих пор в России только три элеватора, которые могут оперативно сформировать партию для зернового экспресса в 4,5 тыс. тонн. Но это будет меняться. В этом ноябре РЖД вместе с нашей компанией "Русагротранс" запустили первые зерновые экспрессы из Сибири в направлении портов юга и северо-запада. Только в этом сезоне было отправлено более 20 таких экспрессов.
Когда один и тот же вагон едет 3 тыс. км из Сибири до северо-запада 15 дней или 5 дней - это огромная разница в технологическом плане. В крупных странах, занимающихся торговлей зерном, около 95% перевозок маршрутизировано, то есть осуществляется по сходной технологии. Нам же предстоит пройти этот путь.
То же самое касается и леса. По сравнению с 2015 годом количество маршрутных (груженых и порожних) отправок лесных грузов увеличилось в шесть раз, но пока говорить о том, что этот путь пройден, еще рано.
- Что потребуется, кроме внимания инвесторов?
- Эти технологии требуют инвестиций в развитие региональных станций, развитие элеваторов и подъездных путей лесозаготовительных предприятий. Уже сейчас понятно, что те предприятия, которые эти инвестиции осуществили, в итоге становятся крупнейшими региональными игроками, так как могут выигрывать в цене и оперативности у других местных игроков. Инвестиции в эту технологию могли бы стать очередным прорывом на рынке перевозок.
- Какие прорывные технологии вы могли бы назвать?
- Мы понимаем, что новые компьютерные технологии позволяют в разы эффективнее использовать существующие логистические мощности.
За 10 лет управления парком мы накопили макро данные, позволяющие начать реализовывать продукты по оптимизации управления вагонами, в том числе, разработанные с использованием технологии компьютерного обучения. Конечно, пока мы в самом начале этого пути, но у нас уже есть работающее решение, которое пока мы используем сами, но в скором времени готовы будем предлагать рынку.
- Можно ли говорить, что в лесной отрасли и на зерновом рынке основные изменения уже произошли?
- Российский рынок торговли зерном до сих пор не перешел от рынка товара к рынку продажи комплексной услуги. Лесной рынок тоже легко назвать молодым или развивающимся. Постепенно оба рынка учатся работать с большими объемами, что ведет к повышению прозрачности, а как следствие перехода грузов с автомобилей на железную дорогу. Российское зерно пока еще не стало полноценным комодитиз. До сих пор каждая партия зерна это, по сути, уникальный товар, со своими уникальными характеристиками. Но в ближайшие годы в связи с ростом объемов производства и консолидацией рынка это должно измениться. Зерно станет полноценным биржевым товаром, что позволит начать торговать обезличенными партиями и фьючерсом на российскую пшеницу.
Мы ожидаем, что рынок фьючерса на зерно привлечет крупных финансовых игроков, и финансовые объемы рынка вырастут кратно. Для нас главное, что при этих условиях заработают механизмы "уберизации" перевозок. Рынок товара превратится в рынок услуги.
Следовательно, вагоны начнут работать гораздо эффективнее, а главное сократится потребность в большом количестве резервного парка. Чтобы не остаться в стороне от этого проекта, мы совместно с Московской биржей разработали и внедряем технологии по "клик-перевозке", то есть для того чтобы купить партию зерна, достаточно будет осуществить сделку на специальной платформе в один клик. Все остальные действия, включая специфические для зернового и железнодорожного рынка, осуществит система. Уберизация приведет к тому, что с рынка перевозок уйдут несамостоятельные посредники, а небольшим собственникам вагонного парка, в том числе, кэптивным перевозчикам, будет проще отдать свой парк крупным игрокам-агрегаторам.
- Почему вы инвестируете в инфраструктурные проекты? Не проще ли было развивать другие направления бизнеса, которые подразумевают возможность быстрого выхода?
- Инвестиции в инфраструктурные проекты - это наша идеология. При этом свои личные деньги я инвестирую в социальные проекты по развитию спортивно-социальной инфраструктуры в родном мне городе Кемерово. Мы уже построили там спортивный центр международного уровня, в котором проходят международные соревнования и планируем масштабировать этот опыт на уровень школ, создав современные оборудованные спортивные залы в шаговой доступности от школ.
Мы не даром говорим с вами на форуме "Россия зовет". Инвестиции в инфраструктуру нашей страны я искренне считаю самыми доходными и выгодными. Ведь мало какой развивающийся рынок может похвастаться такими возможностями, как наш российский.