Первая цифровая Всероссийская перепись населения завершилась 14 ноября. Главным ее отличием от предыдущих стало применение искусственного интеллекта и современных технологий для сбора и обработки информации. Опросные листы можно было заполнить не только на бумаге, но и на сайте госуслуг и в МФЦ.
Советник руководителя Росстата, руководитель пресс-службы Игорь Ваган рассказал "Интерфаксу", зачем переписи нужна цифровизация, почему решили отказаться от ее традиционного формата и какой будет перепись в 2030 году.
Нынешняя Всероссийская перепись населения — третья в современной истории страны. Основной ее этап стартовал 15 октября и продлился до 14 ноября 2021 года. При этом онлайн-перепись через Госуслуги должна была завершиться 8 ноября, но ее решили продлить до 14 ноября.
Участие в переписи в России добровольное. Данные записывают со слов опрашиваемых — их не нужно подтверждать документально, также не обязательно отвечать на все вопросы.
Бланки для переписи печатают на русском языке и переводят на четыре иностранных языка и шесть языков народов России.
Сколько переписалось на Госуслугах?
— С первых дней возник большой интерес к новому цифровому способу участия в переписи на портале Госуслуг. Заполненные анкеты круглосуточно поступали в обезличенном виде по защищенным каналам на BI-платформу в Росстат.
По данным на 11 ноября, перепись прошли более 133,5 млн жителей страны, а на Госуслугах переписалось более 24 млн жителей. Этот способ оказался для многих максимально удобным и безопасным. Поэтому было принято решение продлить его до 14 ноября, чтобы больше людей могли переписаться самостоятельно в удобное время.
Наша справка:
На всех этапах применяют новые технологии. Например, все поступающие данные анализирует и визуализирует специально созданный для переписи комплекс компьютерных программ BI-платформа (от business intelligence — бизнес-аналитика).
Информация на платформе сгруппирована в три модуля: первый содержит все данные о подготовке к переписи — как составляются списки адресов, подбираются помещения и так далее. Во втором хранятся данные с планшетов волонтеров и с Госуслуг. Третий модуль — это визуальная информация об обработке уже собранных материалов на региональном и федеральном уровнях.
Какая возрастная группа наиболее активна в переписи на Госуслугах?
— На обработку данных нужно время, поэтому такая статистика, возможно, появится чуть позже: предварительные итоги станут известны в конце января 2022 года, а полностью итоги планируем подвести до конца 2022 года.
Безусловно, цифры будет очень интересно сравнить с данными социологических опросов, которые проводилась накануне переписи.
Благодаря BI-системе, Росстат в режиме реального времени получал актуальную информацию по численности переписавшихся в каждом регионе и населенном пункте. По данным на 10 ноября, перепись была практически завершена в 12 регионах: в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Мордовии, Чечне, Чукотке, Башкирии, Татарстане, Ставропольском и Краснодарском краях, Волгоградской и Тульской областях.
Первыми перепись населения завершили в Чечне.
Наша справка:
По данным опроса ВЦИОМ в октябре 2021 года, наиболее активное желание переписаться на Госуслугах выражали респонденты 18-24 лет (74% в возрастной категории), а среди людей старше 60 лет таких было 11%.
Отличался ли опросник на Госуслугах от обычного?
— Количество и формулировки вопросов в электронном переписном листе идентичны бумажному бланку. Вместе с тем, электронный формат позволяет динамически подстраивать переписной лист под характеристики того, кто его заполняет. Вопросы для конкретного пользователя зависят от ответов, которые он уже дал. Например, мужчин не будут спрашивать "сколько детей вы родили?".
Во всех переписных листах — и электронных, и бумажных — появились новые вопросы и расширенные варианты ответов. Например, по трудовой миграции: где расположено место работы, и сколько времени вы тратите на то, чтобы добраться до этого места. Респондент также может сообщить, находится ли его рабочее место в том же населенном пункте, и работает ли он дистанционно. В вопросах о виде занятости и об источниках дохода теперь есть вариант ответа — самозанятость. Появились дополнительные варианты ответа по образованию, как например, бакалавриат, магистратура.
Принес ли эксперимент с Госуслугами ощутимую пользу?
— Впервые заполнить опросные листы через интернет жители России могли во время пробной переписи 2018 года. Тогда в некоторых районах Камчатки через Госуслуги переписалось до 50% населения. С тех пор мы усовершенствовали формат процедуры, усилили IT-инфраструктуру.
За счет новых технологий полные итоги переписи появятся уже через год — в 3-4 раза быстрее, чем раньше. И если раньше итоги публиковали в виде таблиц в Word, PDF, Excel, то теперь данные будут представлены в BI-системе на сайте Росстата.
На платформе строятся аналитические графики и карты, любую информацию можно скачать. Со временем здесь появятся данные переписей 2002, 2010 и 2021 годов. Будут доступны и обезличенные микроданные по разным сегментам, регионам, муниципалитетам. Все это нужно для цифровизации статистики, а перепись на портале Госуслуг — ее важная составляющая.
Наша справка:
Всего в анкете для постоянных жителей страны 33 вопроса. Из них 10 вопросов посвящены жилищным условиям, 23 касаются социально-демографических характеристик:
- пол;
- возраст;
- дети;
- гражданство;
- место рождения;
- национальная принадлежность;
- владение языками;
- образование.
Заменят ли Госуслуги традиционную перепись?
— Благодаря развитию технологий сегодня для выхода в интернет даже не нужен компьютер — достаточно самого простого смартфона.
Уже сейчас ООН рекомендует всем странам мира активнее использовать в переписи населения дистанционные форматы и поощрять онлайн-перепись. Многие страны намерены перейти к переписи без участия человека — основанной полностью на административных электронных данных — регистрах.
Сложно сказать, какой формат будет у следующей переписи. Но очевидно, в 2021 году в нашей стране прошла последняя традиционная перепись. Вероятнее всего, в 2030 году у процедуры будет полностью цифровой формат. Данные будут собирать на основе смешанных источников: ответов людей, электронных административных данных и дополнительной информации, полученной с помощью искусственного интеллекта. Сегодня он уже применяется в Росстате при расчете индекса цен.