Радио "Орфей" занимает особое место в российском эфире. Это единственная государственная радиостанция, транслирующая классическую академическую музыку. В сентябре исполняется 18 лет с момента объединения радиостанции "Орфей" и Российского государственного музыкального телерадиоцентра (РГМЦ). С тех пор радиостанция классической музыки и творческие коллективы бывшего Гостелерадио СССР – Симфонический оркестр, Академический большой хор "Мастера хорового пения", Академический хор русской песни, Академический большой концертный оркестр имени Юрия Силантьева – стали единым музыкальным организмом. Генеральный директор – художественный руководитель Российского музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова рассказала "Интерфаксу" о том, к чему привело творческое единение, о неизвестной музыке и планах на будущее.
- Такая практика соединения творческой и медийной составляющей довольно распространена в мире. Что, на Ваш взгляд, дает создание одной общей структуры и как это повлияло на развитие радиостанции?
- Самое ценное, чем может владеть вещательная компания, – это права. Объединение с РГМЦ позволяет нам не только владеть правами на наши передачи и наш креативный фонд, но и создавать права на музыкальные произведения. Если у организации есть собственный коллектив, который может работать по заказу радиостанции, то естественно нет проблем с выкупом прав где-то на стороне. Это очень ценно.
- А что касается проектов? Позволило ли объединение с РГМЦ реализовать более грандиозные и более масштабные проекты?
- Конечно. Одно из самых резонансных начинаний – наш уже многолетний проект "Возрождаем наследие русских композиторов", направленный на восстановление, сохранение и популяризацию утерянных музыкальных произведений, ценных книг и нотных материалов. Другой, не менее значимый проект, - новый фестиваль "Энергия открытий".
Кроме того, в нашу организацию входит огромный нотный архив, доставшийся от Гостелерадио. Там есть уникальные авторские нотные рукописи и редкие издания. При поддержке компании "Юнипро" мы отреставрировали более 70 редчайших сборников нот. Среди них "Первый учебник гармонии" Римского-Корсакова, написанный фактически от руки его ученика, с автографом автора. Этих книг всего лишь две во всей стране. И одна из них находится у нас.
В этом году мы отреставрировали фантастическую книгу "Крестьянские песни Тамбовской губернии", эта книга издана в единственном экземпляре. Она записана от руки и в ней 191 песня. Это уникальный памятник русской народной песни. Записал материал русский композитор, музыкальный теоретик и собиратель народных песен Василий Михайлович Орлов.
Мы не просто отреставрировали книгу, но и сделали издание - реплику этой книги, а наш Хор русской народной песни исполнит и запишет некоторые из них.
- А где можно будет послушать?
- Мы обязательно проведем презентацию, а диск, с этими замечательными песнями, войдет в подарочный набор этого издания. Они не такие, какими мы привыкли слышать русские народные песни. Если почитать слова, можно понять, какие серьезные криминальные разборки происходили в жизни крестьян. Поэтому мы решили показать жизнь такой, какая она была тогда.
- Вы упомянули, что делаете новый фестиваль – "Энергия открытий". В чем заключается его идея?
- Идея – находить неизведанное в мире музыки. Каждый день, работая для своих слушателей, мы делаем все новые открытия, которыми хотим делиться. Это могут быть неизвестные произведения композиторов или исполнитель, которого еще никто в широком смысле слова не слышал, или неизвестные факты из жизни известных композиторов.
Первый фестиваль "Энергия открытий" прошел 13 – 14 февраля этого года в "Новой опере" и открылся двумя премьерными спектаклями. Первый назывался "Корабль счастье". Он был посвящен короткому эпизоду из жизни композитора Леонида Половинкина и Натальи Сац, которую знают как весьма успешного музыкального менеджера.
В 30-е годы XX века композитор работал в детском музыкальном театре, которым руководила Сац. В 1931 году она пригласила его с собой в Аргентину поставить спектакль на крупном международном фестивале. На корабле "Кап Аркона", который шел в Буэнос-Айрес целую неделю, случился невероятно красивый роман.
Мы узнали об этой истории, восстанавливали неизвестную музыку Половинкина, решили поставить спектакль. В результате появилась красивейшая постановка, синтез сразу нескольких видов искусства: балета, оперы, драмы, видеоарта.
В Аргентине Сац и Половинкина ждал громкий успех. Однако по возвращении в Москву Сац арестовали, и она провела в лагерях много лет. Но в спектакле мы показали не страшный период их жизни, а красивую историю, в которой было все – любовь, злой гений, театр и прекрасная музыка.
Музыкальная классика – это целый мир. И наша задача – чтобы слушатель, уходя с фестиваля, открывал для себя что-то новое.
- Расскажите про второй спектакль "Энергии открытий".
- Второй спектакль назывался "7 нельзя". Это мультимейдийный музыкальный спектакль на музыку Петра Чайковского, его ученика Георгия Катуара и возрожденной нами музыки предшествующих лет: Николая Голованова, Александра Мосолова.
Прозвучали семь историй человеческих пороков с самой неожиданной стороны, семь чувств, семь личных потрясений самых известных людей планеты: принцессы Дианы, Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, Одри Хепберн и тд. Эти истории мы объединили единой нравственной концепцией – нельзя предавать, нельзя обманывать, нельзя ревновать, нельзя претворяться, что любишь.
Вообще главным героем всех семи отрывков была неизвестная музыка, которую мы нашли в своей нотной библиотеке. Но на неизвестную музыку никто не ходит. Поэтому протагониста этой постановки мы "окружили" известными людьми и их удивительными историями, подготовили уникальный видеоарт и пригласили в качестве основного героя известного артиста. В результате на спектакле был аншлаг.
В этом году, несмотря на пандемию, мы так же готовим фестиваль. У нас есть новые имена и открытия.
- Вы говорите "неизвестная музыка". А что это – молодые неизвестные композиторы или неизвестные произведения известных композиторов? И где вы находите эту "неизвестную музыку"?
- Бывает по-разному. Это может быть открытие совершенно нового имени, а может быть и неизвестного никому произведения.
Мы уже более пяти лет ищем в архивах забытую музыку и произведения которые никто не исполнял, никто не записывал. Наши эксперты и дирижеры просматривают ноты и выявляют шедевры. Мы реставрируем издания, делаем студийные записи, снимаем документальные фильмы о жизни этих композиторов, и исполняем эту музыку в концертах.
Так, например, было с нашим соотечественником Александром Мосоловым – более известным на западе, чем в России авангардистом-конструктивистом. В России он известен одним произведением – "Завод. Музыка машин". Вам, наверное, ни о чем это не говорит, да и многим не скажет. Но если вы услышите, то узнаете. Вам покажется, что вы когда-то это слышали.
Мосолов был очень знаменит в 20 - 30-е годы. Но 37-й сыграл с ним злую шутку. Он сделал слишком красивую музыку для фильма, где главным героем был враг. За это его сослали в лагерь, откуда он вернулся абсолютно сломленным человеком.
Или, например, еще один герой нашего фестиваля – дирижер Николай Голованов. Он много лет проработал в Большом театре, был лауреатом четырех Сталинских премий. Но оказалось, что все это время он писал духовную музыку в "стол", религия была запрещена, и понятно, что эту музыку никто никогда не исполнял. Она не соответствовала требованиям советской пропаганды.
И таких историй не один десяток. В архивах хранится огромное количество произведений русских композиторов, которым не нашлось места в их время. Наша миссия – открыть эту музыку современникам, открыть им мир музыкальной классики 20 века.
- В 1996 году вышло постановление правительства Российской Федерации о создании радиостанции "Орфей". За это время многое изменилось, в частности поменялось и радиовещание. Как изменилось радио "Орфей" за эти годы?
- Судьба нашей радиостанции похожа на судьбы других государственных радиостанций. Начав свою работу 1 августа 1960 года, "Орфей" долгое время вещал на волнах "четвертой программы". У "Орфея" был небольшой кусочек времени в общем эфире.
Потом случилась революция в радиовещании. Появилось FM-вещание, которое сразу захватили коммерческие радиостанции в 90-е годы. А государственные станции почему-то упустили этот момент. И когда я пришла на радио "Орфей" в 2005 году, оказалось, что в Москве у "Орфея" нет FM частоты. Получение частоты мы и сделали своим приоритетом. Так, с 2008 года радио "Орфей" начал вещание в FM-диапазоне Москвы.
Глобальное вещание стало активно меняться в 90-х. Увеличилось количество машин, люди стали проводить больше времени в дороге. Они больше не готовы были слушать часовые программы. Тогда радиостанции, которые хотели идти в ногу со временем, переориентировались на короткие передачи. Контент стали упаковывать так, чтобы за четверть часа человек успел послушать любимую музыку, но и получить необходимую информацию.
- Значит, "Орфей" тоже поменял форматы программ?
- Да, мы тоже стали меняться. Но для нас это было особенно сложно, ведь классика – это длинная музыка.
Когда мы стали перепрограммировать станцию, у нас были большие дебаты с нашими слушателями. Давать короткие фрагменты симфоний считается плохо и непрофессионально. Поэтому профессионалы-музыканты, которые раньше составляли основную часть нашей аудитории, были возмущены.
Однако нужно понимать, что радио – это не филармония, а средство массовой информации. Радио знакомит массового слушателя с музыкой и дает импульс, чтобы пойти в филармонию. Поход в оперу это вечерняя одежда, определенное состояние души, бокал шампанского. А опера на радио - это лучшие арии и интересный рассказ, так, чтобы человек захотел узнать еще больше об этом композиторе и произведении. Именно из этих соображений мы позволяем себе не соблюдать общепринятые филармонические каноны и соблюдать радийные.
Наша задача – научить людей ходить в филармонию и театры, получить вкус к классической музыке, знать самые элементарные вещи о классической музыке. Но при этом мы их не учим, мы дружим со слушателем и развлекаем его.
- Это изменения, которые касаются формата. А что касается современных мультимедиа технологий, как вы их используете? Вы, наверняка, ведете интернет-вещание?
- Конечно. Мы используем все возможности, которые предоставляют современные цифровые технологии.
Восемь лет назад мы впервые протранслировали на своем сайте весь конкурс Чайковского, все четыре дисциплины. Мы сделали новый современный сайт. У нас есть мобильное приложение, работающее на всех платформах, которые используют современные слушатели. Везде, где может быть наш слушатель, мы дали ему возможность нас найти.
Наш эфир – это очень точно выстроенный мейнстрим, где нет ничего лишнего. А вот вокруг идет огромная жизнь. У нас на сайте есть и подкасты наших эфиров, и концерты, и фильмы. Там же представлены 15 цифровых каналов для любителей, разделенных по тематикам: фортепианная, камерная, вокальная, хоровая музыка и прочее. Есть канал для русских соотечественников, который мы сделали вместе с агентством Россотрудничество. Сейчас готовим к выходу новый цифровой канал, где будет транслироваться "крупная форма": симфонии, кантаты, оратории. В планах у нас еще фолк-канал.
- Вы упомянули, что раньше у вас была аудитория профессионалов. Как поменялась аудитория? Кто теперь составляет ее основу?
- Сейчас нас слушает много людей, для которых классическая музыка – это хобби. Мы на сегодняшний день единственная радиостанция, которую слушатель в среднем слушает 3 часа. Такого вообще не бывает.
Сегодня наша аудитория составляет 2,5% от общего числа аудитории всех радиостанций. Это достаточно большая цифра для любителей классической музыки.
По сравнению с 2017 годом в структуре аудитории радиостанции появилось примерно 6,9% студентов, увеличился процент слушателей-мужчин, а также процент слушателей в возрасте от 20 до 40 лет. Если сравнивать по демографическим характеристикам различных радиостанций, то есть позиция, где "Орфей" традиционно лидирует на протяжении многих лет. Это процент слушателей с высшим образованием. Он составил 81,6% - высший показатель по Москве.
- Боретесь ли вы целенаправленно за молодежную аудиторию? С помощью каких инструментов?
- Да, безусловно. Омолаживаем свою аудиторию, создаем под нее новые форматы, делаем новый продукт. К нам пришла работать молодежь. Сейчас средний возраст ведущих, которые работают на "Орфее" составляет 26 лет. Соответственно, нас стала слушать образованная часть молодежи – студенты и молодые педагоги.
Мы реализовали интересный проект "Зимний оркестр", который привезли из Европейского вещательного союза. Здесь главными действующими лицами стали наши слушатели в возрасте от 17 до 36 лет, закончившие музыкальную школу, умеющие играть на разных инструментах. Мы провели конкурс, отобрали лучших и дали им возможность сыграть с нашим оркестром. К нам пришли люди разных профессий: бухгалтеры и банковские работники, учителя и менеджеры. Но всех их объединила любовь к классической музыке. В результате они участвовали в концерте, который проходил в Доме композиторов, на сцене, где исполняли свои произведения великие авторы.
Примечательно, что для этого проекта мы специально попросили написать музыку нашего современного композитора Ефрема Подгайца. Оркестр исполнял музыкальное произведение, которое впервые прозвучало в рамках проекта. Это придало совершенно иную мотивацию участникам проекта и совершенно иное звучание.
- Вас слушают ведь не только в Москве?
- Мы вещаем в Москве и еще в 9 городах России, которые в основном находятся в европейской части страны. Но мы сейчас очень активно переходим в цифровое вещание, и это позволяет нам заместить недостаток эфирного покрытия. Благодаря современным технологиям, мы можем быть везде, где есть наш слушатель. География нашего интернет-вещания очень большая и покрывает не только всю Россию, но и весь мир, вплоть до Латинской Америки.
Кроме того, мы являемся членами Европейского вещательного союза, который включает в себя 56 европейских стран. За 2019 год порядка 250 часов нашего контента было протранслировано на европейских просторах.
- Однажды в поезде я познакомилась со своей попутчицей. Она рассказала, что каждый день в машине, забирая с занятий в музыкальной школе своих внуков, а также дома вечером слушает с ними вашу радиоволну. По ее словам, таким образом она "воспитывает в них чувство прекрасного". Какая программа радиостанции наиболее подходит для детской аудитории?
- Нас слушают целыми семьями. Ребенка важно не утомить. Дети с большим удовольствием слушают короткие форматы и короткие рассказы про композиторов и оркестры, про великих музыкантов и их жизнь. Поэтому все наши рубрики имеют формат до трех минут. У нас есть интересная рубрика – "Партитура жизни". В этой рубрике мы меняем героев. Так, в прошлом году мы транслировали партитуру жизни Йозефа Гайдна. Сделали ее по рассказам главы Фонда Гайдна Вальтера Райхера. Этот фонд записал все, что сочинил Гайдн, а сочинил он очень много. В подарок нашей радиостанции Райхер привез коллекцию дисков, где были все сочинения Гайдна. Это была уникальная работа. В этом году в связи с юбилеем Чайковского мы делали партитуру жизни Чайковского. И каждый год будет приносить нам новые имена.
- Расскажите, какие планы на будущее есть у радио "Орфей"?
- Радио "Орфей" - электронное СМИ. Нам близок нынешний курс на цифровизацию. Мы планируем создать большую мультимедийную платформу, агрегатор, где мы соберем все, чем мы владеем. Это будут и ноты, и музыка, и видео. Пока мы в самом начале пути этой большой идеи, но мы ее точно воплотим в жизнь. Это совсем другие горизонты.