Поволжье / Эксклюзив 22 ноября 2024 г. 16:00 обновлено 22 ноября 2024 г. 16:24

Губернатор Кировской области Александр Соколов:

"В Вятку будут заходить большие теплоходы"

Кировская область третий год подряд фиксирует рост собственных доходов, и хотя бюджет следующего года планируется "напряженным", готова к выполнению всех соцобязательств. Об этом, а также о восстановлении объемов производства, росте турпотока, возобновлении судоходства на Вятке, развитии авиасообщения и планах по малоэтажному строительству рассказал глава региона Александр Соколов.

© Александр Папырин

- Александр Валентинович, город Киров этой осенью отпраздновал внушительную дату - 650-лет. У вас была запланирована большая программа приуроченных к торжествам преобразований, какие главные задачи удалось решить?

- Вы правильно вопрос сформулировали. Мы из 650-летия прежде всего хотели сделать не шоу, а так его провести, чтобы серьезная дата стала драйвером для перезагрузки Кировской области – с точки зрения того, как регион воспринимают за его пределами, и как чувствуют и воспринимают себя люди, живущие в области.
И, кажется, это получается.

Чтобы дать максимальное представление о сегодняшней Кировской области, мы участвовали во всех возможных выставочных проектах, в том числе, параллельно с выставкой "Россия", где были представлены все регионы, сделали большую месячную экспозицию на ВДНХ: в павильоне "Рабочий и колхозница" кировские предприятия на всех трех этажах разместили свою продукцию. Там был очень неплохой трафик, москвичи и гости столицы смогли посмотреть, как устроена Кировская область, чем мы живем, какой у нас потенциал - промышленный, сельскохозяйственный, туристический.

В этом году впервые стенд Кировской области был организован на Питерском международном экономическом форуме – и очень успешно, мы подписали серьезные контракты, в сумме более 60 млрд рублей.

Дни Кировской области состоялись в Совете Федерации, была проведена большая работа: впервые в верхней палате один регион прошел все 10 комитетов, получив в итоге единогласную поддержку своих проектов, - и это практически наша программа движения вперед на ближайшие 5-7 лет.

Мы планируем строительство больших инфраструктурных, транспортных объектов, строительство кампуса мирового уровня, реконструкцию драматического театра. Это проект очень знаковый: во время Великой Отечественной войны там располагался БДТ, ленинградский Большой драматический театр, многие известные его пьесы в эти годы появились, в Кирове были написаны и здесь же впервые поставлены.

Помимо этого, весь год мы проводили Дни культуры Кировской области - и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и у наших соседей. Их у нас много, только непосредственно с областью граничат 9 регионов. Мы сами к ним ездили на выставочные мероприятия, и к нам постоянно люди приезжали на фестиваль "Город добрых соседей". Все лето в выходные дни на пешеходной улице выставляли свои товары, а коллективы показывали все богатство культуры народов России. 17 регионов побывало у нас за сезон. 

Это то, что мы уже сделали, чтоб  дать представление о нас всей России. И комплекс больших мероприятий продолжается. Так, брендированный метропоезд, запущенный в Дни Кировской области в Москве, до сих пор ходит по "красной" Сокольнической линии. Она, кстати говоря, одно время называлась Кировским радиусом. 

Наши дни культуры в Москве закончились в ноябре. В РАМТе столичные зрители увидели показ оригинальной постановки по пьесе "Хлынов. Сага о городе и его жителях", которую написал художественный руководитель нашего драматического театра. Это историческое полотно, в котором задействованы десятки актеров, певцов, реконструкторов. В событиях конца 15 века, времен Ивана Третьего, когда собиралась Русь, отражена роль Хлынова: за 7 лет до великого стояния на реке Угре вятские дружинники-ушкуйники взяли столицу Большой Орды и сожгли ее. После этого Иван Третий принял решение не платить дань в Орду. Вятка тем временем добровольно вошла в состав древнего Московского княжества, то есть русского государства.

- Это вы рассказали о том, как производили впечатление на тех, кто "снаружи".

- А внутри мы для людей делали праздник, он шел достаточно долго – от дня города Кирова 12 июня до конца сентября, потому что историческая дата основания нашего города, упомянутая в летописи, известна: по новому стилю 22 сентября. 

Мы хорошо продвинулись в реновации города. Восстановили около 1000 зданий: это и жилой фонд, и памятники архитектуры, обновили общественные пространства, скверы, площади. И я считаю, сделали очень неплохо. Спасибо Президенту России за то, что выделил деньги на это. Сегодня Центральный парк имени Кирова - это современный парк на нескольких десятках гектаров с каскадом прудов, водопадом, с прогулочными зонами и спортивными площадками для детей и молодежи. 

В ходе празднований открыли памятник Александру Невскому и реконструированную площадь его имени. Когда-то в этом месте находился главный храм Вятки, посвященный Святому князю, не уступавший по размерам храму Христа Спасителя. В 1930-е годы его взорвали. Мы приняли компромиссное решение: почтили память святого Александра Невского, в честь которого был возведен храм, назвав его именем площадь и установив памятник.

И еще одну историческую площадь мы возродили. Здесь были заросли, кое-какой асфальт, и место это никак не называлось. Теперь в городе есть Спасская площадь у Спасского собора и одноименной улицы, где сделано благоустройство и появился еще один арт-объект "Ворота Русского Севера". Потому что в Кирове начинаются дороги на север. От нас идут дороги в Коми, в сторону Архангельской области, неподалеку Вологда – это уже русский север. А мы его преддверие, ворота. 

В юбилейный год начали мы продвинули долгожданное для горожан строительство тоннеля под Транссибом: железнодорожная магистраль с огромным трафиком делит город на две части, а на ней много лет просто-напросто шлагбаум и переезд.
Тоннель - это то, чего люди ждут, потому что сейчас четверть города Транссибом просто отрезана, там можно стоять час-полтора, пока идут пассажирские и грузовые поезда.

На сегодняшний день мы определили подрядчика - крупную российскую компанию. В следующем году начнем строить, и за 25 месяцев нам подрядчик обещают сделать качественный объект. Все это мы сделали благодаря поддержке президента Владимира Путина.

Одновременно строим большое количество социальных объектов.

За последнее время в городе построены три большие школы, сейчас в работе еще десять, и часть их будет построена в этом году. Появится еще больше 10 тысяч учебных мест - современных и красивых. У меня, кстати, младший сын пойдет в школу в следующем году.

- В Кирове пойдет?

- В Кирове, да. Он стал кировчанином. И уже говорит, когда летим откуда-нибудь в самолете: "Домой в Киров".

- В юбилейный год у вас и грузовое судоходство стартовало на Вятке. Сейчас для региона актуальна доставка инертных грузов для активного строительства. Как планируете наполнять реку дальше? 

- Судоходство - это тоже большая мечта жителей, потому что Вятка проходит
через весь регион - более 600 км, и у многих людей на памяти, как по ней баржи ходили, пассажирские "Ракеты" бегали. 

В советские времена 12 земснарядов ежегодно обеспечивали судоходность реки, но с завершением речных лесоперевозок Вятку перестали чистить, она обмелела. Сейчас мы снова очищаем реку, и в этом году грузы - сыпучие стройматериалы - от большого карьера в области до Кирова возили баржами, но, правда, по более высокой воде в июне. Практика показала, что это и значительно дешевле, чем грузовиками, и сохраняет автодороги от лишней нагрузки.  

Уже есть договоренность с Минтрансом РФ, с федеральным Агентством водных ресурсов о поступательной плановой очистке Вятки. И начнем работы с устья вместе с Татарстаном – там, где Вятка впадает в Каму. Работы на этом участке - от впадения в Каму до города Вятские Поляны - начнем уже в следующем году. Я думаю, что год-два - и в Вятские Поляны смогут заходить большие белые теплоходы. И, конечно, грузы будем возить по реке.

Также в планах очистка реки в районе города Кирова, от грузового порта до акватории самого города, чтобы можно было обеспечить, например, доставку сыпучих грузов для ремонта дорог, и запустить прогулочные пассажирские суда. И еще в районе Котельнича намерены активно реку использовать.  Это в ближайшее время, но в планах у нас - возобновление полного судоходства, это сделать вполне возможно. Нас поддерживает в этом Минтранс РФ, и мы пусть поступательно, но верно это сделаем.

- Контурные сроки этого проекта пока не определены? 

- Нужно начать. Мы понимаем, что такие работы будут связаны с бюджетным циклом. В ближайший трехлетний цикл федеральные деньги уже предусмотрены, региональное софинансирование тоже выделяем. Поэтому и судовой ход до Вятских Полян, и судовой ход в районе Кирова и в районе Котельнича мы сделаем. 

Для пассажирских судов новая жизнь на Вятке начнется, конечно, когда будет восстановлен весь ход, но для Вятских Полян это уже близкая перспектива. Это хороший купеческий город в красивом месте: высокий берег, великолепный вид. 

Город активно благоустраивается, здесь много интересных музеев. Даже есть свой сказочный персонаж - девица Метелица, у которой в Вятских Полянах своя резиденция. Есть музей шляп, музей Шпагина – создателя легендарного ППШ, который во время войны жил в Вятских Полянах. Завод, кстати, работает, нужен нашей армии, загружен заказами на несколько лет вперед.

- Могли бы вы рассказать подробнее про развитие авиасообщения с областью? Есть какие-то новые планы, куда хотите летать еще?

- Еще год назад у нас среди направлений были Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Нарьян-Мар. Сейчас к этому прибавились Казань, Калининград, Минеральные воды, Махачкала, и на следующий год, я надеюсь, будут рейсы в Калугу и Самару. По крайней мере, Росавиация уже согласовала эти направления. Но в работе у нас еще регионы Урала и Сибири. С таким авиасообщением кировский аэропорт Победилово будет вполне приличным хабом.

В этом году мы смогли фактически реконструировать аэропорт, причем за счет средств регионального бюджета. Приглашаю в гости, можете прилететь самолетом, сразу увидите один из лучших, я считаю, по уровню инфраструктуры региональных аэропортов - красивый, удобный, людям нравится.   

- Итак, город преобразился, транспортная доступность растет, как у вас на этом фоне дела обстоят с внутренним туризмом? 

- Мы столкнулись с острым дефицитом туристической инфраструктуры. Уже с начала декабря до середины января нет мест в гостиницах Кирова. При этом цена аренды квартиры в Кирове, особенно в праздники, в сравнении с прошлым годом выросла в два раза, но люди едут. Мы город раскрутили. И в этом сезоне Киров – новогодняя столица России. Открытие - 7 декабря, и до 8 января будет идти большая событийная программа праздника. 

Мой старинный приятель не смог забронировать гостиницу, когда его дети решили поехать на новогодние праздники в Киров. То есть гостиницы в городе, конечно есть, а свободных мест в них уже нет. Поэтому нам нужны сейчас программы по развитию туристической базы с точки зрения размещения, нужны новые формы, нужны глэмпинги. Думаю, это очень перспективное направление для нашего региона с его прекрасной природой. 

В этом году турпоток в Киров за 9 месяцев вырос на 20%, то есть к концу года он превысит миллион человек. 

- А нет никаких наработок с сетевыми отелями, не хотят у вас строить еще что-то?

- Отельеры при такой ставке ЦБ заморозили инвестиционные проекты. Сейчас реальны только маленькие проекты. Но есть и плюсы: у нас все материалы производятся. В регионе 40 домостроительных комбинатов занимаются строительством домов из дерева любого уровня - от дачного домика до серьезных образцов. У нас работает одна из компаний, которая сейчас уверенно доминирует на рынке деревянного домостроения в России.

- Глядишь, и девятиэтажки начнут строить деревянные.

- Думаю, не надо этим заниматься. Я сторонник того, что человек не должен жить высоко от земли. Тем более, что мы не Япония, пространства достаточно. А еще малоэтажное жилье – это безопасность, ощущение пространства. 

В Кировской области территория как раз позволяет расходиться в ширину, а не вверх подниматься. У нас много сейчас есть интересных проектов поселков, частники их делают для своих рабочих. Мы (власти – ИФ) с ними сотрудничаем. Например, есть у нас одно из предприятий не очень далеко от города, рядом с которым есть жилой поселок для рабочих. Но высокотехнологичное производство развивается, нужно больше людей, и владельцы бизнеса хотят построить рядом  второй поселок с нашим участием.

Со стороны власти говорим о реконструкции в этом поселке школы, детского сада, потому что самому предприятию заниматься соцкультбытом уже накладно. А если мы отремонтируем действующие учреждения, то тогда предприниматели готовы строить жилье для тысячи жителей. И, я уверен, туда переедут люди, в том числе из Кирова. Ехать до областного центра полчаса, все необходимые услуги под рукой, а качество жизни совершенно другое - работа рядом и воздух значительно чище, река поблизости. 

- Вы говорили о намерении разработать программу модернизации ЖКХ: водоснабжение, водоотведение, тепло и электроснабжение. Готовы начать ее реализацию? 

- Эта программа у нас свёрстана, практически согласована, прошло общественное обсуждение. И с 2025 года комплексная программа развития ЖКХ области будет реализовываться. Более того, я объявил 2025 год в Кировской области Годом жилищно-коммунального хозяйства.

Очень много застарелых проблем. Например, много лесных поселков, прямо как в фильме "Девчата". В поселках этих много делалось методом народной стройки. Считали, что пройдет немного времени, и там будет сделано все стационарно. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Я разговаривал с людьми, которые помнят, как свой поселок создавали, как методом народной стройки делали там водопроводы. Труб не хватило. И местами там лежат… пожарные рукава. Да! С 50-х годов прошлого века. Понятно, что потери сумасшедшие, не говоря уже о том, что в сильный мороз пожарный рукав гарантированно замерзает. Поэтому - предстоит много работы. 

Большую программу по газификации мы уже реализуем. Подписали с Газпромом еще в прошлом году новую редакцию соглашения по газификации Кировской области. Газпром увеличил объем вложений с 5 млрд до 31 млрд рублей до 2027 года. И у нас будут газифицированы по этой программе, весь юг, юго-запад региона. В ход сейчас идет гораздо более дорогое топливо - уголь, мазут. Для квартиры площадью 30-40 метров отопление обходится порой в 12-15 тыс. рублей в месяц. А для промышленности газификация просто необходима, потому что это вопрос конкурентоспособности производства. 

Надо учитывать, что с переходом к рыночной экономике в 1990-е годы у нас некоторые районы остались без промышленных предприятий. Промышленники разорились, в том числе, из-за отсутствия газа, потому что себестоимость продукции стала очень высокая. Сейчас у нас есть планы «новой индустриализации», так скажем, по этим районам - какие производства размещать, что рентабельно. То есть, когда туда придет газ, следом и промышленность подтянется.

Считаю, что много уже сделано за последние годы. У нас некоторые поселки были просто синонимом коммунальной аварии. К примеру, в Котельническом районе в поселке Ленинская Искра прошлая зима прошла без эксцессов в ЖКХ, потому что все лето 2023 года там были масштабные работы - поменяли все коммуникации в земле, заодно газифицировали. Дальше надо перекладывать изношенные сети и в агломерации - в Кирове, Кирово-Чепецке, Слободском и соседних районах. 

Например, в системе водоснабжения нужно менять не менее 4% коммуникаций в год, а нам, с учетом накопленного износа, нужно делать это в еще больших объемах. Поэтому новая программа подразумевает ускоренный процесс. Но надо сказать, что это возможно. Я думаю, что за 10-15 лет можно сделать уровень качества услуг, которые оказываются населению, удовлетворительным – без зимних аварий, с хорошим напором воды летом, без затяжных отключений горячей воды. 

- В прошлом году вы говорили, что товарное производство в АПК региона растет, увеличиваются площади сельхозземель. Хватило ли региону сил и ресурсов в эту посевную/уборочную? Рабочих рук хватает? По каким направлениям наблюдаете рост? 

- Рук сейчас не хватает везде. Не хватает чиновников госаппарата, учителей, водителей автобусов, рабочих на заводах - всех абсолютно. У нас очень бурно развивается промышленность, она оттягивает, конечно, большое количество рабочих ресурсов за счет того, что там высокие заработки. В сельском хозяйстве при этом, хоть мы и северный регион, но по выручке идем вперед.

Если говорить о растениеводстве, то эта сфера очень сильно зависит от погоды. В этом году, как известно, весной были сложности. Мы уговаривали наших сельхозпроизводителей не торопиться, посадить культуры после 15 мая, к нам в основном люди прислушались, поэтому никаких ЧС не вводили, не было мест, где ничего не выросло. И очень хороший сентябрь был, поэтому все удалось убрать, ничего не пропало в поле. В целом урожай несколько ниже, чем в прошлые годы - около 90%. 

А вот молочное животноводство, которое является нашим профилем, - оно у нас не пастбищное, все находится на фермах и связано только с технологиями. К качеству молока требования очень серьезные. Наши фермеры все их выполняют. И в целом в производстве сельхозпродукции у нас рост за счет молока. И если наладим собственную переработку, то сможем нарастить производство молока еще на 15%. 
Я надеюсь, что к этому мы придем, как только с ключевой ставкой ситуация улучшится. С Минсельхозом РФ мы в этом отношении работаем, министр сельского хозяйства Оксана Лут поддерживает нас, помогает нам с определением рынков сбыта. 

Сегодня мы перерабатываем только половину произведенного молока, вторую половину вывозим за пределы региона. К примеру, если вы покупаете молочную продукцию, произведенную в Московской области, то в ней, в основном, кировское молоко.

- В Кировской области растет объем промышленного производства, и во многом это связано с госзаказом на предприятиях ОПК. А какие сектора гражданской продукции вносят наибольший вклад?

- Драйверы развития сейчас, прежде всего, обрабатывающая промышленность и машиностроение, тут рост превышает среднероссийский. Но все остальные отрасли тоже на подъеме.

Начиная с прошлого года предприятия региона полностью восстановили объемы по деревообработке. Если ранее отрасль была ориентирована на экспорт, в основном, в Европу, то сейчас логистика поменялась. Через восток и юг, через Китай, Турцию, Арабские Эмираты, Персидский залив продукция идет очень неплохо.

Восстановлены объемы химпроизводства. В Кирово-Чепецке у нас находится головное предприятие "Уралхима", производство удобрений. В России несколько компаний, которые суммарно фактически контролируют рынок удобрений в мире, "Уралхим" - один из них. Без их поставок сейчас не может обойтись сельское хозяйство стран Африки и Южной Америки. Предприятие активно развивается.

В Омутнинске металлургический завод - один из крупнейших налогоплательщиков региона. Они плавят сталь и делают из нее все - от сельхозинвентаря до высокотехнологичных направляющих. Без их продукции не могут функционировать лифты, рентгеновские аппараты, любые станки, которые двигаются по этим механизмам. Таких заводов в мире три - в Японии, в Германии и в России, в Омутнинске Кировской области. Наш завод эту компетенцию освоил в начале года и очень уверенно смотрит в будущее. На свои средства сделали перевооружение производства, вложив несколько миллиардов рублей в новые цеха, в высокотехнологичное производство. А работает завод со времен Екатерины II.

В целом регион успешно движется вперед, я об этом могу судить по наполнению регионального бюджета. Каждый год увеличиваем показатели бюджетообеспеченности и собственных доходов. В 2022 году, когда я стал губернатором Кировской области, у нас было чуть более 40 млрд рублей в год, в прошлом году мы взяли планку в 55 млрд рублей, в этом году собственные доходы бюджета планируются более 60 млрд рублей. И дополнительных доходов в этом году по отношению к плану будет более 8 млрд рублей - за счет увеличения зарплаты на производстве, то есть соответственного роста отчислений НДФЛ, и за счёт налога на прибыль предприятий. 

- А как бы вы бюджет предстоящего года охарактеризовали?

- Он будет достаточно напряженный, потому что у нас большое количество социальных обязательств, в частности, по завершению строительства соцобъектов. Многие объекты должны были быть сданы ещё в 2021- 2022 годах, но не случилось. Сейчас мы наверстываем, но цены изменились. Соответственно, на каждую школу, которую достраиваем, мы добавляем около 500 млн рублей из бюджета, а таких объектов 10.

Кроме того, в связи с ростом зарплат в промышленности необходимо индексировать зарплату врачей, учителей, работников культуры, социальной сферы, так как зарплата бюджетников привязана к средней заработной плате по региону. Мы неукоснительно выполняем все решения президента Владимира Путина в этой части.

Большие средства мы запланировали на ЖКХ, на инфраструктуру, это будет серьезная расходная часть. Но надеюсь, что мы с этим справимся и получим дополнительные доходы.

Очень надеюсь на то, что, как и обещает сейчас Центробанк, он пересмотрит свою политику. В следующем году нужно снижать ставку. Это жизненно необходимо для нашей промышленности. Промышленность - это налоги, благосостояние всех граждан.