27 ноября. Interfax-Russia.ru - Операторы связи несут ответственность за установление соединения с неверифицированного номера, вне зависимости от того, подключены ли они к системе Роскомнадзора (РКН) по борьбе с мошенническими звонками с подменных номеров "Антифрод"; её эффективность обусловлена подключением к ней всех операторов, сообщает пресс-служба ведомства.
"Напоминаем: по закону обязанность и ответственность за установление соединения с непроверенного номера установлена для операторов связи вне зависимости от подключения к ИС "Антифрод"", - говорится в сообщении РКН.
В ведомстве обратили внимание, что подключение к системе - это достаточно сложный технологический процесс, который требует настройки процессов и оборудования, в том числе на стороне оператора связи, в связи с чем на подключение оператору дается необходимое время - 120 дней (4 месяца).
"Главное условие эффективной работы системы - подключение к ней всех операторов связи. У операторов, которые не подключились к "Антифроду", не получится своевременно верифицировать вызов, поэтому через их сети могут проходить и мошеннические звонки с подменой номера", - подчеркнули в РКН.
В РКН напомнили, что обязанность по прекращению вызова с подменного номера в телефонной сети установлена федеральным законом № 386-ФЗ с 2017 года, а ответственность для операторов за такое нарушение введена в 2021 году ФЗ № 480 - до запуска системы "Антифрод".
"Создание "Антифрода" стало ответом на участившиеся случаи мошенничества, связанного с технологией подмены номера. Система в первую очередь призвана помочь операторам соблюдать требования действующего российского законодательства, своевременно выявлять и прекращать вызовы с подменных номеров в традиционных телефонных сетях голосовой связи, объединяя усилия операторов связи и предоставляя им для этого техническую возможность",- отметили в ведомстве.
Принцип работы "Антифрода" заключается в том, что информация о всех голосовых вызовах поступает в единую систему, а оператор связи в автоматическом режиме запрашивает и получает данные об активности номера, сказано в сообщении, рассказали в РКН. "Если система подтверждает, что вызов реальный и номер не подменный, то устанавливается безопасное соединение. Если такого подтверждения нет, решение о его отклонении принимает оператор связи", - информирует ведомство.
В соответствии со статьей 46 ФЗ "О связи" операторы связи при передаче сообщений, установлении телефонных соединений обязаны передавать в неизменном виде абонентский номер или уникальный код идентификации, выделенный абоненту, инициировавшему соединение. В то же время, добавили в РКН, оператор связи обязан прекратить оказание услуг в случае если: при использовании системы "Антифрод" установлено отсутствие информации об инициировании соединения абонентом (за исключением звонков из-за границы с иностранным номером); при звонке из-за границы будет использован российский номер (за исключением случаев роуминга); у оператора связи, участвующего в соединении, отсутствует информация об абонентском номере абонента, инициировавшего это соединение.
Ответственность за нарушение указанной обязанности установлена статьей 13.2.1 КоАП РФ, говорится в сообщении.
"Отдельно обращаем внимание: возросло количество мошеннических звонков через иностранные мессенджеры. Пользователи могут в настройках сервиса ограничить для себя возможность приема звонков с неизвестных номеров или полностью запретить голосовые вызовы",- добавили в ведомстве.
Система "Антифрод" разработана подведомственным РКН предприятием "Главный радиочастотный центр" (ГРЧЦ). Ранее всем российским операторам были разосланы уведомления о необходимости подключиться к системе до 28 февраля 2024 года. Глава РКН Андрей Липов в конце октября сообщил, что к системе подключились более 200 операторов, в том числе "большая четверка" (МТС, "Билайн", "Мегафон" и Tele2). Всего их в России около 2,5 тыс.
Ранее газета "Коммерсантъ" со ссылкой на методические рекомендации Минцифры и Генпрокуратуры сообщила, что "Антифрод" сейчас покрывает лишь три четверти (77,5%) российского номерного пространства, "из-за чего прокурорам приходится выявлять у операторов нарушения вручную, что создает риск ошибок". "Сейчас часть операторов, оспаривающие штрафы за пропуск звонков с подменными номерами, апеллируют именно к тому, что уже подключились к "Антифроду"",- говорится в заметке.