Тюмень. 9 июля. ИНТЕРФАКС - Меморандум по использованию искусственного интеллекта в высшем образовании впервые опубликован в России, сообщает пресс-служба Тюменского государственного университета (ТюмГУ) во вторник.
Документ был разработан по итогам форума "Искусственный интеллект в высшем образовании: педагогические вызовы и перспективы российских университетов", который прошел в июне на базе Тюменского госуниверситета.
Организаторами мероприятия стали ТюмГУ и Центр трансформации образования Московской школой управления "Сколково".
"ИИ - это пороговая технология, ведущая мир в новый технологический уклад. Нет сомнений, что ее распространение будет стремительным и в результате приведет к новым переделам в старых сферах деятельности. Университеты не смогут остаться в стороне. Поэтому мы решили не ждать, когда мир заставит нас меняться, и начать процесс изменений инициативно, чтобы успеть выработать новую норму деятельности не только для себя, но и для системы высшего образования в целом", - приведены в пресс-релизе слова руководителя программы развития ТюмГУ Надежды Федоровой.
Директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ Андрей Щербенок также считает, что вузы "должны трансформировать свои образовательные программы, не просто внедряя дополнительные курсы по ИИ-грамотности, а меняя фундаментальные основы вузовской педагогики".
"Университеты должны немедленно приступить к глубокой трансформации своих образовательных программ. Эта трансформация не может сводиться к внедрению дополнительных курсов по ИИ-грамотности и должна затронуть фундаментальные педагогические и методические основы высшего образования, практики взаимодействия студент-преподаватель и систему управления университетами", - говорится в сообщении.
В меморандуме учтены три возможны сценария использования искусственного интеллекта - инерционный, анархический и интервенционистский.
Так, при инерционном сценарии продолжение существующих образовательных практик приведет к тотальной имитации образовательного процесса в рядовых вузах и резкому снижению качества образования в ведущих. При анархическом сценарии при отсутствии системной работы с вузами каждая образовательная программа будет искать свои собственные решения в сложившейся ситуации.
"В программах, всерьез нацеленных на контроль образовательных результатов, будет происходить возврат к трансляционным методам обучения в ущерб самостоятельной исследовательской и проектной деятельности студентов", - подчеркивается в пресс-релизе.
Интервенционистский сценарий предполагает, что ряд вузов включится в работу по трансформации образования за счет создания пилотных проектов и экспериментальных площадок, глубоко интегрирующих ИИ в образовательный процесс.
Кроме того, в меморандуме разработаны принципы интеграции ИИ в образовательный процесс, среди них такие как сохранение сложности, трансформация роли преподавателя и взаимодействие их со студентами, автоматизация рутинных процессов.
Также среди принципов, обозначенных в меморандуме, обучение преподавателей и студентов навыкам работы с ИИ, трансформация системы управления университетом и развитие межуниверситетской кооперации.