Поволжье / Эксклюзив 15 сентября 2020 г. 18:17

Директор ГБУ "Безопасность дорожного движения" Рифкат Минниханов:

"Государство должно контролировать ИТС с бюджетной составляющей"

21-24 сентября в Казани пройдет международный форум Kazan Digital Week - 2020, одной из тем которого станет создание и функционирование интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Созданием интеллектуальной транспортной системы на дорогах Татарстана на протяжении ряда лет занимается республиканское ГБУ "Безопасность дорожного движения". О том какие компоненты системы уже созданы в республике, и какие предстоит создать в интервью "Интерфаксу" рассказал директор учреждения Рифкат Минниханов.

"Государство должно контролировать ИТС с бюджетной составляющей"
Фото предоставлено ГБУ "Безопасность дорожного движения"

- Рифкат Нургалиевич, какие подсистемы ИТС уже реализованы в республике?

 

- В 2010 году мы впервые обозначили тему интеллектуальных транспортных систем, и за это десятилетие кое-чего достигли. Хотя нужно сказать, что и в девяностых и в двухтысячных годах в Татарстане и в целом в России некоторые подсистемы ИТС присутствовали.

С 2012 года в Татарстане начала реализовываться и с 2013 года работает система адаптивного автоматизированного управления дорожным движением, благодаря которой на 30-50% сократились транспортные задержки у перекрестков.

Следующее направление - это фотовидеофиксация. Татарстан занимается этим с 2008 года и является одним из лидеров в реализации систем фотовидеофиксации. Кроме того, в республике создана Единая государственная информационная система ГЛОНАСС+112, которая обеспечивает оперативное реагирование на экстренные ситуации, диспетчирование и оперативное управление дорожным движением.

К сожалению, в России до сих пор не создана единая структура, ответственная за развитие ИТС. Так, системой "Безопасный город" занимаются МЧС и МВД, "Умным городом" - министерство строительства, есть специализированные решения министерства транспорта, "Росавтодора", министерства экологии и ряда других министерств и ведомств. В то же время, мировой опыт говорит о необходимости создания единой многофункциональной структуры.

 

- В начале сентября ГБУ "БДД" объявило ряд крупных конкурсов, в том числе на первый этап создания Единой платформы управления транспортной системой Татарстана. Когда планируется полностью завершить создание платформы, и что она будет в себя включать?

 

- Платформа должна обеспечить функционирование всех подсистем и сервисов ИТС в городской агломерации как единого целого для повышения пропускной способности транспортной сети и безопасности участников дорожного движения. На первом этапе цель скорее интеграционная - собрать воедино разрозненные базы данных, связанные с движением транспортных средств. На это уйдет минимум год. Полный же функционал платформы мы планируем реализовать в течение трех лет.

 

- В текущем месяце ГБУ "БДД" также объявило конкурс на устройство сети весогабаритного контроля. Сколько рамок работают сейчас в Татарстане, и сколько их планируется построить всего? Будут ли они измерять дополнительные параметры, помимо габарита и веса?

 

- Когда на дорогах начали появляться автоматические системы весового контроля транспортных средств в движении, я сказал: "Мы будем тщательно прорабатывать "узкие места" этой технологии". Потому что к точности датчиков, которые измеряют нагрузку на ось и общую массу, были серьезные вопросы. Это не значит, что мы отставали: у нас есть полигон, где мы на протяжении ряда лет испытывали различные датчики, смотрели, пробовали. Мы страхуемся от ошибок измерения так: у нас постоянно пункты весового контроля объезжает "КАМАЗ" с эталонным грузом, плюс на дорогах работают передвижные пункты весового контроля, чтобы водители могли провести контрольный замер. Если результаты замеров стационарного датчика и "передвижки" расходятся, приоритет оценки отдается последней.

В настоящее время на дорогах республики действуют восемь автоматических пунктов весового габаритного контроля. На очереди строительство в текущем году еще четырех АПВГК. В дальнейшем, исходя из трафика, будем строить еще один-два пункта в год.

Что касается расширения функционала АПВГК, то устанавливаемое на них оборудование, датчики и телекоммуникационные системы позволяют организовать параметрический контроль транспортных средств и режимов движения, идентификацию транспортных средств по государственным регистрационным знакам. При необходимости АПВГК могут обеспечить мониторинг трафика в плане загруженности дорог, что позволит прогнозировать ресурс несущей способности и периодичность ремонта, контролировать экологическую ситуацию и качество сезонного содержания.

Вы знаете, что пять лет тому назад на федеральных дорогах появилась система взимания платы "Платон". В отношении этой инициативы у нас свое мнение: сохранность дорог федеральных и региональных – это несомненный приоритет, и в первую очередь надо было повсеместно развивать именно автоматическую систему весогабаритного контроля.

 

- Какой объем работ и в какой срок должен быть выполнен в рамках проекта по дооборудованию светофорных объектов адаптивной системой управления дорожным движением (АСУДД)? Насколько эта система оптимизирует дорожное движение?

 

- В Казани сейчас 429 светофорных объектов, из которых 144 работают в адаптивном режиме, то есть, регулируют движение – изменяют светофорные фазы в зависимости от интенсивности транспортного потока. Необходимо еще как минимум 70 светофорных объектов дооснастить оборудованием для подключения их к адаптивной системе. На каждый перекресток нет смысла вешать адаптивные светофоры - это дорого, они должны работать там, где наиболее часто возникают задержки в движении. По поводу эффективности "умных светофоров" есть разные оценки, но мы, когда запускали систему в Казани, увидели, что пропускная способность дорожной сети однозначно растет, а задержки основных потоков заметно сокращаются. Более точную оценку дать сложно, но с учетом развития дорожной сети и оптимизацией схем движения адаптивная АСУДД – это однозначно инновационная подсистема будущей ИТС.

 

- Какие элементы ИТС планируется ввести в Татарстане в 2020 году?

 

- Совместно с Главтатдортрансом ведется работа по созданию центра диспетчеризации, мониторинга и управления транспортом на региональных дорогах республики. Создание подсистемы интеграции данных автоматических комплексов фотовидеофиксации, весогабаритного контроля, стационарных и мобильных камер видеонаблюдения, придорожных метеостанций. Отдельно нужно сказать, что у нас создан модуль распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств на видеоизображении, позволяющий существенно - на 60% - снизить трудозатраты при обработке материалов фотовидеофиксации для принятия решения.

 

- В какую сумму Вы оцениваете общую стоимость создания ИТС в Татарстане?

 

- Оценить общую стоимость создания ИТС на этапе внедрения отдельных ее подсистем и сервисов сегодня, в условиях неопределенности российских и зарубежных нормативно-правовых и технологических стандартов, затруднительно. По оценкам ведущих зарубежных экспертов из ассоциации ERTICO – ITS Europe, подключенный автомобильный транспорт и обеспечивающая дорожное движение инфраструктура - это 2025-2030 годы, по мнению российских специалистов (МАДИ, Минтранс РФ, "Автодор") - 2030-2050 годы. Простая экстраполяция данных вчерашних и сегодняшних затрат в отношении ИТС объективного ответа не даст. Что же касается сроков создания ИТС, с уверенностью можно сказать, что эволюция ИТС сродни эволюции человечества.

 

- Оператором ИТС в Татарстане будет республика или планируется провести конкурс среди компаний на рынке?

 

- Этот вопрос - не в моей компетенции, поэтому ответить на него я не могу. Но в целом моя позиция такая: государство вкладывает - государство и получает. Получает, во-первых, безопасность для участников движения, во-вторых, готовую инфраструктуру для снижения транспортных издержек и площадку для взаимодействия с бизнесом. Систему, в создании которой есть бюджетная составляющая, государство и должно регулировать.

 

- В России давно ведутся разговоры о беспилотном автотранспорте, но пока даже не принят рамочный закон о нем. Сколько, на Ваш взгляд, потребуется времени для создания достаточной нормативной базы, чтобы выпустить беспилотные автомобили на дороги общего пользования?

 

- Все обсуждают только один камень преткновения: если выпустить беспилотный автомобиль на дорогу общего пользования, кто будет нести ответственность в случае ДТП? На самом деле, в рамках создания систем есть множество стандартов, которые нужно применять при создании и эксплуатации. По беспилотным системам такие стандарты в РФ на сегодня не созданы. Сколько времени на это потребуется, я не знаю: если Владимир Владимирович Путин скажет "сделать в течение года" - будет через год, если такой команды не поступит - будет делаться потихонечку.

Могу лишь сказать, что существующие технологии и датчики позволяют реализовывать в РФ те решения, которые есть на Западе. Технические возможности создания беспилотных транспортных средств у них и у нас сегодня практически одинаковы. Существенно отличаются различаются уровни готовности нормативной и инфраструктурной базы автономного движения и технологических возможностей производства и эксплуатации электромобилей.