Россия / Калейдоскоп 19 марта 2020 г. 12:18

Россияне из-за коронавируса стали чаще заказывать продукты на дом, оплачивать покупки онлайн и меньше общаться с курьерами

Москва. 19 марта. ИНТЕРФАКС — Россияне изменили свои привычки из-за распространения коронавируса — стали меньше посещать магазины и рестораны, покупки все чаще оплачивают с помощью бесконтактных платежей.

В середине марта Роспотребнадзор опубликовал рекомендации ВОЗ о том, как не заразиться коронавирусом при оплате покупок. В частности, нужно чаще и тщательнее мыть руки после контакта с наличными деньгами, не прикасаться к лицу, соблюдать меры осторожности при наборе пин-кода и дезинфицировать карты и мобильные телефоны. Также в сообщении отмечалось, что "ВОЗ не дает жестких рекомендаций, что наличные нельзя использовать, но теоретически и наличные деньги могут быть каналом передачи вирусов".

Так, эксперты ВОЗ считают, что вирусы остаются активны на бумаге три-четыре дня, на пластиковых носителях — до девяти дней. Впрочем, бумажные деньги выдаются кредитным организациям только через 14 дней после поступления, поэтому теоретически считаются "чистыми".

Из-за опасений заразиться новым вирусом некоторые россияне предпочли отказаться от походов в магазины и заказывают продукты через интернет.

Так, повышенный спрос на продукты зафиксировали и службы доставки готовой еды. По данным Delivery Club, количество заказов за 14-15 марта увеличилось на 22%, рост среднего чека составил 15%.

"Это происходит на фоне высокой базы - неделю назад отмечался Международный женский день. В большей степени на рост количества заказов оказали влияние не те покупатели, которые решили позаботиться о "запасах", а те, которые предпочли онлайн-заказ обычному походу в магазин", - отмечают в пресс-службе сервиса.

В компании также ожидали роста заказов еды из ресторанов после решения некоторых компаний перевести своих сотрудников на удаленную работу.

"Для рынка доставки готовой еды в России более показательной будет текущая неделя. Введение дополнительных профилактических мер, включая возможный переход на удаленный режим учебных заведений и крупных компаний, может ускорить и рост количества заказов из ресторанов", — добавили в Delivery Club.

С 19 марта в компании полностью отказались от оплаты заказов наличными и расширили применение бесконтактной доставки.

"Сокращение количества контактов между людьми — наиболее эффективный способ профилактики коронавирусной инфекции, поэтому мы считаем правильным пойти на этот шаг. Многие пользователи, которые по-прежнему предпочитают рассчитываться наличными, на наш взгляд, готовы перейти к оплате внутри приложения. И сейчас самое время это сделать", — приводятся в сообщении слова операционного директора Delivery Club Мухита Сейдахметова.

Крупгнейший игрок на рынке онлайн-торговли продовольственными товарами в России — ритейлеры "Утконос" — на минувших выходных также сообщил о росте заказов почти в 4 раза по сравнению с показателем неделей ранее.

"За неделю выручка принятых заказов приросла к прошлой неделе на 88%, при этом пик заказов пришелся на субботу и воскресенье, а прирост за уикенд в деньгах составил 292% в сравнении с предыдущими выходными. Стоит отметить, что средний чек за прошедшую неделю поднялся 21% относительно первой недели марта", - сказал "Интерфаксу" директор по маркетингу и клиентскому сервису "Утконос Онлайн" Михаил Морозов.

По его словам, люди стали избегать людных мест и чаще заказывают еду и продукты на дом.

"Наибольшим спросом пользуются товары с длительным сроком хранения", —заявил он.

При этом из-за роста заказов многие компании увеличили срок доставки заказа. В частности, об этом сообщили, в частности, представители магазинов "Утконос" и iGooods.

По словам управляющего и сооснователь сервиса iGooods Григория Куниса, в Москве и Петербурге в некоторых случаях доставка возможна на следующий день или через день. Из-за отсутствующих товаров на полках увеличивается число замен, из-за чего время сбора заказа с привычных 40 минут увеличивается в 1,5 -2 раза.

"Мы увеличили количество закупщиков и курьеров, но спрос все равно оказался выше, чем мы предполагали", - добавил Кунис. В результате фактический рост доставки доставил 30%.

"Мы связываем это с коронавирусом. В комментариях люди пишут просьбы курьерам надевать медицинскую маску, если те чувствуют симптомы ОРВИ. Некоторые просят курьеров предварительно звонить и оставлять заказ под дверью", - сообщил он.

Тунис также отметил рост спроса на доставку в Москве и Петербурге в 3-4 раза за последнюю неделю.

"Однако не весь спрос удается удовлетворить в виду того, что товары на полке кончаются быстрее, чем их успевают вновь заполнять. В гипермаркетах на кассах образуются очереди, так как кроме онлайн-заказов люди приходят в магазины сами и делают большие покупки", - сказал он.

Средний чек, который обычно составляет 3,5-3,6 тыс. рублей, вырос на 25%. Число заказов, которое в феврале составляло 3,7 тыс. в день, выросло на 30%. Чаще всего заказывают продукты длительного хранения - это сахар, гречневая крупа, рис, макароны, консервированный горох, кукуруза, тушеная говядина, а также туалетная бумага.

Опережающий рост продаж продуктов питания фиксирует и Ozon.

"На фоне активного обсуждения вирусных заболеваний многие сокращают посещение общественных мест и переносят покупки в онлайн - в связи с этим меняется и номенклатура покупаемых товаров, и предпочитаемые способы доставки. Например, в типичном заказе Ozon сейчас почти в два раза больше товаров, чем годом ранее (7-8 против 3-5), продажи продуктов питания и FMCG-товаров действительно растут быстрее, чем в обычной ситуации - более чем в два раза год к году", - сказала заместитель генерального директора по связям с индустрией Ozon Мария Заикина.

При этом за последнюю неделю на 20%, а за последние 3 дня - еще дополнительно - выросла популярность бесконтактной доставки до двери, а также доставка в постаматы - на нее приходится уже более 25% заказов на Ozon.

О росте заказов сообщили и в онлайн-магазинах сетевых ритейлеров. Количество заказов продуктов с доставкой через приложение "Вкусвилл Экспресс" увеличилось в 2,5-3 раза, сказал управляющий по качеству и закупкам сети магазинов "Вкусвилл" Евгений Римский. В понедельник компания сообщила о сбоях в работе приложения и увеличении времени ожидания доставки из-за роста количества заказов.

"В онлайн-супермаркете "Перекрёсток.ру", который везёт товар с дарксторов, а также в экспресс-доставке из магазинов Х5 число заказов заметно выросло. Наши мощности работают в полную силу, и мы оперативно увеличиваем ресурсы доставки, число машин и курьеров", - отметил представитель X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекрёсток" и "Карусель".

Сетевые магазины также отметили рост спроса на определенные товары - прежде всего, на продукты с большими сроками хранения. Например, в "Ашане" по сравнению с предыдущей неделей продажи мясных консервов и гречневой крупы выросли в два раза, макарон, сахара и рыбных консервов - в 1,5 раза, а продажи туалетной бумаги повысились на 40%. Но несмотря на это магазины справляются с нагрузкой, сказал представитель ритейлера.

Между тем, крупнейший в России онлайн-ритейлер Wildberries, который также продает продовольственные товары, не заметил аномальных изменений спроса.

"Мы не отмечаем аномальных изменений спроса на интернет-покупки из-за новостей о коронавирусе. В период с 9 по 15 марта 2020 продажи на Wildberries выросли вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы связываем это с планомерным развитием нашего интернет-магазина: двукратным ростом собственной сети пунктов выдачи заказов и расширением ассортимента товаров. Мы не ожидаем задержек в поставках товаров от наших партнеров и продолжаем доставлять покупателям заказы в плановом режиме", - заявили в пресс-службе компании.

Кроме того, некоторые компании вводят новые правила для курьеров, сокращая их общение с клиентами. Так, "Утконос" предлагает покупателям оплату заказа онлайн и доставку до двери, для курьеров проводятся предрейсовые осмотры. Агенты доставки Ozon ознакомлены с требованиями и рекомендациями по профилактике вирусных заболеваний, для них проводятся регулярные предрейсовые осмотры и специальные брифинги. iGooods вводит для курьеров медицинские маски и перчатки. В приложении Delivery Club с прошлой недели работает функция бесконтактной доставки.