Москва / Эксклюзив 6 октября 2009 г. 13:05

Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова: Монетизация и достойная жизнь пенсионеров - не синонимы

Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова: Монетизация и достойная жизнь пенсионеров - не синонимы

Руководитель комплекса социальной сферы Москвы Людмила Швецова в интервью "Интерфаксу" рассказала о городских жилищных программах, защите льготников, очередях в детские сады, поддержке многодетных семей.

Людмила Ивановна, в СМИ начали появляться слухи о том, что призрак монетизации ходит уже где-то под Москвой. Это правда?

Что ходит под Москвой, не берусь судить, но в городе ее в ближайшее время точно не будет. Могу предположить, откуда берутся слухи, и кто их распускает. Эти люди хотят выставить себя борцами за интересы получателей льгот, а нас, правительство Москвы, чуть ли не выставить в том свете, что мы занимали выжидательную позицию накануне принятия пресловутого 122-го закона. Но это полный бред! Слишком свежа история, и еще не сданы в архив газетные подшивки с заявлениями Юрия Михайловича Лужкова, моими комментариями на этот счет.

Впрочем, поднимите распоряжение мэра о создании Общественного наблюдательного совета о ходе реализации 122-го закона в Москве, посмотрите протоколы его заседаний - и все станет ясно. Именно Ю.Лужков требовал защитить интересы московских пенсионеров, просил передать под нашу ответственность защиту всех льготников, проживающих в городе. Мы сделали все, чтобы закон о монетизации льгот вышел не в первой редакции, какую нам подсовывали ловкие политики, много и предметно работали с Госдумой, с правительством России, просили президента о личном вмешательстве. В результате, ни один москвич не почувствовал ухудшения своего материального положения. Хотя моральная составляющая тоже имела место быть: люди всю жизнь работали на совесть во благо своего Отечества, получали за это положенные льготы, - и вдруг в одночасье им говорят: "Льготы - глупость и вчерашний день!"

Льготы для нашего менталитета сегодня - пока не просто льготы, а своего рода награда за труд и честное служение обществу. Это не призрак и, надеюсь, долго им еще не станет. Поэтому, монетизация и достойная, благополучная жизнь наших пенсионеров - увы, не синонимы.

На заседание столичного правительства 6 октября был вынесен вопрос о городских жилищных программах, в том числе - итоги их выполнения с перспективой в 2010 год. Поправки на кризис есть?

Программа обеспечения жильем, к примеру, многодетных семей - это новое направление жилищной политики, поддержанное мэром, и мы пойдем дальше по этому пути. Строительство малоэтажного жилищного фонда на территории Москвы для улучшения жилищных условий многодетных - это нестандартное, новаторское решение, когда каждому ребенку предоставляется отдельная комната, когда благотворная "изоляция" значительно скрепляет семейные узы. Для обеспечения многодетных семей по договорам безвозмездного пользования выделено 46 тыс. кв. метров жилой площади в малоэтажном жилищном фонде, что позволило улучшить жилищные условия 179 многодетным семьям с пятью и более детьми.

Недавно меня журналисты спросили: "А не отказываются ли многодетные от временного проживания?" Я ответила, что временное - вовсе не такое уж и временное, учитывая тот факт, что если младшему ребенку сегодня 1-2 года, то до совершеннолетия - прилично-таки времени! При этом они остаются в очереди на улучшение жилищных условий. А если говорить об отказах, то наоборот - люди просятся в коттеджи для многодетных.

Продолжение в 2010 году данной программы - строительство оставшихся из 440 запланированных коттеджей позволит полностью решить проблемы жилищной обеспеченности больших многодетных семей очередников с пятью детьми, более того, сделать шаг вперед - перейти к обеспечению таким жильем семей очередников с четырьмя детьми, проживающих в коммунальных квартирах или общежитиях.

В приоритетном порядке у нас находятся участники и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) участников войны. В прошлом году мы имели очередь из 945 семей, нуждающихся в улучшении своих жилищных условий. Сегодня могу доложить, что необеспеченными остаются 27 семей. Юрий Михайлович (Лужков - ИФ) поставил задачу решить проблему до конца этого года - и мы ее выполним.

На особом положении у нас также дети-сироты. С 820 выпускниками детских домов, сиротских учреждений заключены договоры безвозмездного пользования жилыми помещениями. Раньше разного рода махинаторы стремились использовать житейскую неопытность этих ребят, лишить их законного угла, сегодня мы нашли механизм, который гарантирует, что квартиры сирота не лишится. Хочу подчеркнуть, что все квартиры детям-сиротам мы передаем готовыми для заселения, с полной отделкой.

В целом, говоря об обеспечении москвичей жильем, в 2008 году и в первом полугодии 2009 года на обеспечение очередников и переселение граждан было направлено 2 млн 900 тыс. кв. метров. Всего улучшили жилищные условия более 55 тыс. семей жителей города. Отдельные квартиры получили более 1 тыс. многодетных семей, улучшили свои жилищные условия 700 семей с детьми-инвалидами. 3,6 тыс. молодых семей решили свою жилищную проблему в рамках Московской программы "Молодой семье - доступное жилье". Из пятиэтажного, ветхого или аварийного жилья в новые квартиры были переселены 24 тыс. семей, на эти цели направлено 1,5 млн кв. метров. Отселение аварийного жилищного фонда остается также приоритетной задачей органов власти города.

Людмила Ивановна, вы сказали о гарантиях для детей-сирот в плане получения жилья, а правда ли, что проект закона "Об опеке и попечительстве" ухудшает условия жизни столичных сирот и ставит крест на патронатном воспитании? Что дальше будет с детским домом N19?

В проекте, скажу сразу, наоборот очень четко прописаны такие понятия, как "патронат" в качестве особой формы семейного устройства, "постинтернат" - воспитание и поддержка выпускников сиротских учреждений до достижения ими 23 лет. В новом законе впервые определены нормы дополнительных гарантированных выплат, льгот и дотаций приемным семьям. Несмотря на кризис, увеличены расходные обязательства города. Например, если семья взяла на воспитание трех и более детей, вознаграждение будет выплачиваться двум приемным родителям - и отцу, и матери. Вознаграждение патронатного воспитателя в Москве - более 15 тыс. рублей за воспитание каждого ребенка плюс такая семья получает из средств городского бюджета в среднем 6 тыс. на питание ребенка и еще 6 тыс. на содержание, необходимые вещи и прочие нужды. В итоге - около 27 тыс. Помимо этого, при посещении ребенком дошкольных и школьных учреждений за ним сохраняются все льготы, положенные детям, оставшимся без попечения родителей, как и право на получение собственной жилой площади при достижении им совершеннолетия. Включены в проект закона и другие формы поддержки замещающих семей. Согласно проекту нашего закона, договор о передаче сироты на патронатное воспитание будет заключаться не только между воспитателем и органом опеки и попечительства, а также и с учреждением, передающим ребенка в семью. Тем самым учреждение получило определенный правовой статус: возможность контроля за судьбой ребенка и обязательства оказания помощи патронатным воспитателям в решении тех или иных проблем. Опыт подсказывал, что такую норму необходимо вводить - опять же в целях защиты интересов ребенка.

Впервые эксперимент в Москве по патронатному воспитанию был начат в детском доме N19. В прошлом году это учреждение было передано в ведение департамента семейной и молодежной политики с изменением статуса, оно стало центром по патронатному воспитанию. Может, отсюда и пошли слухи о "кончине" детдома N19. А чтобы развеять остатки сомнений, могу доложить, что в прошлом году из городского бюджета на ремонт и техническое оснащение центра патронатного воспитания было выделено 16 миллионов рублей! Планируется строительство спортивного зала. Так что, судите сами - конец это или ренессанс, новая, более наполненная и осмысленная жизнь сиротского учреждения?

Что делается с очередью в детские сады? Сокращается ли она?

Несмотря на принятые меры, очередность в детские сады в городе Москве сохраняется и составляет на сегодняшний день 22 тыс. человек. Накануне 1 сентября мы говорили об очереди в 27 217 человек. Как видим, результат есть. Само собой, надо знать причины сохранения очередности в дошкольные образовательные учреждения. Среди них и приятные, и те, которые можно отнести к разряду "провоцирующих создание толкучки".

Из приятных - увеличение рождаемости. Плюсы в демографии оборачиваются минусами в виде нехватки мест в садиках. Смотрим: в 2006 году в Москве родилось 94 тыс. детей, в 2007 году - свыше 100 тыс. детей, в 2008 году - свыше 107 тыс. детей. В 2009 году показатели, если судить по полугодию, будут еще выше. По крайней мере, на встрече с представителями старшего поколения в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в День старшего поколения мэр Ю.Лужков озвучил цифру в 113 тыс. новорожденных - предположительно, даст Бог, конечно, она может стать вполне реальной. Вторая причина - увеличение числа родителей, желающих устроить детей в детские сады раньше, чем планировали первоначально. В условиях сложившейся финансово-экономической ситуации прослеживается тенденция к раннему устройству детей в детские сады. То есть родители, предполагавшие отдавать детей в детские сады с 3-4 летнего возраста, теперь перенесли дату поступления своего ребенка в дошкольное образовательное учреждение на более ранний срок. Садик чем еще привлекателен, что он недорог. Отдали папа с мамой за дитя, условно говоря, тысячу рублей (1210 рублей в месяц, кстати - максимальный взнос, и то в центрах развития ребенка) - и целый месяц спокойны, потому что в садике и читать научат, и любовь к физкультуре привьют, и зерна художественного вкуса в детскую душу заронят. А еще накормят - причем не абы как, а согласно строгим ведомственным инструкциям, полагаясь на научный подход.

В целях социальной поддержки многодетных семей департамент образования в настоящее время активно развивает новую форму дошкольного образования - семейный детский сад. Он является структурным подразделением государственного детского сада, но деятельность его организована по месту проживания многодетной семьи. Правда, вам совсем не обязательно иметь только своих деток. В семейном детском саду могут воспитываться дети из других многодетных семей. В январе 2008 года в системе департамента образования открылся первый семейный детский сад. А в сентябре 2009 года мы насчитали уже 240 семейных детских садов для 775 воспитанников. Для того, чтобы обеспечить местами детей, воспитывающихся в семейных детских садах, понадобилось бы построить 6 детских садов-новостроек по 125 мест. Кстати, когда спрашивают - плохо это или хорошо, не перекладываем ли мы проблему нехватки мест в наших дошкольных учреждениях на плечи родителей, отвечаю, что это - дело выбора. Но когда я, открывая коттеджный поселок для многодетных семей в Косино-Ухтомском, стала говорить о такой форме детского сада - многодетные мамы заинтересовались. Тут действительно кроется немало плюсов именно для семьи: ребенок под боком, мама получает зарплату, у нее идет трудовой стаж, выделяются средства на организацию питания детей. Правда, это вовсе не значит, что мама-воспитатель может делать с детьми все, что она думает, воспитывать и кормить так, как она сама понимает это дело. Мол, бабушки-прабабушки знали эту науку - и мы не оплошаем! Нет, профессию мамы-воспитателя надо осваивать, навыки и знания совершенствовать. Департаментом образования города Москвы организованы курсы переподготовки и повышения квалификации воспитателей семейных детских садов, в том числе с использованием такой формы, как дистанционное обучение. Практикой организации семейного детского сада является тесное сотрудничество с дошкольным образовательным учреждением: оказание помощи в разработке режима дня, расписания занятий и по вопросам воспитания и образования детей. И что немаловажно, "семейным" детям необязательно киснуть в стенах родной квартиры. Занятия с воспитанниками семейных детских садов проводятся как дома, так и в детском саду (плавание, физкультура, музыкальные занятия и др.)