*** Планы предприятия позволят удовлетворить растущий спрос на внутренний туризм и обновить флот, которому 30-40 лет
Нижний Новгород. 25 мая. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - АО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева" (ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород) планирует строить 6-7 судов на подводных крыльях (СПК) "Валдай 45Р" и один "Метеор 120Р" в год.
Такие данные заместитель главного конструктора скоростных судов ЦКБ Константин Рыпалов привел в ходе научно-практического форума "Транспорт. Горизонты развития" в Нижнем Новгороде во вторник.
По его словам, в последние годы возрос спрос на туристический отдых, экскурсии и путешествия. При этом имеющиеся скоростные суда уже прослужили по 30-40 лет, поэтому сейчас очень "строго стоит вопрос обновления скоростного флота".
"Начиная с 1990-х годов объем пассажирских перевозок внутренним транспортом резко снизился. До настоящего времени, практически, положение не меняется. По прогнозам, будет наблюдаться незначительный рост объемов к 2030 году, что, на наш взгляд, очень медленно. Напрашивается вывод, что для эффективного развития скоростного флота и пассажироперевозок в целом необходимо наращивания темпа создания скоростных пассажирских судов нового поколения и создания новых туристических маршрутов", - отметил он.
Рыпалов сообщил, что специалисты ЦКБ, изучив потребности в таких судах, создали карту потенциальных заказчиков и потенциальной потребности. Большая потребность в судах типа "Валдай" приходится на Центральный и Южный федеральные округа, типа СПК "Метеор" - на Санкт-Петербург, морские пассажирские СПК "Комета 120М" необходимы на Черном, Каспийском морях и в Сахалинской области. Потенциальный объем скоростного флота РФ: СПК "Валдай 45Р" - 64 единицы, СПК "Метеор 120Р" - 54 единицы, СПК "Комета 120М" -16-18 единиц.
"По нашему мнению, развитие скоростного флота невозможно без мер господдержки", - подчеркнул он.
В презентации ЦКБ указано, что мерами стимулирования строительства нового пассажирского скоростного флота могут стать судовой утилизационный грант, льготный лизинг, нулевая ставка НДС при регистрации в международном реестре судов, а также субсидирование пассажирских перевозок.
Рыпалов напомнил также, что фактически возрождение скоростного флота началось с создания ЦКБ пассажирских СПК нового поколения "Валдай 45Р", "Комета 120М" и "Метеор 120Р". В 2018 году головное судно "Валдай 45Р" было представлено на ПЭМФ. В настоящее время ЦКБ на собственной производственной базе в Чкаловском районе Нижегородской области построило 11 единиц СПК "Валдай 45Р", в постройке находится еще 5 единиц в различной степени готовности. Из построенных судов "Валдай" - 5 эксплуатирует Нижегородская область (два - уже эксплуатируются, три - готовятся к эксплуатации), 2 единицы - в ХМАО и 2 - в Якутии. В настоящее время три "Валдая 45Р" готовятся к отправке в Чувашию.
Также ЦКБ в настоящее время ведет строительство двух СПК "Метеор 120Р"для ХМАО: первый новый "Метеор" будет передан заказчику осенью текущего года (судно готово почти на 85%), следующий - в 2022 году.
Еще одним перспективным судном он назвал "Комету 120М" (спроектировано ЦКБ). Рыбинский судостроительный завод "Вымпел" построил уже 3 таких судна, в том числе, два из них эксплуатируются в Сочи и в Крыму. В настоящее время строятся еще 2 таких судна на рыбинском заводе.
СПК "Валдай 45Р" предназначено для перевозки пассажиров на реках в светлое время суток. "Валдай 45Р" имеет низкую осадку (около 1 м), может развивать скорость до 75 км/ч (проектная скорость - 65 км/ч). Запас хода в пределах 550 км. Вместимость судна составляет 45 пассажиров, экипаж - два человека. При создании судна была применена интеллектуальная система умерения качки.
СПК проекта 03580 "Метеор 120Р" предназначено для скоростной перевозки до 120 пассажиров, автономность плавания судна составит 8 часов, дальность хода - 600 км. Судно может эксплуатироваться на полноводных реках всей территории России от Центральной части до Дальнего Востока. Серия судов на подводных крыльях "Метеор 120Р" станет продолжением легендарных СПК "Метеор".
Морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" создано на базе СПК проектов "Комета", "Колхида", "Катран". Судно позволяет разместить на борту 120 пассажиров, способно развивать скорость до 35 узлов, дальность хода - 200 миль.
ЦКБ специализируется на проектировании скоростных судов и аппаратов, в том числе судов на подводных крыльях, динамической воздушной подушке, экранопланов и судов с воздушной каверной.
По данным системы "СПАРК-Интерфакс" на 2016 год, ООО "МейкерВуд" (Санкт-Петербург) владело 24,5% акций АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е Алексеева", ООО "Ридо" (Санкт-Петербург) - 24,46%.