Interfax-Russia.ru — Российско-американские переговоры по гарантиям безопасности намечены на 10 января в Женеве. Евросоюз настаивает на участии в дискуссии.
Тет-а-тет
Российско-американские межведомственные консультации по гарантиям безопасности запланированы на 10 января 2022 года в Женеве, сообщили накануне "Интерфаксу" в МИД России.
Речь идет о двух документах — договоре между РФ и США о гарантиях безопасности и соглашении о мерах обеспечения безопасности РФ и государств-членов организации североатлантического договора.
"Главное это, как сказал президент, чтобы не было болтовни, чтобы не замотали наши предложения в бесконечных дискуссиях, чем Запад славится, и чем он умеет заниматься, а чтобы был результат всех этих дипломатических усилий. Результат, причем, в какой-то определенный промежуток времени, мы никаких ультиматумов не выдвигаем, но бесконечные переговоры, в ходе которых Запад опять начнет что-то двусмысленно обещать, а потом обязательно обманет", — заявил в начале недели глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.
По его словам, главным "переговорщиком" для России являются США и именно с ними Москва будет проводить основные переговоры, которые состоятся сразу по завершении новогодних каникул.
В свою очередь представитель Совета национальной безопасности США сообщил, что на предстоящих переговорах первоочередное внимание будет уделено контролю над вооружениями, а также будет рассмотрена ситуация на российско-украинской границе. На условиях анонимности он рассказал журналистам, что на переговорах Россия и США смогут высказать свои опасения относительно деятельности друг друга.
"Будут области, в которых мы сможем добиться прогресса, и области, в которых мы будем расходиться во мнениях. В этом суть дипломатии", — отметил он, добавив, что решения по Украине без ее участия приниматься не будут.
Со своей стороны замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил "Интерфаксу", что Россия не поддерживает озвученную США размытую и второстепенную повестку дня предстоящих переговоров по гарантиям безопасности.
"Эти американские сигналы ожидаемы. Мы с самого начала предполагали и предостерегали американцев: предполагали, что они будут действовать таким образом, и предостерегали от этого. Надо не придумывать некую безразмерную повестку дня, куда в собственных интересах укладывать тематику, давно отрабатывающуюся по другим каналам, а надо сосредоточиться исключительно на двух проектах документов, которые мы представили", — сказал высокопоставленный российский дипломат.
Он назвал предстоящие переговоры тяжелой задачей, учитывая степень разногласий между Москвой и Вашингтоном, Россией и НАТО по этим вопросам.
"Поэтому разбавлять это все, разводнять, каким-то образом все это дело распылять, — это не подход, который мы можем поддержать", — подчеркнул Рябков.
По его словам, если в Вашингтоне не прислушаются к мнению Москвы, будет сделан вывод, что к серьезному разговору США не готовы.
"Мы призываем к переговорам, причем, интенсивным и быстрым. Мы считаем, что вопрос не просто назрел, он перезрел", — продолжил замминистра, напомнив, что Москва неоднократно заявляла, что Россия больше не может мириться с ситуацией, которая складывается в непосредственной близости от границ страны и не может мириться с расширением НАТО.
"Мы будем этому не просто препятствовать, мы положим этому заслон. Мы будем добиваться резкого сокращения американского и натовского присутствия в военной сфере в районах, где мы наблюдаем негативную динамику за годы после 1997 года. Это все неотъемлемые элементы нашей позиции. Мы не можем обойтись без серьезного углубленного проговора именно этой тематики в ходе предстоящих контактов", — заявил замминистра.
Он подчеркнул, что все остальные темы, то есть те, которые анонимные представители СНБ, госдепартамента обозначают в контексте предстоящих контактов, для Москвы вторичны.
Расширенный состав
Между тем в Евросоюзе считают, что любое обсуждение вопросов, связанных с безопасностью Европы, не может проводиться без участия ЕС. Об этом накануне глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель заявил в телефонном разговоре с главой МИД Великобритании Лиз Трасс.
В США также отметили необходимость присутствия европейских партнеров на переговорах.
"Мы с нетерпением ожидаем взаимодействия с Россией на диалоге по стратегической стабильности 10 января. Также, как мы поняли, кроме того, РФ и НАТО намерены провести заседание Совета Россия-НАТО 12 января, а 13 января по графику будет встреча ОБСЕ", — заявил представитель Госдепа США Нед Прайс в ходе телефонного брифинга.
По его словам, Вашингтон готов представить Москве свои "поводы для беспокойства".
"Я думаю, россияне сделают то же самое, но мы придерживаемся принципа (не говорить — ИФ) ничего о наших союзниках и партнерах без наших союзников и партнеров", — подчеркнул Прайс.
Он также выразил уверенность в том, что в ходе обсуждений у сторон будут как сферы, где они придут к соглашению, так и сферы, где будут разногласия.
"Но мы верим, что непредубежденный диалог, дипломатия имеют конструктивный потенциал, в то время как мы пытаемся добиться деэскалации конфликта на Украине и вокруг нее", — также сказал он.
Помимо российско-американских переговоров, намеченных на 10 января, на 12 января Североатлантический альянс действительно запланировал встречи в рамках Совета Россия-НАТО, а на 13 января — более широкую региональную встречу, в которой должны принять участие Москва, Вашингтон и несколько европейских стран.
Вместе с тем в Москве возможность созыва Совета Россия-НАТО в Брюсселе 12 января для обсуждения предложений РФ в сфере безопасности пока лишь обсуждается, сообщил "Интерфаксу" замглавы МИД РФ Александр Грушко.
По мнению главы МИД РФ, предложенный Россией Североатлантическому альянсу договор "совершенно необязательно" готовить по линии Совета Россия-НАТО.
"Переговорщиком будет не Столтенберг, который является, по сути, главным административным распорядителем секретариата Североатлантического альянса, а, конечно же, это будут ключевые члены блока, включая Соединенные Штаты", — пояснил Лавров в интервью YouTube-каналу "Соловьев лайф".
По его словам, России важна не форма, в которой будут вести контакты с НАТО, а суть, в связи с чем необходимо разговаривать, прежде всего, на уровне военных, "профессионально и ответственно".
Поэтому, отметил министр, переговоры с США по гарантиям безопасности будет вести межведомственная делегация с участием военных.
"В отношении НАТО мы предупредили их, что, поскольку с 2014-го они заморозили практические мероприятия по военной линии и лишь ограничивались периодическими звонками по телефону начальнику Генштаба, мы сказали, что разговор будет иметь смысл только с прямым участием военных", — сказал он, отметив, что в российской делегации военные будут представлены на высоком уровне.
Также, уточнил Лавров, Москве уже известно, кто будет представлять США на переговорах по безопасности, в ближайшее время состав "переговорщиков" будет озвучен.
В министерстве обороны России в свою очередь заявили, что готовы начать переговоры с НАТО по гарантиям безопасности в любое время.
"Полагаем, что данное соглашение разработано в интересах как России, так и Европы в целом. Рассчитываем на серьезный, конструктивный разговор. Ждем от альянса скорейшей предметной реакции на наши предложения и готовы начать переговоры в любой удобный момент", — сообщил замглавы военного ведомства РФ Александр Фомин на брифинге для военных атташе и представителей посольств иностранных государств, аккредитованных в Москве.
При этом замглавы военного ведомства РФ констатировал, что конфронтационный курс НАТО в отношении России вынуждает Москву жестко ставить вопрос о юридически обязывающих гарантиях безопасности для России, которые исключали бы любое дальнейшее продвижение блока на Восток и размещение угрожающих систем вооружений в непосредственной близости от российских границ.
Вместе с тем, как считает вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев, не стоит ожидать от встречи Совета Россия-НАТО, предложенной альянсом, прогресса в обсуждении инициатив РФ по гарантиям безопасности. Он еще раз подчеркнул, что Москва видит в качестве основного собеседника в этих вопросах — Вашингтон.
"Конечно, нам было бы интересно сесть за одним столом с государствами, которые говорят от лица своих граждан и находятся в разных ситуациях с точки зрения обеспечения своей безопасности по параметрам географии, размеров, военной мощи. И чтобы каждый из них начинал обсуждать наши проблемы с точки зрения интересов своей страны, а не с точки зрения интересов трансатлантической солидарности", — пояснил сенатор свою точку зрения в интервью "Интерфаксу".
По его мнению, если бы такой разговор состоялся, что соответствует духу и букве основополагающего акта Россия-НАТО, у этого диалога были бы перспективы.
"Но что-то я сомневаюсь, потому что во всех предыдущих случаях, когда мы пытались использовать механизм Совета Россия-НАТО, мы раз за разом сталкивались с одним и тем же — стена, из-за которой выходит, предположим, генсек НАТО, и говорит: "А мы думаем так-то и так-то". К нам потом приходят отдельно взятые страны и говорят: "Конечно, мы по-другому думали, но мы не хотим оставаться в одиночестве и идти против мейнстрима, нас попросили помолчать". А это обесценивает и обессмысливает диалог", — полагает Косачев.
Он напомнил, что Совет Россия-НАТО создавался по принципу участия каждой страны в национальном качестве. По его словам, это не предполагало, что с одной стороны будет "Россия, а с другой — 30 государств-членов НАТО и генсек, который говорит от их имени, ссылаясь на трансатлантическую солидарность", как происходит сейчас.
Сложившийся в итоге формат никуда не приведет, считает сенатор. Тем более, отметил он, Москве известно о том, что на Западе сейчас "разброс мнений" по поводу российских инициатив по гарантиям безопасности.
Косачев убежден, что российские проекты по гарантиям безопасности абсолютно работоспособны, но для того, чтобы они были действительно юридически обязывающими, необходима не только подпись президента США, но и ратификация в Конгрессе.
"Мы пытаемся сейчас добиться юридически обязывающих гарантий, потому что время, когда американцы нам что-то говорили, а мы им верили на слово, показало, что этого делать нельзя", — отметил вице-спикер Совета Федерации, добавив, что с российской стороны тоже потребуется ратификация.
Сенатор напомнил, что по американскому законодательству не все международные договоры требуют ратификации.
"Но если мы говорим о том, что договоренности по гарантиям безопасности должны стать абсолютно юридически обязывающими, здесь эта ратификация, с моей точки зрения, была бы крайне желательной. Это обеспечило бы защищенность от своевольных действий одного человека, занимающего позицию президента, так как возникает ситуация как минимум двух, а в данном случае трех ключей — две палаты Конгресса плюс администрация президента", — полагает Косачев.
По его мнению, российские предложения по гарантиям безопасности сформулированы предельно конкретно, они носят цельный характер, абсолютно работоспособны и реалистичны.
"Наши предложения не стоит пытаться дописывать, их просто нужно проходить пункт за пунктом и выяснять позиции сторон", — заявил Косачев.