Москва. 8 июня. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Почти 16% российских компаний могут отказаться от офиса после окончания пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, рассказали "Интерфаксу" в Фонде "Сколково" со ссылкой на исследование одного из своих резидентов.
"На вопрос "Планируете ли вы отказаться от офиса и сократить затраты на его аренду в дальнейшем?" 62% респондентов ответили "Нет". В то же время 16% опрошенных компаний рассматривают для себя возможность отказа от офиса в будущем. 22% организаций еще не приняли решение. Среди тех, кто, возможно, откажется от офиса, компании из таких сфер как: торговля (27%), консалтинг (11%), производство (9%), тренинговые и образовательные услуги (8%), IT и коммуникации (7%). Организации, работающие в области медицины и здравоохранения, туризма, спорта, развлечений, безопасности покидать офисы не намерены", - говорится в исследовании разработчика CRM-системы "Простой бизнес".
Как отмечается, большинство опрошенных (57%) полностью или частично перешли на удаленный режим работы во время карантина. 20% планируют сделать это в будущем. По данным опроса, 70% компаний надеются восстановиться после кризиса. IT-сфера стала отраслью, которой даже в этот сложный период удалось увеличить число клиентов.
Лидерами по переходу на удаленку оказались компании из сфер: оптовая и розничная торговля (19%), консалтинг и информационные услуги (16%), производство (9%), строительство и архитектура (9%), IT и коммуникации (8%). 40% компаний в период пандемии не стали работать удаленно, что во многом обусловлено спецификой их деятельности. Аутсайдерами можно назвать компании, работающие в сфере туризма, спорта и отдыха, развлечений, транспорта и логистики.
Около 70% опрошенных считают, что их компания скорее всего сможет выйти на прежний уровень после пандемии. 25% уверены, что это возможно, но не в ближайшее время. 5% отметили, что для их компании это нереально. Надеются восстановиться предприятия из сферы торговли, производства, консалтинга, строительства и архитектуры, ремонта и бытовых услуг. С меньшим оптимизмом на ситуацию смотрят компании, занимающиеся организацией развлечений, финансами и сельским хозяйством.
В опросе участвовали 517 представителей компаний малого и среднего бизнеса (руководители, сотрудники организаций).