Уфа. 23 августа. ИНТЕРФАКС - Правительство Башкирии утвердило стратегию развития отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) до 2030 года и на перспективу до 2035 года, постановление размещено на официальном портале правовой информации.
"Развитие БАС отвечает национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (...) Стратегической целью создания и развития отрасли БАС в РБ является рыночная конкурентоспособность субъектов в сфере БАС за счет системного подхода к обеспечению высоких темпов роста ключевых и сопутствующих отраслей, необходимых секторов региональной экономики", - отмечается в документе.
Среди перспективных направлений развития БАС в республике - сельское и лесное хозяйство, логистика, транспортная сеть и грузоперевозки, экология и недропользоваание, строительство, землеустройство и кадастровый надзор, мониторинг территории для выполнения функций Госкомитета по ЧС.
Ожидается, что по итогам реализации стратегии совокупная доля предприятий отрасли БАС в ВРП Башкирии вырастет с 0,1% (в 2024 году) до 0,8% (в 2030 году), применение БАС в различных отраслях - с 5% до 80%, число обучающихся по специальным программам - с 2 тыс. до 2,379 тыс. человек, количество НИОКР, патентов, образцов, технологий - с 11 до 14 единиц.
Предполагается, что стратегия будет пересматриваться один раз в три года.
В апреле 2023 года на территории республики заработал экспериментальный правовой режим (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). Срок действия режима составит три года.
Программа включает в себя четыре основных направления апробации и использования беспилотных летательных аппаратов. Беспилотники могут участвовать в перевозке грузов, что позволит обслуживать удаленные и труднодоступные территории; проведении аэрофотосъемок, выполнять авиахимические работы для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве, а также в лесном хозяйстве, включая борьбу с пожарами и незаконную вырубку.
Основная задача введения экспериментального режима в республике - снятие ограничений эксплуатации БАС массой более 30 кг.
Также со ссылкой на вице-премьера республики Александра Шельдяева сообщалось, что объем государственного заказа в рамках национального проекта "Беспилотные авиационные системы" на 2024 год для башкирских производителей - ООО "Интегральные роботизированные технологии" и АО "КумАПП" - составит 3,3 млрд рублей.
"Компания "ИРТ" планирует произвести комплексы БАС самолетного типа "ИРТ-5" в количестве 105 единиц, которые сегодня достаточно востребованы и активно используются компаниями и ведущими предприятиями страны в различных отраслях экономики (...) АО "КумАПП" совместно АО НЦВ "Миль и Камов" планирует произвести 10 комплексов БАС вертолетного типа "БАС-200", основным сценарием использования которого будет являться перевозка грузов", - говорил он. Производственные мощности региональных производителей БАС позволят в 2024 году выпускать в регионе до 4 тыс. аппаратов различных типов.
Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем реализуется в стране с января 2024 года, предполагает поддержку производства БАС на основе собственных линий разработки. Ожидается, что в рамках реализации проекта доля отечественных БАС в общем объёме российского рынка вырастет до 42%, количество произведенных российских БАС к 2030 году достигнет 32,5 тыс. единиц, объём гражданского рынка БАС и услуг - 15 млрд рублей.
Объем финансирования мероприятий проекта до 2030 года составляет 501,2 млрд рублей. Структура нацпроекта включает федеральные программы по стимулированию спроса на отечественные БАС, разработки, стандартизации и серийное производство БАС и комплектующих, развитию соответствующей инфраструктуры, разработке перспективных технологий и подготовке кадров.
В рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем" в 2026 году в Башкирии планируется создание двух посадочных площадок, с увеличением их числа к 2030 году до 10. В качестве таковых может выступить как действующая инфраструктура - аэропорт г. Сибай и аэродромный комплекс малой авиации "Первушино", - так и автономные станции базирования (дронопорты), которые могут быть размещены по маршрутам полетов БАС.