Interfax-Russia.ru — Жизнь современных детей и подростков сложно представить без телефонов и планшетов. Как гаджеты влияют на развитие ребенка, когда лучше начинать знакомство с ними и что делать, если появилась цифровая зависимость, "Интерфаксу" рассказала руководитель центра трудных подростков, психотерапевт Анна Хоботова.
Когда лучше начинать знакомство ребенка с цифровыми устройствами?
"Сейчас много развивающих мультфильмов для малышей и дошкольников. То есть, если мы говорим именно о развитии, то достаточно 1-1,5 часов в день. Но не стоит путать с тем, когда родители двух- или трехлетнему ребенку включают мультфильм на планшете, чтобы он поел или не плакал. Это совершенно другое", - сказала Хоботова.
Она отметила, что если родители постоянно дают своему ребенку планшет, чтобы он успокоился, то к 3-4 годам у таких детей уже появляется цифровая зависимость.
Как родители способствуют привыканию ребенка к гаджетам?
Любая психологическая зависимость формируются в возрасте от одного до четырех лет. Зависимость от гаджетов обычно в возрасте двух-трех лет.
Психотерапевт уверена, что родители сами способствуют привыканию ребенка к гаджетам, ведь они показывают это собственным примером. Общение с друзьями, решение рабочих вопросов, доставка продуктов, покупка каких-либо вещей… И все это происходит в гаджете. Ребенок с самого раннего возраста наблюдает, как родители сидят в телефонах, и уверен, что именно так и должно быть.
"Вместо того, чтобы посмотреть вместе фильм и обсудить его, устроить семейное чаепитие, погулять в парке или покататься на велосипедах, многие родители выбирают провести время в соцсетях. И тогда у ребенка формируется понимание, что это норма", - объяснила Хоботова.
Как показывает практика, в компьютерную зависимость уходят школьники, которых родители в детстве гиперопекали.
"То есть лишали ребенка любого вида проявления ответственности. Например, если он разбросал игрушки, то вместо того, чтобы сказать: "Собери их" или "Давай соберем вместе", родители делали это за него. Соответственно, у него формировалось безответственное отношение ко всему и понимание того, что мама или папа решат любую проблему", - пояснила психотерапевт.
Такой подросток даже не пытается решить какие-то конфликтные ситуации, возникающие, например, со сверстниками, и разобраться в проблеме. Со временем, не находя свое место в классе, где его все считают лузером, и не сумев ни с кем подружиться, он уходит в виртуальную реальность. Ведь только там школьник чувствует себя сильным и крутым, в отличие от социума.
Специальные игры на смартфоне полезны для общего развития?
"Безусловно, сейчас много различных игр на смартфонах и планшетах для детей разных возрастов, которые способствуют их развитию. То есть речь идет об играх, благодаря которым у ребенка, например, развивается память, мышление, появляются новые знания и навыки, а не о тех, в которые он играет, потому что ему скучно и нечего делать", - сказала Хоботова.
Как взрослым контролировать экранное время ребенка?
Сейчас практически в любом смартфоне можно активировать функцию "Родительский контроль". Благодаря ему родители могут ограничивать временя, проведенное ребенком в интернете, а также посещение ряда сайтов. Это хорошая защита детей от мошенников, экстремистских групп и сект.
По словам психотерапевта, очень важно еще сформировать у ребенка ответственность, которая в будущем поможет ему самому контролировать время, проведенное за гаджетом. Это нужно делать уже с 4-5-летнего возраста. То есть когда ребенок понимает слово "нет" и с ним можно договориться о времени, которое он проводит за просмотром мультфильмов на телефоне или играх на компьютере.
"Культура нахождения в смартфонах должна формироваться еще с дошкольного возраста, чтобы в 8-9 лет у ребенка не возник вопрос: "Почему раньше я сидел в телефоне по полдня и смотрел мультфильмы, а сейчас мне не разрешают и заставляют делать уроки?" Тогда не будет конфликтов и недопонимания "отцов и детей", а также злости и агрессии со стороны подростка, которому будет намного тяжелее сформировать новую привычку и научиться по-другому проводить свое время", - пояснила Хоботова.
Всегда ли опасно, что ребенок много времени проводит в гаджетах?
Психотерапевт уверена, что, когда ребенок много времени проводит в гаджетах, это всегда опасно, а мнение, что из таких детей в будущем получаются программисты – ошибочно.
"Например, из подростков, желающих стать программистами, которые обращаются ко мне за психологической помощью, не было гаджетозависимых. У кого-то было расстройство пищевого поведения – булимия, ожирение или анорексия, у кого-то - любовная зависимость или проблемы в общении со сверстниками… но не компьютерная зависимость", - сказала Хоботова.
Он отметила, что программисты, даже те, которые разрабатывают компьютерные игры, в них не играют, они составляют сложные программы, а это прежде всего, высокая интеллектуальная деятельность. Подросток, зависимый от гаджетов, не занимается своим развитием, он уходит от своих чувств, с которыми не может справиться, в виртуальный мир.
Игровая зависимость очень опасна. Все начинается с безобидных, казалось бы, "стрелялок", в которые ребенок играет пару часов в день. Но через полгода-год такие игры вызывают сильную привязанность, перерастающую в агрессию и злость, которую подросток вымещает на своем окружении.
Впоследствии это может привести к трагедии, когда школьник, страдающий компьютерной зависимостью, может взять в руки уже настоящее оружие.
Читайте также:
В каком случае можно говорить о цифровой зависимости?
По словам психотерапевта, определить даже начальную стадию цифровой зависимости очень просто.
"Например, ребенок играет каждый день по несколько часов, он всегда максимально увечен компьютерной игрой и начинает злиться, если его отвлекают. А если вы с ним возвращаетесь из какой-то поездки, то он всегда находится в предвкушении от того, что скоро приедет домой и сможет поиграть в компьютерную игру. Все это указывает на начальную стадию цифровой зависимости", - пояснила Хоботова.
Что могут сделать родители?
На начальной стадии с зависимостью можно справиться самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста. Но родители должны понимать, что это потребует от них много времени и сил.
"Начните разделять увлечения ребенка, проявив свою заинтересованность: спросите, в какую игру он сейчас играет, с кем "дружит" в соцсетях… Проводите как можно больше времени вместе: попросите помочь вам убраться в доме или приготовить ужин… Если ребенок до сих пор не имел обязанностей по дому, то самое время ввести их, чтобы он понимал зону своей ответственности и учился выполнять взятые на себя обязательства", - объяснила Хоботова.
Еще можно посмотреть вместе фильм, погулять в парке, покататься на велосипедах или роликах…
Читайте также:
"Таким образом с одной стороны, вы выдергивайте ребенка из того, что его затягивает, а с другой - даете то внимание, которого ему не хватало и которое ему было необходимо. У вас устанавливается контакт с ребенком, близкая связь - и вам будет проще повлиять на него и уберечь, например, от плохой компании. А еще вы своим примером показываете, как можно проводить время, какие могут быть увлечения и хобби", - добавила психотерапевт.
Как влияют гаджеты на детей?
У детей, зависающих в гаджетах, формируется игровая зависимость, и со временем они становятся социопатами: перестают общаться с одноклассниками и друзьями, а увлечения и хобби отходят на второй план, уступая место компьютеру.
"Появляются проблемы и со здоровьем: портится зрение, развивается сколиоз. Кроме этого, дети начинают сильно поправляться, потому что мало двигаются, предпочитая быстрый перекус и калорийную еду", - разъяснила Хоботова.
Становится хуже и кожа, ломаются волосы и ногти, потому что подростки плохо питаются и редко бывают на свежем воздухе.
"Естественно, когда ребенок мало двигается, замедляются развитие и рост, и во время полового созревания могут возникнуть проблемы с эндокринной системой. Это приводит к нервозности, раздражительности и агрессии. Школьник все меньше и меньше коммуницирует и каждый живой контакт становится для него проблематичным", - продолжила руководитель центра трудных подростков.
Как гаджеты влияют на речь ребенка?
Подростки, зависимые от гаджетов, имеют проблемы с речью.
"В основном они общаются виртуально, переписываясь друг с другом, появляется определенный слэнг, используемый в игровых чатах, поэтому подросткам становится все сложнее вживую выражать свои эмоции и чувства. Появляются проблемы с памятью, а также заторможенность, потому что вся концентрация внимания уходит на игру и виртуальное общение", - добавила Хоботова.
Как ведут себя дети, зависимые от телефона?
По наблюдению психотерапевта, дети, зависимые от телефона, становятся нелюдимыми, злыми, раздражительными и у них еще больше падает самооценка. Очень часто именно жертвы буллинга уходят в виртуальную реальность. Эти дети "закрываются": не хотят идти в школу, во двор, где их обижают, предпочитая проводить время за компьютером и общаться в виртуальном мире с такими же, как они.
Что происходит с детьми, которые постоянно сидят в телефоне?
По словам психотерапевта, в ее практике были случаи, когда подростки, страдающие компьютерной зависимостью, не только не могли выйти на улицу за хлебом, но и, сидя дома, закрывали окна шторами, чтобы не видеть проходящих мимо людей.
"Естественно, такие дети прогуливают уроки, отстают от школьной программы и скатываются по успеваемости", - пояснила Хоботова.
К сожалению, гаджетозависимые дети не всегда могут контролировать свою агрессию, вымещая ее на самых близких людях – мамах, бабушках. А если они не позволяют этого, то на самих себя – появляется аутоагрессия – порезы, ожоги…
Как телефон влияет на мозг ребенка?
"За счет того, что у ребенка мало контактов с окружающими, у него замедляется общее развитие, ему становится сложнее формировать свою мысль, высказывать свои эмоции и чувства. Со временем ухудшается память и концентрация. Подросток становится рассеянным и невнимательным. А за счет того, что он редко выходит на свежий воздух и мозг не насыщается кислородом, то идет общее поражение всего организма", - резюмировала Хоботова.