Россия / Калейдоскоп 28 марта 2024 г. 11:32

Фиджитал-спорт в России. Как стать спортсменом будущего?

Interfax-Russia.ru — Первые "Игры будущего" по фиджитал-спорту прошли в этом году в Казани. Как геймеры стали спортсменами и сколько тысяч долларов получили победители?

Фиджитал-спорт в России. Как стать спортсменом будущего?
Фиджитал-спорт в России. Как стать спортсменом будущего? © РИА Новости. Максим Богодвид

Финальный этап нового международного турнира "Игры будущего" в концепции фиджитал-спорта прошел в Казани с 21 февраля по 3 марта. Призовой фонд турнира составил $10 млн. За победу сражались более 2 тыс. участников со всего мира. Кто такие фиджитал-спортсмены и как ими становятся?

Что такое фиджитал-спорт?

Фиджитал-спорт как явление быстро охватил Россию, ставшей флагманом развития этого направления во всем мире. Своему названию он обязан слиянию двух английских слов — physical — "физический" и digital — "цифровой". В рамках данной концепции объединяются спортивные и киберспортивные состязания.

Часть фиджитал-дисциплин проходят по аналогии с "шахбоксом" - гибридным видом спорта, в котором спортсмены сражаются как на ринге, так и за шахматной доской. В свою очередь, фиджитал-спортсмены сначала принимают участие в виртуальных баталиях, а затем сталкиваются на спортивных площадках.

Но такие дисциплины как "танцевальный симулятор", "VR ритм-симулятор", "спортивное программирование" и "кибератлетика" сами по себе сочетают физические и цифровые составляющие.

А, например, в таких технических направлениях как "битва роботов" и "гонки дронов" сражение за призовые места и вовсе ведется машинами, дистанционно управляемыми фиджитал-спортсменами.

Представитель киберспортивной команды Donstu Esports по игре Just Dance и участница "Игр Будущего" в дисциплине "танцевальный симулятор" Кристина Мовсисян отмечает новизну фиджитал-спорта как явления. По ее словам, он может быть интересен как и уже состоявшимся спортсменам, так и новичкам.

Читайте также

Две тысячи человек вошли в команду волонтеров Игр Будущего-2024

"Фиджитал-спорт еще совсем новый вид, поэтому как правило в него переходят спортсмены из других направлений — но все зависит от дисциплины. В соревнованиях по Just Dance могут участвовать те, кто давно играет в эту игру, и те, кто только начинает свой путь в фиджитал. Я как раз из вторых: моим первым турниром стал межрегиональный отборочный этап на Игры Будущего — я подала заявку на участие, сыграла все матчи и стала победительницей. Так что нужно следить за анонсами фиджитал-турниров и готовиться к ним", — заявила спортсменка.

Как стать фиджитал-спортсменом?

Участник "Игр Будущего" в составе команды Donstu Esports по Counter-Strike 2 и лазертагу Никита Сазонов подчеркивает, что на данный момент в фиджитал-дисциплинах требуется высокий уровень спортивных и киберспортивных навыков.

Фиджитал-дисциплинах требуется высокий уровень спортивных и киберспортивных навыков. Фото
Фиджитал-дисциплинах требуется высокий уровень спортивных и киберспортивных навыков
© РИА Новости. Илья Питалев

"Мы участвуем в фиджитал-соревнованиях в дисциплине "тактический бой" — играем в Counter-Strike 2, а потом в лазертаг. Для спортсменов важно хорошо играть и в digital-, и в physical-этапах. В нашем составе все в первую очередь киберспортсмены, посвятившие Counter-Strike не одну тысячу часов, и которые обучаются лазертагу. Мы впервые попробовали себя в фиджитал-спорте на межрегиональных отборочных чемпионата страны прошлой осенью — и уже через несколько месяцев приняли участие в "Играх Будущего", — сказал Сазонов.

Для большинства фиджитал-дисциплин важны следующие качества спортсмена:
  • Высокий уровень киберспортивных навыков
  • Физическая подготовка для спортивного этапа
  • Умение работать в команде
  • Психологическая подготовка

Важно понимать, что фиджитал-спортсмен должен специализироваться на своей дисциплине, и те, кто желает добиваться больших достижений, должны быть экспертами по своему виду спорта или киберспорта, что, разумеется, требует долгих часов тренировок.

"Добиться успеха в фиджитал-спорте помогут упорные тренировки в обеих частях, digital и physical, и ничего больше. В Counter-Strike проводим личные и командные занятия: индивидуальные тренировки у каждого свои, на совместных мы разбираем карты, свои ошибки, проводим пракки (тренировочные матчи с другими соперниками — ИФ), готовимся к соревнованиям. В лазертаг части работаем только всем составом — это максимально эффективно, отрабатываем командные взаимодействия", — пояснил Сазонов.

При этом в разных дисциплинах — свой подход к тренировкам.

"Мой тренировочный процесс состоит из нескольких частей. Игра в Just Dance на приставке — разучиваю танцы, которые будут на соревнованиях (это около 50 танцев). Как правило это 4-6 часов танцев подряд несколько раз в неделю. Занятия в тренажерном зале, кардио тренировки — это нужно для повышения выносливости и в целом для улучшения общей физической подготовки, потому что на соревнованиях участники танцуют много раз подряд практически без перерыва, требуется много сил, чтобы это вынести". — рассказала Кристина Мовсисян.

При этом и Мовсисян, и Сазонов единодушны в том, кто может добиться успеха в фиджитал-спорте: для этого нужно много тренироваться и много соревноваться.

История фиджитал-спорта

Проект "Игр будущего" был представлен на форуме "Россия — спортивная держава" в Казани в сентябре в 2021 года вице-премьером Российской Федерации Дмитрием Чернышенко. В июле 2022 года была создана Всероссийская федерация фиджитал-спорта, отвечающая за проведение соревнований по фиджитал-спорту в России. Президентом федерации был назначен олимпийский чемпион по спортивной гимнастике и заслуженный мастер спорта РФ Никита Нагорный.

Президентом федерации назначен олимпийский чемпион по спортивной гимнастике и заслуженный мастер спорта РФ Никита Нагорный. Фото
Президентом федерации фиджитал-спорта назначен олимпийский чемпион по спортивной гимнастике и заслуженный мастер спорта РФ Никита Нагорный
© РИА Новости.  Алексей Никольский

Первые фиджитал-игры в России прошли в сентябре 2022 года в Казани. Их участники соревновались в четырех дисциплинах: фиджитал-баскетбол, фиджитал-футбол, VR ритм-симулятор и гонки дронов. В рамках первых двух соревнований матчи проходили как в цифровых симуляторах, так и на спортивных площадках, в то время как состязание по ритм-симулятору Beat Saber и гонки дронов сами под собой подразумевают симбиоз цифровой и спортивной части. В дальнейшем было проведено еще девять подобных соревнований, на которых добавлялись все новые и новые дисциплины.

Фиджитал-спорт в России стремительно развивался, в Казань на открытие "Игр будущего" в феврале 2024 года прибыли президенты Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, а также Республики Сербской. Открывал игры президент России Владимир Путин.

В рамках "Игр будущего" была представлена уже 21 дисциплина по 5 основным категориям — "вызовам".
  • Спорт (цифровые спортивные симуляторы + матчи на площадке)
  • Скорость (скоростное прохождение игр + спортивный шоу-матч финалистов)
  • Стратегия (цифровая боевая арена + спортивный шоу-матч финалистов)
  • Тактика (цифровой тактический шутер + спортивный шоу-матч финалистов)
  • Технологии

Спорт

В эту категорию входят виды дисциплин, в которых цифровые спортивные симуляторы основаны на реальных спортивных соревнованиях. Футболисты, баскетболисты, хоккеисты, а также бойцы ММА и представители других видов спорта проводят состязания в виртуальном формате, а затем и в реальном.

В категорию фиджитал-соревнований "Спорт" входят 8 дисциплин. Фото
В категорию фиджитал-соревнований "Спорт" входят 8 дисциплин
© РИА Новости.
На "Играх будущего" в эту категорию входило восемь дисциплин:
  • Футбол (призовой фонд $1,25 млн)
  • Баскетбол (призовой фонд $1,25 млн)
  • Единоборства (призовой фонд $500 тыс.)
  • Хоккей (призовой фонд $500 тыс.)
  • Велогонки (призовой фонд $150 тыс.)
  • Скейтбординг (призовой фонд $500 тыс.)
  • Гонки (призовой фонд $500 тыс.)
  • BMX (призовой фонд $150 тыс.)

Как правило, в этой категории добиваются успеха действующие атлеты, например, один из триумфаторов "Игр будущего" в категории фиджитал-футбол, капитан команды "Пеньяроль" Хорхе Марсело Родригес в прошлом выступал за национальную сборную Уругвая, будучи партнером такой мировой звезды футбола как Луис Суарес.

В свою очередь, участники фиджитал-гонок на автодроме в Сочи могли посоревноваться на настоящих болидах "Формулы-4" с бывшим гонщиком "Формулы-1" из Испании Роберто Мери, который выступил за команду из Узбекистана UZ Team. Победу в гонках одержала российская команда SMP Racing.

Любопытно и то, что в качестве виртуальной площадки в дисциплине "фиджитал-единоборства" была выбрана игра Mortal Kombat 11, широко известная благодаря обилию графического насилия в ней, а не одна из игр линейки UFC, как раз основанная на спортивных единоборствах. Благо, летальные приемы из MK11 в рамках сражений непосредственно друг против друга в октагоне спортсмены не использовали. Гостями соревнований стали известные любителям единоборств российский боец из Дагестана Шарабутдин Магомедов и бразилец Джонни Уокер, выступающие в UFC.

Скорость

Данное направление предназначено для "спидраннеров" — киберспортсменов, которые проходят игры на скорость. Для спидраннеров важно доскональное знание игры, а также отточенность действий, ведь каждая ошибка стоит драгоценных секунд, а иногда и всего прохождения.

"спидраннеров" — киберспортсменов, которые проходят игры на скорость. Фото
"Спидраннеры" — киберспортсмены, которые проходят игры на скорость
© РИА Новости. Максим Богодвид
В рамках "Игр будущего" спортсмены выступали в командах в формате эстафеты в следующих дисциплинах:
  • Retro PC (Earthworm Jim, Streets of Rage 2, Battletoads)
  • Retro console (Max Payne 2: The Fall of Max Payne, Grand Theft Auto: Vice City, Shrek 2)
  • Modern PC (Cuphead, Hitman 3, Dark Souls 3)

На "Играх будущего" участникам давалось 1,5 часа на прохождение игр, при этом каждый из них должен был сыграть в игру из каждой категории. В соревновании участвовали 8 команд, состоящие из трех участников.

В шоу-матче победители дисциплины SpeedRussians сразились в мини-футбол с объединенной командой, состоящей из представителей занявшей второе место команды MoonShiners, а также команды AIP, и подтвердили статус чемпионов, обыграв соперников со счетом 9-8, как в виртуальном формате, так и на поле.

Призовой фонд "вызова" составил $250 тыс., а за победу в шоу-матче SpeedRussians дополнительно получили $50 тыс.

Стратегия

В стратегиях от фиджитал-спортсменов, как и от киберспортсменов в первую очередь требуется умение работать в команде, быстрая реакция, доскональное знание игры, а также способность принимать важные решения.

Быстрая реакция, умение работать в команде и знание игры - важные навыки для киберспортсменов. Фото
Быстрая реакция, умение работать в команде и знание игры - важные навыки для киберспортсменов
© РИА Новости. Нафис Сиразетдинов
Читайте также

Федерация фиджитал спорта Татарстана получила госаккредитацию

Соревнования по данному направлению являются одними из самых популярных в рамке фиджитал-спорта, поскольку именно в этой категории одной из площадок для виртуальных баталий является всемирно известная игра — DOTA 2, представляющая собой мультиплеерную боевую арену (MOBA).

На "Играх Будущего" соревнования проходили в трех программах:
  • DOTA 2 + суперфинал (призовой фонд $1 млн)
  • Mobile Legends: Bang Bang + суперфинал (призовой фонд $1 млн)
  • Мир Танков + суперфинал (призовой фонд $500 тыс.)

 

Нужно отметить, что на мировой киберспортивной арене в стратегиях себя лучше всего чувствуют выходцы из Азии, поэтому триумф команд из Китая, занявших весь пьедестал в дисциплине DOTA 2 на "Играх будущего" не стал чем-то удивительным, тем более что в Казань прибыла команда LGD Gaming — многократный призер крупнейшего соревнования по DOTA 2 — The International. Свой последний финал "чемпионата мира по Доте" в 2021 году команда из Китая проиграла россиянам и украинцам из Team Spirit, которые, в свою очередь, повторили свой успех в прошлом году. Удача не улыбнулась LGD Gaming и в этот раз — их обыграла более молодая команда Xtreme Gaming.

Победители не стали участвовать в спортивном суперфинале из-за занятости в киберспортивном онлайн-турнире, где по иронии судьбы, они обыграли Team Spirit, и позволили сразиться за дополнительный приз в $50 тыс. российской команде Entity и перуанцам из Boom. Россияне обыграли противников со счетом 10-0 сначала в футбольном симуляторе, а затем и на газоне доказали свое превосходство, выиграв 9-4.

В категории Mobile Legends: Bang Bang первые места предсказуемо ушли игрокам из Филиппин и Индонезии — именно в этих странах проходят турниры по этой игре с наибольшими призовыми фондами.

Команды из России и Белоруссии схлестнулись в категории "Мир Танков", где киберспортсмен Анатолий Бараков, более известный как TheAnatolich, привел к победе свою команду Beyond. Однако в футбольном шоу-матче их соперники из команды Enemy смогли взять реванш и одержать победу со счетом 6-7, забрав призовые $50 тыс.

Тактика

Еще одна дисциплина, вызывающая наибольший интерес у киберспортсменов к фиджитал-спорту, — это соревнования по Counter-Strike 2 + лазертагу, которые относятся к категории "Тактика".

Одни из самых популярных соревнований - сражения в лазертаге. Фото
Одни из самых популярных соревнований - сражения в лазертаге
© РИА Новости. Максим Богодвид
Соревнования по Counter-Strike 2 и лазертагу проходят в программах:
  • Counter-Strike 2 + лазертаг (призовой фонд $500 тыс.)
  • Warface + лазертаг (призовой фонд $250 тыс.)
  • Standoff 2 + лазертаг (призовой фонд $250 тыс.)

На групповом этапе спортсмены проводили один раунд в лазертаге, при этом в плей-офф лазертаг проводился только при ничьей на киберспортивном этапе. Финальные схватки прошли исключительно на виртуальных полях сражений, где победители не дали шансов своим противникам.

"Сейчас, пока фиджитал еще новый вид спорта, в нашей программе первостепенна киберспортивная составляющая, нужно уметь играть в CS 2: это механические навыки, умение правильно коммуницировать с тиммейтами, быстро реагировать на те или иные ситуации, принимать решения. И на эту основу нужно наслаивать знания и навыки лазертага — это и тактическая, и физическая подготовка", — пояснил игрок команды Donstu Esports Никита Сазонов.

Примечательно, что как и в "Спортивной" категории, в "Тактике" выступили самые настоящие знаменитости, только уже в киберспортивной сфере. В составе победившей в дисциплине Counter-Strike 2 + лазертаг казахстанской команды XGod участвовало два чемпиона мира по CS2 — Михаил "Dosia" Столяров и Рустем "mou" Телепов, выигравшие PGL Major Kraków в 2017 году вместе с партнерами из Gambit Esports.

Технологии

Эта категория поражает своим разнообразием, поскольку здесь есть место яростным сражениям роботов, динамичным гонкам дронов и танцам, напряженному спортивному программированию, а также самым настоящим киборгам!

Победитель соревнований в танцевальном симуляторе получил $50 тысяч. Фото
Победитель соревнований в танцевальном симуляторе получил $50 тысяч
© РИА Новости. Максим Богодвид
Соревнования проходят по программам:
  • Битва роботов (призовой фонд $500 тыс.)
  • Гонки дронов (призовой фонд $250 тыс.)
  • Спортивное программирование (призовой фонд $300 тыс.)
  • VR ритм-симулятор (призовой фонд $50 тыс.)
  • Танцевальный симулятор (призовой фонд $50 тыс.)
  • Кибератлетика (призовой фонд $100 тыс.)

В рамках битвы роботов на "Играх Будущего" участники соревновались в конструировании, программировании и управлении боевыми роботами на боевой арене, наполненной ловушками. В этом соревновании очки начислялись по трем показателям — урону, агрессии и управлению роботом. Победа в этом состязании досталась команде из Индии DS Robotics. В финале им удалось нанести достаточно урона роботу соперника, чтобы тот начал в буквальном смысле гореть.

Команды из десяти стран приняли участие в дисциплине для людей с ограниченными возможностями "Кибератлетика". Участникам предлагалось преодолеть трассу и выполнять задания при помощи различных средств реабилитации. Каждая команда состояла из четырех человек, которые сообща работали на результат. Победителями этой дисциплины стала команда Russian Cyborgs, второе место у команды из Саудовской Аравии — Falcon Verts.

В дисциплине "Спортивное программирование" на "Играх Будущего" участвовали 50 программистов из 27 стран, чьи навыки проверяли при решении алгоритмических задач при помощи языков программирования. В каждом туре для решения предлагалось 12 задач, к которым нужно было написать коды на одном из языков программирования — Java, Python, С/С++, Pascal, C#. Первые три призовые места достались россиянам, главный приз в $51 тыс. забрал Федор Ромашов.

Именно в этой категории выступила самая юная, 12-летняя участница "Игр Будущего" Инджи Вализада, представляющая Азербайджан и успевшая стать чемпионом олимпиады по программированию во Франции.

Самая настоящая драма разыгралась в финале гонок дронов. Болгары из команды Flat-Out долгое время удерживали первенство, однако из-за роковой ошибки уступили победу южнокорейцам из Team Min’s Korea. Именно корейцы смогли преодолеть 50 кругов дистанции первыми. Корейский дуэт быстрее всех работал как при управлении дронами при помощи FPV-очков и контроллера, так и во время пит-стопов, которые нужны были дронам для устранения неполадок или замены батарей.

Танцевальный симулятор и VR ритм-симулятор — это, казалось бы, схожие по принципам действий и оценки дисциплины, но есть и свои кардинальные отличия. При работе с танцевальным симулятором Just Dance задействовано все тело спортсмена, который должен максимально точно повторить движение танцоров на экране.

"В турнирах по Just Dance соревнуются в парах: двое игроков танцуют одновременно одни и те же песни — кто набрал больше очков на карте, тот и победил, прошел в следующий этап. На каждой следующей стадии сложность танцев увеличивается, а в финале участники играют на максимальной сложности", — сказала Кристина Мовсисян.

Все этапы проходят один за другим с небольшими перерывами. Масштаб зависит от уровня соревнований.

"Я участвовала в организации межрегионального этапа по фиджитал-спорту, работала на всероссийском этапе и была игроком на международном турнире "Игры Будущего", который приравнивают к аналогу Олимпиады в инновационных видах спорта. Если говорить об Играх — это высочайший уровень организации технической и спортивной составляющей, прекрасные условия размещения", — поделилась своим опытом она.

В свою очередь, в ритм-симуляторе Beat Saber используются шлем и контроллеры, поэтому использовать все тело не требуется, и при выборе тактики спортсмен может полагаться только на себя. При этом в обеих дисциплинах соревнование ведется в рамках дуэли 1 на 1. Побеждает участник, набравший наибольшее число очков в матче.

В этих дисциплинах на "Играх будущего" одержали победу два Ивана — в турнире по Just Dance лучшим танцором был признан Иван Власов, а Иван Косников, в свою очередь, лучше всех держал темп и ритм в Beat Saber.

Будущее фиджитал-спорта

По словам вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко уже 63 страны мира занялись продвижением фиджитал-спорта и проводят соревнования. Создана международная федерация, восемь стран изъявили намерение провести "Игры Будущего" у себя.

Следующие "Игры будущего" пройдут в 2025 году. Фото
Следующие "Игры будущего" пройдут в 2025 году
© РИА Новости. Максим Богодвид

Следующие "Игры Будущего" состоятся уже в следующем году. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил провести их в своей стране. В свою очередь, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеёв предложил провести "Игры будущего-2026" вслед за Россией и Казахстаном.

В России же к началу 2025 года планируется создать единую систему из 16 фиджитал-центров, где будут готовить фиджитал-спортсменов. Такие центры уже функционируют в Тюмени, Казани, Севастополе и Кемеровской области.