Россия / Калейдоскоп 1 января 2022 г. 09:31

Роскомнадзор не будет "жестить" в отношении западных IT-компаний, "не приземлившихся" в РФ к 1 января

Москва. 1 января. ИНТЕРФАКС - Иностранные IT-компании, в том числе Google, Apple, Meta и Twitter не выполнили требования закона открыть к 1 января свои представительства в РФ, однако в Роскомнадзоре (РКН) обещают не принимать жестких мер и дать им время исправить ситуацию.

ТРЕБОВАНИЯ "ПРИЗЕМЛЕНИЯ"

Согласно закону о "приземлении" (№236-ФЗ) крупные зарубежные IT-компании с ежедневной аудиторией в РФ от 500 тыс. человек до 1 января 2022 года должны создать в России полноценные представительства (филиалы), зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора (РКН) и разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.

В случае неисполнения требований закона РКН может применить к нарушителю одну или сразу несколько мер понуждения: информирование пользователей через поисковые сервисы о нарушении им закона, запрет на распространение рекламы этой компании, запрет на размещение рекламы на ресурсе этой компании, ограничение осуществления денежных переводов и приема платежей, запрет на поисковую выдачу, запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных, частичная или полная блокировка ресурса в рунете.

Кроме того, с 1 сентября 2022 года меры понуждения к иностранным IT-компаниям могут применяться в случае, если они не будут предоставлять в РКН информацию о рекламе.

22 ноября РКН представил перечень, в который вошли первые 13 компаний, владеющих 22 информационными ресурсами, которые обязаны "приземлиться" в соответствии с новым законом. Это Google (в том числе сервисы Google Play, YouTube, YouTube Music, Google Chat, Gmail), Apple (iCloud, App Store, Apple Music), Meta Platforms (Facebook, Instagram, WhatsApp), а также Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Spotify, Likeme Pte. ltd (Likee), Discord, Pinterest и Twitch.

ПОКА БЕЗ "ЖЕСТИ"

РКН не намерен сразу переходить к жестким мерам. "Если компании не успеют открыть представительство в нашей стране в установленный срок, это не значит, что мы сразу против них начнем применять какие-либо меры. Это означает, что с 1 января мы задумаемся об их принятии. Решающим фактором будет диалог с самой интернет-компанией", - сказал в интервью "Интерфаксу" замглавы РКН Вадим Субботин в начале декабря.

По его словам, ведомство уже провело серию консультаций с представителями крупных компаний, включенных в перечень, где им были разъяснены положения закона. Ключевым, по его словам, является открытие ими представительств в РФ. "Со слов представителей иностранных ИТ-компаний, российский рынок является для них перспективным, и они выразили заинтересованность в работе с российской аудиторией", - сказал замглавы РКН, выразив надежду, что к 1 января филиалы появятся.

В РКН констатировали, что на 1 января ни одна компания не зарегистрировалась в личном кабинете и не сделала соответствующую форму для обратной связи. Не были открыты и их представительства в РФ, следует из данных сайта РКН. "В настоящее время речь не идет о применении жёстких мер, они могут быть реализованы только в крайнем случае, если другие методы не работают. В первую очередь, предусмотрено наложение экономических ограничений. Необходимое для этого взаимодействие с ФАС и ФНС у Роскомнадзора уже организовано. Тем не менее, компаниям, которые находятся в диалоге с ведомством и ведут работу по приземлению, Роскомнадзор готов дать время на завершение необходимых мероприятий", - сказали в ведомстве, комментируя эту информацию.

Относительно того, сколько времени есть у компаний, в ведомстве не уточнили. В интервью "Интерфаксу" Субботин говорил, что "это вопрос для обсуждения". "Если мы будем объективно понимать, что компания ведет работу по открытию уполномоченного представительства, то готовы вести диалог, оказывать поддержку", - заверил он. Субботин выразил уверенность, что у компаний не может возникнуть никаких проблем при реализации закона о "приземлении".

ОБОРОТНЫЕ И ДРУГИЕ ШТРАФЫ

По словам Субботина, создание в РФ представительства, уполномоченного на модерацию контента, - это ключевое требование закона о "приземлении", которое "должно обеспечить, с одной стороны, неукоснительное исполнение требований отечественного законодательства, а с другой, что касается иностранных компаний - избежать достаточно крупных штрафов за его нарушение". Сейчас же результаты взаимодействия по удалению запрещенного в РФ контента "не позволяют говорить, что законодательство, которое требует ограничивать доступ к опасному контенту в течение 24 часов с момента получения требования РКН, исполняется на 100%". "Кроме того, мы зачастую видим избирательность в подходе к исполнению такого рода требований", - посетовал замглавы РКН.

В 2021 году иностранные интернет-гиганты были оштрафованы в РФ на рекордные суммы. Крупнейшие интернет-сервисы - Google, Telegram, Meta, Twitter, TikTok, WhatsApp - регулярно привлекаются к ответственности за неудаление запрещенного контента (ст. 13.41 КоАП РФ), в том числе призывов к несовершеннолетним участвовать в несанкционированных акциях. Общая сумма назначенных судами штрафов с начала этого года превышает 200 млн рублей.

Кроме того, в отношении Google и Meta были выписаны протоколы о повторных правонарушениях по этой статье, за что судом им были назначены беспрецедентные по российским меркам штрафы на более чем 7,2 млрд руб. и почти 2 млрд руб. соответственно. В РКН уточнили, что сумма рассчитывалась от годовой выручки компаний в РФ, и заявили, что компании до сих пор не удалили суммарно более 4,6 тыс. материалов, что даёт ведомству основания вновь выписать им протоколы, по которым назначаются оборотные штрафы.

Решения суда пока не вступили в законную силу, так как после получения представителями полного решения у Google и Meta будет 10 суток для обжалования. В Meta традиционно не ответили на запрос, а в Google заявили, что примут решение об обжаловании после изучения постановления суда.

Как сообщили в РКН, филиал, представительство или российское юрлицо IT-компания должны функционировать в России по российским законам, в полном объеме представлять интересы головных организаций и обладать рядом полномочий: обеспечивать прием и рассмотрение обращений российских граждан и организаций, адресованных иностранной компании, исполнение решений судов и требований российских госорганов, представлять интересы компании в судах, а также принимать меры по ограничению доступа к запрещенной в РФ информации.