Эпидемиологическая обстановка в России все еще остается достаточно напряженной. По данным оперативного штаба, ежедневно в стране выявляют около 30 тыс. новых случаев заражения коронавирусом. Чтобы снизить риски распространения COVID-19, российские вузы вводят дистанционный режим образования. О том, при каких условиях вводится дистант и зачем, если преподаватели привиты, в интервью "Интерфаксу" рассказал проректор Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Сергей Рощин.
При каких условиях необходим тотальный дистант
- Введение тотального дистанта необходимо в двух случаях. Во-первых, когда возникают очень серьезные эпидемиологические риски. В этом случае ограничение обучения и общения офлайн необходимо, чтобы снизить риски, связанные с распространением инфекции. Что такое "значительные риски" определяют соответствующие органы – оперштаб, врачи, Роспотребнадзор. Такая ситуация требует решительных действий. Так было на протяжении вот этих полутора – уже почти двух лет в той ситуации, в которой мы все живем, связанной с пандемией.
Во-вторых, я отмечу, что возможен не тотальный переход на дистант, а возможны полностью дистанционные программы обучения. В НИУ ВШЭ в этом году проходил прием на магистерские программы, в том числе на англоязычные, совместно с платформой Coursera, и к нам поступали студенты со всего мира.
Также мы открыли два бакалавриата, где студенты полностью учатся в онлайне. В "Вышке" сейчас две такие программы:
- "Прикладная математика и информатика";
- "Дизайн".
На "Дизайн" поступило около 100 человек, на "Прикладную математику" – чуть меньше. Сейчас мы смотрим, как все проходит, накапливаем опыт. Но интерес к такой форме обучения безусловно есть.
Зачем дистанционное обучение, если преподаватели привиты
- Прежде всего, необходимо понимать, что не все преподаватели привиты, потому что у многих существуют различные индивидуальные ограничения, связанные со здоровьем и с тем, как они переболели. Кроме того, привиты далеко не все студенты. Да, конечно, сейчас растет число студентов, прошедших вакцинацию. Однако еще летом и в начале осени ситуация была иной. В ВШЭ с начала лета привиты более 80% преподавателей, однако среди студентов старше 18 лет этот показатель ниже и составляет больше 50%.
Основная же причина, по которой отправляют на дистант, даже если привиты преподаватели, связана с очень высокой скоростью распространения коронавируса. Например, по требованиям Роспотребнадзора, заболеть может 200 человек, а на изоляцию необходимо отправить больше 2 тыс.
Как дистанционное образование влияет на знания студентов
- В НИУ ВШЭ пока не отмечаем снижения качества образования из-за перехода на "удаленку". Понятно, что это довольно осторожный ответ. Надо смотреть в динамике. На мой взгляд, качество зависит от того, как будет организована система преподавания.
Безусловно, не надо идеализировать дистанционную систему, но и не стоит ее рассматривать как исключительно некачественный продукт. Можно организовать вполне качественный контроль знаний, преподавания в дистанте. Проблемы у этой формы безусловно есть. В дистанте не так просто, например, реализовывать креативные обсуждения, хотя многие преподаватели это делают. Также лабораторные работы требуют доступа к реальному оборудованию и т.д. Однако я не могу сказать, что дистанционное образование обязательно должно быть хуже по качеству знаний. Это вполне работающая технология образования при соответствующей организации процесса.
Дистант в Высшей школе экономики
- Высшая школа экономики несколько отличается по организации образования от других университетов: у нас не семестры, а модули. Два модуля осенью и два с января по июль. В конце каждого модуля проводится неделя аттестации. Когда возникло обострение эпидемической ситуации, у нас как раз заканчивался один модуль и начинался второй, с 25 октября.
Поэтому мы в условиях тех рисков, которые были обозначены президентом, правительством и мэром Москвы, Роспотребнадзором, приняли решение проводить второй модуль онлайн, и сейчас так продолжаем обучение. Мы не планируем, если не будет обострения, сохранять такой формат на третий модуль. В январе мы хотим вернуться в офлайн. Почему не мгновенно?
Всем участникам образовательного процесса необходимо перестроиться, сразу сделать это не получится. В этой связи мы приняли решение, что ноябрь-декабрь занятия проходят онлайн, пока не уйдут эпидемиологические риски. Есть ли возможность сейчас перейти на стопроцентно абсолютный онлайн? Нет.
В ряде случаев у нас существует обучение офлайн, когда нужен доступ к определенному оборудованию, программному обеспечению, при этом мы контролируем наполняемость аудиторий.
Наша справка
В настоящее время в вузах России нет повсеместно введенного дистанта – университеты опираются на обстановку в регионах. Большинство вузов ввели смешанный формат обучения, часть вузов продлили онлайн до конца года. В частности, дистант ввел крупнейший вуз Урала – Уральский федеральный университет, а также Уральский государственный аграрный университет и Южноуральский государственный университет. Продлили онлайн и в Воронежском государственном университете, и в вузах Ивановской области.
Смешанный или гибридный формат занятий ввели в Иркутском госуниверситете, Крымском федеральном университете. Занятия с использованием дистанционных технологий в зависимости от эпидемиологической ситуации проходят в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургском госуниверситете, Дальневосточном федеральном университете и других.