После карантинной паузы жизнь, в том числе культурная, начинает входить в свое русло. В конце августа в Нижнем Новгороде прошло вручение главной российской премии в области современного искусства "Инновация-2020", площадкой для подведения итогов во второй раз стал Центр современного искусства "Арсенал".
О подготовке к премии, влиянии пандемии на творчество и извлеченных после самоизоляции уроках в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказала заведующая Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина ("Арсенал") Анна Гор.
- Анна Марковна, поздравляем вашу команду с тем, что премия "Инновация" уже во второй раз прошла в нижегородском "Арсенале". Смело можно констатировать, что это не случайность, а заслуженная честь. Чем объясняется выбор именно Нижнего Новгорода?
- Мы много лет предпринимали специальные усилия: делали выставки, помогали художникам опериться, готовили и зрителей, и такую площадку, как "Арсенал", чтобы современное искусство здесь жило. Поскольку Нижний сегодня - заметное место на карте современной культуры, "Инновация" была доверена нам. Возможно, не навсегда, а на какое-то время. Но мы надеемся, что удастся еще этим позаниматься. Но церемония и выставка этого года оценивается коллегами довольно высоко.
"Инновация" - российская государственная премия в области современного искусства. Проводится государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и государственным центром современного искусства. Ее цель - поддержка авторов, работающих в области современного искусства, выявление важнейших художественных достижений и привлечение к ним внимания широкой общественности. Учреждена в 2005 году, с 2019 года проводится в Нижнем Новгороде.
- В Нижегородской области продолжает действовать запрет на массовые мероприятия, однако проведение "Инновации" было прописано особым исключением в указе губернатора. Какие меры безопасности были предприняты, использовались ли онлайн-возможности?
- Выбор экспертного совета шорт-листа премии практически совпал с объявлением режима изоляции. Мы были в некоторой растерянности, вопрос с "Иннновацией" был подвешен. Все должно было состояться 31 мая. Когда мы поняли, что в середине июля музей начинает работать, осознали, что надо возвращаться к премии, поскольку слишком много авторов ждут решения жюри. Тогда придумали формат соединение онлайн и офлайн церемонии: вживую в Нижнем Новгороде присутствовали номинанты и деятели современного искусства, директора музеев. Гостей мы рассадили по трем разным помещениям, все были в масках, на расстоянии в 1,5 метра, мало общались непосредственно.
Сама же церемония была сделана как онлайн событие, трансляция шла на местном ТВ, сайте премии и в соцсетях. Нас смотрели и за рубежом, поскольку у нас был канал синхронного перевода. Первый раз такой опыт. Может быть, будем его использовать в каком-то объеме потом.
- Работы номинантов премии представлены на выставке в "Арсенале". Расскажите о ней, пожалуйста. Почему ее нужно посмотреть? И нужно ли смотреть тем, кто считает, что ничего не понимает в современном искусстве?
- Это не одна выставка, а фактически восемь персональных экспозиций, которые дают представления о самых разных подходах, способах выражений, различных видах искусства. Экспозиция интересна тем, что это уже одобренный шорт-лист премии, дает срез на лучших образцах современного искусства за 2019 год.
Это чрезвычайно интересное зрелище, которое требует включения интеллекта. Поэтому зритель может прийти восемь раз, благо у нас есть среда - день бесплатного посещения. Если вы поставите задачу прийти и внимательно все изучить, то можно два месяца подряд по средам рассматривать по одному автору, но детально, а потом у вас сложится картинка.
Там, кстати, есть произведение, которое предсказывает ситуацию 2020 года. Было бы хорошо, если публика сама попыталась его найти, подсказывать не буду.
А люди, которые считают, что ничего не понимают в современном искусстве, -это очень перспективная публика. Для того, чтобы понимать, важно, в первую очередь, желание. Мы можем этому помочь.
Современное искусство в отличие от классики не обязательно должно нравиться. Когда мы попадем в галерею античной скульптуры, нам как-то неудобно, если что-то не понравится. И скорее всего, все понравится, так как мы знаем, что всем экспонатам по две тысячи лет, отбор времени уже произошел. Когда мы имеем дело с современным искусством, то понимаем, что все это сделано почти на наших глазах.
В нашем времени присутствуют разные явления, в искусстве точно также. Кто ничего не знает о современном искусстве, но хотел бы узнать, понять или почувствовать, то милости просим.
Но, отмечу, в нашем городе довольно много людей, которые уже знают и понимают, любят и интересуются таким искусством. В нормальный год (без карантина) к нам приходят до 300 тыс. человек. Это прилично. Понятно, что многие приходят не по одному разу, тем лучше. Это качественная публика с систематическим интересом к современному визуальному мышлению.
- На ваш взгляд, творческие люди будут обращаться к карантинному времени для вдохновения? Это будет востребовано у зрителя?
- Художники - люди, которые тонко чувствуют биение пульса времени. Сейчас уже есть несколько выставок на эту тему, и, скорее всего, они будут номинированы. Надеемся, что в 2020 году будет довольно много проектов, произведений, связанных с этой ситуацией.
- А зрителям будет это интересно? Или они захотят забыть этот период, как страшный сон?
- То, что остается в истории, не забывается никогда. Мне кажется, сейчас особенно интересно и часто вспоминается опыт Европы середины 14 века, когда была чума. Мы же это не забыли, и мы читаем Бокаччо, остался "Декамерон". Вся рефлексия, связанная с пандемической ситуацией, никуда не уходит. Совсем уйти, закрыться и сказать "мне это не нравится", - это не удел интеллектуалов. А современная культура обращается все-таки к тем, кто готов думать, осмысливать, рефлексировать, обсуждать, извлекать уроки, художественные образы. Искусство вообще не о приятном, оно о жизни. А жизнь - тяжелая штука.
- У "Арсенала" с недавних пор новый статус: вместе с другими подразделениями ГЦСИ он вошел в состав Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, под крыло, так сказать, классического искусства. Какие перспективы перед "Арсеналом" этот статус открывает? Что увидим в связи с этой переменой?
- Наша сеть состоит из семи филиалов (центров современного искусства - ИФ) в разных городах - Самаре, Санкт- Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге, Владикавказе, Томске. Все разного формата и размера, наш самый большой. У каждого есть своя специфика. У нас она заключается в том, что мы можем делать выставки в своем пространстве, показывать широкий культурный контекст через призму современного искусства.
Пока включение (в состав ГМИИ - ИФ) дает нам интересные связи, помощь коллег в творческих проектах, нам очень будет интересно основывать проекты и на собрании Пушкинского музея изобразительного искусства. А он, наряду с классическим, очень интересуется современным взглядом художников на действительность.
- Вернемся к "злободневному". Сложно ли попасть сейчас в "Арсенал"? Кто был вашим главным зрителем до пандемии, и, как вы думаете, будет сейчас?
- Прийти нужно обязательно в маске, купить билет, соблюдать дистанцирование. У нас довольно большое пространство, есть, куда разойтись. Публика равномерно распределяется, но сотрудники помогают с трафиком. Сложнее в среду (день бесплатного посещения - ИФ), когда народа приходит заведомо больше, но сейчас люди, конечно, осторожнее с визитами. Если раньше у нас приходило по средам до 600 человек в день, то сейчас примерно около 300. Это не страшно, даже неплохо посмотрим, что будет в сентябре и октябре. Мы стараемся все тщательно соблюдать. Судя по визуальному ощущению, музей посещает прежняя публика, те, кто знает, зачем нужно ходить в "Арсенал".
По посещаемости в целом наблюдаем снижение примерно в два раза. В финансовом плане это не очень приятно, внебюджетные деньги для нас очень важны, так как бюджетное финансирование существенно сократилось.
Мало того, что у нас на выставки приходит меньше людей, у нас нет событий - не показываем кино, не устраиваем концерты в связи с действующими ограничениями, а это тоже приносило деньги. Кафе при музее пока не работает, работает уличное, где доступны только напитки. Мы сейчас живем очень тяжело, но мы понимаем, что это не навсегда. Стараемся экономично все рассчитывать. Например, я хожу по "Арсеналу" и выключаю свет, где можно, чтоб экономить электроэнергию. Наверное, приучиться к этому совсем неплохо.
Но зато люди продолжают покупать книги, и это радует. Магазин при "Арсенале" открыт, туда пришли новые экземпляры.
Стоимость билета у нас немного повысилась - с 200 до 300 рублей, но это процесс, который не связан с пандемией. Мы ищем внебюджетное финансирование, у нас очень улучшилась фандрайзинговая система, появилось много партнеров, и мы эту сторону будем усиливать.
- Карантин дал толчок к повсеместному использованию виртуальности, в том числе в музейной жизни. Как с этим справлялся "Арсенал"?
- Руки не доходили перевести нашу деятельность в онлайн, а когда все это случилось, то мы быстро перестроились. Буквально за два месяца сделали новый сайт, который отразил все направления нашей работы. Выложили ссылки на наши видеолекции, разместили 3D-путешествие по нашим прежним экспозициям, занятия для детей.
В Ночь музеев выложили проект "Ночь светла", - интеллектуальное путешествие по Нижнему Новгороду в момент самоизоляции. За этим проектом в день акции проследили где-то около 290 тыс. человек, то есть цифры сопоставимы с нашей годовой посещаемостью.
Есть еще очень любопытный проект, связанный с нашим земляком, который как-то не очень известен, но мы считаем, что эта одна из принципиальных фигур - Михаил Матюшин, один из отцов русского авангарда. В еще одном нашем проекте он предстает коучем для тех, кто хочет стать современным.
- Получилось ли на таком формате что-то заработать?
- Мы один раз попробовали платное событие, и убедились, что это не рационально, если уж онлайн - то бесплатно. Все взвесили и не стали.
- Намерен ли "Арсенал" и в дальнейшем использовать электронный формат общения со зрителем?
- Нам хотелось бы не потерять этот драйв сетевого присутствия - мы, например, дублировали что-то происходящее в реальной работе или показывали новые стороны того, что идет офлайн, или отдельные проекты делали. Но это требует времени, квалификации, количества людей. Это не очень простая задача.
- Чему научил период самоизоляции команду "Арсенала"?
- Период самоизоляции научил сплоченности. Сначала все были очень растеряны, но быстро сгруппировались, стали поддерживать друг друга, команда обрела новое дыхание. Мы поняли, что мы очень многое можем, если опираемся друг на друга, если объединяемся перед лицом сложной задачи. Сотрудники на "удаленке" у нас работали так, что не отвлекались на обеденный перерыв. Сидели с утра до вечера и с большим азартом.
- Сложно ли было возвращаться к "доковидному" режиму работы? Остался ли кто-то работать на удаленном режиме?
- Возвращаться к прежнему режиму было сложно, но немного все приободрились, когда готовили "Инновацию". Хотя, конечно, непросто работать нашим смотрителям в залах - они в масках, перчатках, защитных экранах. Просидеть так восемь часов довольно тяжело. Мы решили, что если люди заняты такой работой, которая не требует их присутствия в офисе, то пусть выходят на совещания в Zoom. Несколько сотрудников подобных есть. Ситуация нас научила, что ничего не меняется, если человек тратит время на работу.
- Недавно в соцсетях была официально представлена публике главная музейная кошка по имени Арсения. Есть и другие? Сколько их? Их функционал тот же, что у знаменитых котов Эрмитажа или в современном искусстве у кошек иная миссия?
- В "Арсенале" одна смотрительница - Арсения, она живет в кремле, бывает в мэрии, филармонии, Заксобрании, но ест только у нас. Она удивительная кошка, очень любит публичные события, раньше на лекциях сидела на сцене и внимательно слушала спикера. Сейчас давно ничего не было, и когда была "Инновация", то крутилась под ногами, вышла к журналистам вместе с губернатором. Арсения большая любительница публичной коммуникации. На карантине она нас поддерживала, поскольку те, кто заходил в "Арсенал" по долгу службы, фотографировали ее и выкладывали в инстаграм, передавая через нее приветы, напоминая, что она нас ждет.
- Ваши выставочные планы на ближайшее будущее изменились?
- Мы сейчас активно планируем 2021 год, он очень важный и для Арсенала. Планируем активно принимать участие в праздновании юбилея города, есть несколько хороших идей.