Interfax-Russia.ru — Компания "КосмоКурс" планирует осенью провести общественные слушания по экологическому воздействию частного космодрома в Нижегородской области.
После принятия решения о создании частного космодрома в Нижегородской области оператор проекта — ООО "КосмоКурс" — еще весной прошлого года приступил к выбору площадки для строительства.
Рассматривалось несколько площадок на территории региона. При этом выяснилось, что тот участок, который "КосмоКурс" посчитал приоритетным, потребует расселения двух небольших населенных пунктов.
"Рядом с планируемым расположением технического комплекса располагается два жилых населенных пункта суммарной численностью несколько десятков человек. И этих людей надо расселять. С точки зрения государства эти населенные пункты глубоко убыточны и там не развивается инфраструктура. Все ждут, когда они полностью обнулятся. Но для жителей это их родина и им жить на этом месте нравится. Этот вопрос требует особенного внимания", — рассказывал гендиректор "КосмоКурса" Павел Пушкин на своей странице в фейсбуке.
Также, по его словам, в нескольких населенных пунктах, находящихся в радиусе 10 км от будущего космодрома, при некоторых пусках может отмечаться повышенный уровень шума. Чтобы внутри помещений не было превышения норм шума во время пуска, необходимо будет устанавливать шумоизоляционные окна.
"Если данные негативные факторы будут признаны неприемлемыми, то имеется ряд других возможных участков", — отмечал руководитель "КосмоКурса".
При этом приоритетный первый участок расположен на месте бывших полей, которые частично заросли мелколесьем. Другие участки покрыты лесом, который придется вырубать на площади около 500 гектаров. Зато в районе 10-15 км на них нет ни одного населенного пункта.
Плюсом приоритетного участка Пушкин отмечал "открытое небо", отсутствие запретных зон, трасс полетов. При этом, по его данным, достаточно развитая инфраструктура и асфальтированная дорога через лес позволяет организовать дополнительный туристский поток на космодром.
"А с учетом того, что из Москвы можно с ветерком доехать за 8 часов на машине, то есть ожидания, что космодром станет точкой притяжения любителей авиации и космонавтики. А это возможность привлечь несколько сотен тысяч туристов в год. Я уже писал, что это может быть хорошим драйвером развития местной инфраструктуры и создания рабочих мест. Поэтому мы планируем на первом этапе начать проводить огневые испытания двигателей на космодроме и обеспечить всем желающим доступ на эти испытания", — писал он.
Минусы также есть: на втором участке нет инфраструктуры, поэтому помимо вырубки леса придется строить все необходимое с нуля. При этом, скорее всего, придется забыть об испытаниях двигателя на космодроме и о "наземном" потоке туристов, считает Пушкин.
"Для нас это тоже вполне приемлемый вариант. Если жителей района и Нижегородской области, включая региональные и федеральные органы власти, такие варианты не устроят, то будем рассматривать другой регион для размещения. Такие варианты у нас имеются. Просто мы их активно не рассматриваем, так как у нас подписано соглашение с Нижегородской областью", — добавил он.
Говоря о процедуре согласования, он отмечал, что "КосмоКурс" получил "достаточно положительное" заключение АО "ЦНИИмаш" (головной институт "Роскосмоса") на пояснительную записку о будущем объекте. Вопросы и предложения института специалисты "КосмоКурса" прорабатывают в тесном контакте со специалистами ЦНИИмаша. При этом до окончания аванпроекта планируется провести предварительный ОВОС с прохождением общественных слушаний.
Правда, в сентябре прошлого года еще не были обозначены даже предварительные сроки проведения слушаний, поскольку, как пояснял Пушкин "Интерфаксу, на первой стадии необходимо пройти согласование всех вопросов без участия общественности.
"Слушания, скорее всего, будут проводиться в сельских поселениях и районах, которые будет затрагивать деятельность многоразового суборбитального космического комплекса", — сообщал он.
В компании рассчитывали, что большинство вопросов удастся решить оперативно и на 2020 год было запланировано начало строительства частного космодрома. Однако, как сообщил в апреле "Интерфаксу" Пушкин, сроки строительства пришлось сдвинуть.
"Мы планировали в 2020 году начать первые работы по строительству космодрома в Нижегородской области. Первым этапом должно было начаться создание стендовой базы для огневых испытаний ракетных двигателей. К сожалению, мы не успели согласовать территорию будущего космодрома. Поэтому мы начнем огневые испытания двигателей на другой площадке — в Московской области. В начале текущего года мы еще надеялись параллельно вести работы по подготовке испытаний в Московской области и по созданию стендовой базы в Нижегородской области. Сейчас стало очевидно, что так сделать не получится", — рассказал он.
При этом, по его словам, общие сроки создания космодрома не меняются — как ранее и заявлялось, первый пуск ракеты с туристами планируется осуществить в 2025 году.
Кроме того, по словам гендиректора компании, на тот момент появились сложности с прогнозированием сроков испытания системы зажигания, которые планировалось провести в конце апреля — середине мая 2020 года. Отдельные элементы уже изготовлены и прошли автономные испытания. Одним из последних моментов должно было стать изготовление корпуса системы зажигания. Однако в компании, которая должна изготовить корпус, был выявлен коронавирус. На данный момент от этого подрядчика нет информации о том, как обстоят дела, и невозможно понять, когда будет изготовлен корпус.
"Мы уже оплатили работу, насколько мне известно, был закуплен металл, и тут случился коронавирус. На данный момент с подрядчиком связи нет никакой, но мы активно пытаемся уточнить, какая у них на данный момент ситуация. Поэтому по срокам нет вообще никакой определенности", — сетовал Пушкин.
Тем не менее, сообщил собеседник агентства, "КосмоКурс" формирует уточненные материалы оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с рекомендациями правительства Нижегородской области. Он напомнил, что есть приоритетный земельный участок для размещения космодрома, и есть альтернативные варианты.
"Основная сложность состоит в том, что космодром — это уникальный объект. Обычно в космической отрасли на космодром сразу выделяется огромная территория с значительными запасами по размерам и площади. В Нижегородской области и, особенно, на приоритетном участке такой подход не годится. И мы должны очень внимательно разделить космодром на различные зоны использования", — сказал он.
В июне Пушкин на свой странице в соцсети опубликовал план первого частного суборбитального космодрома, а на днях проинформировал, что осенью компания "КосмоКурс" планирует провести общественные слушания по экологическому воздействию.
При этом гендиректор компании отметил, что воздействие ракетной техники "невелико и давно проработано", однако, много вопросов возникает по воздействию технологических объектов на окружающую среду.
"Вроде посчитать, как воздействует дизель-генератор на (окружающую — ИФ) среду, проблем не составляет. Но на данной стадии проекта учесть, сколько таких технологических объектов будут применяться на космодроме и насколько длительно, очень сложно. То есть по финансовым затратам на проект и по уровню технической сложности — это самые простые объекты, которые можно особо не учитывать. Но в разрезе экологии эти объекты являются основными", — отметил Пушкин.
Он также сообщил, что специалисты компании в настоящее время формируют перечень санитарно-защитных зон вокруг объектов космодрома. Так, пояснил он, в некоторых зонах никто не должен находиться в момент пуска, в других — находиться в момент пуска некомфортно, но достаточно безопасно.
"Перечень санитарно-защитных зон мы выдадим в Нижегородскую область, надеемся, на следующей неделе и уже будем прорабатывать возможность размещения объектов космодрома на местности", — сообщил гендиректор.
Он напомнил, что планируются запуски многоразовой суборбитальной ракеты, весь полет и возвращение которой будут проходить над территорией космодрома, точнее, над зоной посадки. Поэтому "отработавшие ступени не будут падать на головы людям", как опасаются многие, отметил Пушкин.
По его словам, самое сильное воздействие оказывает шум при полете ракеты, но на всех рассматриваемых компанией участках он укладывается в нормы в районе проживания людей.
Гендиректор "КосмоКурс" рассчитывает уже осенью выйти на общественные слушания по экологическому воздействию космодрома.