23 июня. Interfax-Russia.ru - В Кремле не готовы рассуждать о возможных эффектах очередного европейского антироссийского санкционного пакета до его опубликования.
О том, как в Кремле расценивают возможные эффекты от введения одиннадцатого европейского санкционного пакета, у пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова спросили журналисты в ходе общения с ним в пятницу.
"Пока детально он не был опубликован. Давайте дождемся, ознакомимся, потом уже будем судить", - сказал Песков.
Ранее Евросоюз в своем одиннадцатом пакете санкций запретил доступ в европейские порты танкеров, которые осуществляют перевалку российской нефти ship-to-ship (с судна на судно), и подозреваемых в нарушении условия price cap (ценовой потолок), введенного странами G7 и Евросоюзом, говорится в пресс-релизе Еврокомиссии.
"В связи с резким увеличением случаев мошенничества со стороны судов, перевозящих нефть и нефтепродукты, Совет ЕС решил запретить доступ в порты и шлюзы ЕС любым судам , осуществляющим перевалку с судна на судно, если компетентные органы имеют разумные доводы подозревать, что судно либо нарушает запрет на импорт российской нефти и нефтепродуктов морским путем в ЕС, либо перевозит российскую нефть или нефтепродукты, закупленные по цене, превышающей price cap (предельную цену), согласованную Коалицией Ценового Потолка (странами G7 и Евросоюзом)", - говорится в сообщении.
Аналогичный запрет будет применяться к судам, когда у компетентных органов есть веские причины подозревать, что они незаконно вмешиваются, отключают или иным образом выводят из строя свою навигационную систему при транспортировке российской нефти и нефтепродуктов в нарушение международных соглашений, правил и стандартов.
Кроме того, ЕС запретил возможность импортировать российскую нефть по трубопроводу в Германию и Польшу. Такая возможность существовала, но фактически поставки российской нефти в Германию и Польшу уже не осуществляются.
"Временная отсрочка, предоставленная Германии и Польше в отношении поставок нефти из России по северному участку нефтепровода "Дружба", прекращается. Однако нефть, происходящая из Казахстана или другой третьей страны, сможет продолжать транзит через Россию и импортироваться в ЕС по нефтепроводу "Дружба", - говорится в пресс-релизе.
В то же время для Японии продлены исключения - для покупки нефти с Сахалина до 31 марта 2024 года не действует условие price-cap, установленное странами G7 и Евросоюзом (суда этих стран не могут транспортировать российскую нефть, если она куплена выше установленного ценового потолка).
В рамках 8-го пакета санкций ЕС нефть проекта "Сахалин-2", смешанная с конденсатом, была исключена из запрета на транспортировку и соответствующие услуги при поставке в Японию сроком до 5 июня 2023 года. Однако, согласно данным Минфина Японии, с марта 2023 года страна не закупает российские нефть и нефтепродукты.
Очередным пакетом санкций также вводится "введение строгих и очень целенаправленных отступлений от существующих запретов на экспорт, чтобы обеспечить обслуживание трубопровода КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), по которому казахстанская нефть транспортируется в ЕС через Россию".
Консорциум не является объектом каких-либо международных санкций. Несмотря на это, у него все-таки возникали сложности во взаимодействии с зарубежными партнерами. В частности, КТК потребовалось содействие властей Казахстана в решении проблем с поставками оборудования, - о соответствующих консультациях с ЕС, США и Великобританией сообщал глава казахстанской нефтегазовой компании "КазМунайГаз" Магзум Мирзагалиев.
В марте КТК сообщал, что подобрал в России альтернативы по 97% номенклатурных позиций оборудования зарубежного производства, необходимого для бесперебойной работы нефтепровода Тенгиз - Новороссийск. При этом по некоторым важным позициям, связанным с выносными причальными устройствами (ВПУ), проблема поставок не решена, консорциум ведет переговоры об организации их производства на территории России. В 2026 году консорциум планирует замену ВПУ-1 и ВПУ-2.
Трубопровод КТК соединяет нефтяные месторождения запада Казахстана и российские на шельфе Каспия с морским терминалом в Новороссийске. Система является основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти, на нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов из Казахстана. В 2022 году компания отгрузила на экспорт 58,7 млн тонн нефти, прогноз на 2023 год - около 61 млн тонн.
Акционерами КТК являются: Российская Федерация (в управлении "Транснефти" (MOEX: TRNF) 24%, на балансе 7%) - 31%, Казахстан (представленный "Казмунайгазом" - 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) - 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKOIL International GmbH - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.