Министр правительства Москвы, руководитель главного контрольного управления Москвы Евгений Данчиков на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) рассказал в интервью "Интерфаксу" о том, как совершенствуется контрольно-надзорная деятельность в столице, как должно происходить дальнейшее улучшение качества работы контролеров, а также об особенностях цифровой платформы "Открытый контроль".
- Евгений Александрович, как изменился контроль за последние 10 лет?
- Если мы говорим о государственном контроле и надзоре, направленном на пресечение нарушений обязательных требований, то на протяжении прошедших 10 лет, как известно, шла большая реформа, которая в корне изменила систему контрольно-надзорной деятельности. В первую очередь был принят новый закон (248-ФЗ – ИФ), который определил основные принципы: риск-ориентированный подход к планированию контрольно-надзорной деятельности, подходы к оценке эффективности контроля, снижение административной нагрузки на бизнес, постоянная оценка затрат и издержек, в том числе на проведение контрольных мероприятий, и ориентация на профилактику и предотвращение нарушений.
Другим системным шагом стал мораторий на проведение проверок бизнеса. Впервые мораторий ввели в 2020 году: во время пандемии встал вопрос поддержки экономики. Эффект от такой меры был моментальным – мы увидели значительное сокращение нагрузки на бизнес. Ведь контроль – при грамотном его использовании – становится одним из ключевых инструментов экономического развития, поскольку с его помощью можно управлять административной нагрузкой на бизнес. На одной из сессий Петербургского международного экономического форума мы обсуждали этот вопрос, и все участники еще раз подтвердили это свойство контроля.
Переходя к работе, которая ведется в Москве, хочу подчеркнуть, что в плане совершенствования контрольно-надзорной деятельности правительство Москвы ориентируется на профилактику и предотвращение нарушений, расширяет количество мониторинговых мероприятий взамен плановых проверок, и мы работаем с рисками. И об этом говорят цифры: если в 2021 году было проведено около 1200 проверок, то в 2022 году в плане было всего 370 плановых контрольно-надзорных мероприятий. Контрольно-надзорными органами правительства Москвы проведено более 23 тыс. профвизитов и консультаций: контролируемые лица получают разъяснения ошибок и рекомендации об устранении недостатков без угрозы привлечения к административной ответственности.
Но, есть сферы экономики, где одной профилактикой не обойтись, и контроль нужно не ослаблять, а возможно и усиливать. Новости последних дней лишний раз показали важность контроля и правильного определения зон высокого риска возникновения угроз для граждан. При этом наши наблюдения показывают, что добросовестные предприниматели соблюдают все требования законодательства, а также установленных подзаконными актами норм и правил. Например, правительство Москвы заключило с предпринимателями более 143 соглашений о дистанционном мониторинге: бизнес добровольно передает сведения о себе в контрольно-надзорные органы, чтобы сделать свою работу максимально прозрачной, получить консультацию контролера и настроить работу с проверяющими в формате диалога.
За эти 10 лет кардинально изменился подход. Дальнейшее развитие мне видится в улучшении качества информационного взаимодействия, развитии цифровизации, еще более активном использовании современных технологических решений дистанционного контроля и мониторинга. Также важно работать над психологией как контролеров, так и предпринимателей – разъяснять, просвещать, выстраивая новую идеологию контроля.
- Такой подход вы считаете достаточно эффективным?
- Да, такой подход считаю достаточно эффективным, но всегда есть, куда расти. Дальнейшее улучшение качества работы контролеров должно происходить через совершенствование риск-ориентированного подхода. В рамках текущей методологии объекты контроля распределены по уровням риска – от чрезвычайно высокого до низкого. И объекты с высоким уровнем риска причинения вреда здоровью граждан попадают под плановые проверки и последующие санкции. А объекты категории низкого риска – только под профилактические мероприятия без возможности применения к ним мер административного воздействия и выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений. При таком подходе объекты категории низкого риска могут так же, как и объекты высокой категории риска, нанести существенный ущерб охраняемым законом ценностям. Поэтому мы предлагаем усовершенствовать методику оценки риска, включив помимо оценки самих объектов контроля еще и индикаторы риска нарушений обязательных требований.
Возьмем, например, потребительский рынок: очевидно, что огромный риск – это недобросовестные предприниматели, которые торгуют контрафактной, просроченной продукцией, не информируют о себе, не передают никаких сведений в контрольные органы, они стремятся быстро извлечь прибыль до того, как к ним придет какая-либо проверка. При этом, большинство из них относятся к категории низкого риска, и плановые проверки в отношении них не проводятся.
В случае правильного применения индикаторов риска, которые сейчас активно разрабатываются правительством Москвы и Главконтролем, в частности, мы сможем контролировать бизнес, в том числе относящийся к категории низкого риска, с учетом опасности последствий и потенциальных угроз нарушений обязательных требований.
- Евгений Александрович, для московских предпринимателей работает цифровая платформа "Открытый контроль", а есть ли похожая платформа для московских контролеров?
- Мы первоначально задумывали платформу "Открытый контроль" как место для прозрачного диалога бизнеса с контрольно-надзорными органами. И нашей целью было построить дорогу с двусторонним движением. Исходя из этого мы спроектировали цифровую платформу из двух крупных блоков.
Первый блок для предпринимателей: здесь можно найти обязательные требования законодательства, представленные в понятной форме и по каждому виду деятельности, задать вопрос контролеру и получить ответ в течение 3 дней, пожаловаться на незаконные действия должностных лиц или оспорить решения органов контроля, проверить себя с помощью калькулятора оценки вероятности нарушений, выбрать удобные дату и время, формат, чтобы записаться на консультацию с представителем контрольного органа и получить рекомендации.
Второй – для контролеров: он предлагает набор цифровых инструментов, которые помогут стандартизировать и повысить эффективность работы. Это различные справочники, интеграции с федеральными и региональными информационными системами, которые ускоряют работу контролеров, то есть сокращается время проведения контрольных мероприятий и количество бумаг, которыми нужно обменяться. Блок покрывает весь процесс работы контролера: формирование и согласование плана проверок, уведомление контролируемого лица о плановой проверке, ведение и учет контрольных и профилактических мероприятий, отчетности по таким мероприятиям, онлайн рассмотрение жалоб и вынесение решений, формирование административных дел и ведение отчетности по ним, а также запросы о консультировании от предпринимателей.
Использование цифровых сервисов в контроле дает свой эффект и для управления: значительно снижаются трудозатраты, увеличивается охват объектов контроля, система становится прозрачнее. И у нас есть возможность развивать систему дальше, в том числе использовать технологии дистанционного контроля: интернет вещей, датчики, видеокамеры. При этом, контролеры смогут и дальше делать выводы о степени риска, но быстрее и более глубоко разбираться.
- На платформе есть возможность подать жалобу на нарушение моратория на проверки. Много ли поступает таких жалоб?
- Да, пока у нас есть одна жалоба, которую мы отработали. Такие инструменты с одной стороны, важный маркер эффективности нового подхода: мы видим, как профилактика работает, есть ли у объектов контроля предмет для жалоб. С другой стороны, цифровой инструмент ускорил процесс разбора, принятия решения о реагировании, а предприниматель получил оперативную обратную связь. Мы уверены в том, что добросовестные предприниматели легко идут на контакт с контрольными органами, потому что им нечего прятать. А наша задача – создать им условия для открытого диалога.