Самара. 12 октября. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Ученые Самарского университета им. Королёва разработали и изготовили экспериментальный образец плазменного покрытия, предназначенного для защиты внутренних элементов ракетных и авиационных двигателей от экстремально высоких температур, сообщает пресс-служба вуза в четверг.
"Данное покрытие сможет защитить от разрушения внутренние поверхности сопел и камер сгорания, лопатки турбин и другие элементы ракетных и авиационных двигателей, газоперекачивающих и энергогенерирующих установок, а также малоразмерных газотурбинных двигателей, применяемых в том числе на беспилотных летательных аппаратах", - говорится в сообщении.
Согласно расчетам ученых, внедрение данной инновации сможет в два-три раза увеличить ресурс деталей горячего тракта двигателей, что увеличит срок службы двигателей.
"В ходе исследований была разработана технология нанесения покрытия и изготовлен первый экспериментальный образец наноструктурированного термобарьерного покрытия для защиты элементов двигателя от воздействия экстремально высоких рабочих температур", - приводятся в сообщении слова автора проекта, научного руководителя направления по нанесению специальных покрытий научно-исследовательской части Самарского университета им. Королёва Михаила Гиорбелидзе.
По данным пресс-службы, уникальность созданного покрытия заключается в его структуре: его можно сравнить со средневековым доспехом - кольчугой, состоящей из слоев плоских дискообразных частиц-чешуек, которые располагаются и скрепляются друг с другом в особом порядке. Толщина одной такой "чешуйки" - 10-20 мкм, а толщина всей "кольчуги" в целом - менее полумиллиметра.
В настоящее время идут основные испытания, которые должны определить термоусталостную долговечность покрытия. Они должны завершиться примерно через полгода.
Разработка велась в течение двух лет в рамках проекта, который в 2021 году победил в конкурсе программы "Умник" и получил финансирование Фонда содействия инновациям.
Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева основан в 1942 году как Куйбышевский авиационный институт.