Россия / Точка зрения 10 августа 2022 г. 13:44

Вывести из-под санкций

Interfax-Russia.ru — Россия намерена добиваться полного вывода калининградского транзита из-под санкций ЕС. На случай осложнения ситуации уже выработаны ответные меры.

Вывести из-под санкций
© РИА Новости. Михаил Голенков

Новый удар по транзиту

 

Россия в июле возобновила транзит в Калининградскую область подпавших под санкции ЕС товаров — примерно через месяц после того, как Литва ограничила его, утверждая, что основывается разъяснениях Европейской комиссии.

После того, как Россия назвала ограничения блокадой Калининградской области и пригрозила ответными мерами, Еврокомиссия в июле выпустила новые пояснения, снявшие большую часть ограничений с железнодорожного транзита. При этом транзит подсанкционных грузов автомобильным транспортом по-прежнему запрещен.

Еврокомиссия с определенными оговорками разрешила России перевозить санкционные товары по железной дороге в Калининградскую область и из нее через территорию ЕС. В соответствии с пояснениями ЕК, объем транзитных грузов в этом году должен рассчитываться, исходя из среднего количества грузов, перевезенных в 2019-2021 годах. ЕС нужно следить, чтобы транзит не использовался для обхода санкций. Также остается запрещенным транзит товаров и технологий военного или двойного назначения, независимо от выбранного способа транспортировки.

Как отмечал в интервью телеканалу "Россия-24" губернатор Калининградской области Антон Алиханов, достигнутое решение проблемы позволяет вернуть на железную дорогу 80% грузов.

"Это хорошая дипломатическая победа нашей дипломатии в сложном вопросе калининградского транзита. (…) Но для автомобильного транзита ограничения еще действуют. Поэтому мы будем добиваться дальнейшего и полного снятия ограничений. У нас есть понимание, как и что требовать", — сказал Алиханов.

По его словам, снятие ограничений для автотранспорта будет логичным, так как сегодня работа автоперевозчиков стран ЕС в России не запрещена.

Глава региона также отметил, что в разъяснения ЕС есть упоминание о средних объемах перевозок за последние три года, которые нельзя будет превышать. Он назвал это требование абсурдным, так как ЕС не должен препятствовать экономическому развитию региона.

"И пока не ясно, как это будет применяться на практике. Будем смотреть и оценивать", — добавил Алиханов.

С 22 июля Литва официально разрешила железнодорожный транзит подсанкционных грузов в Калининград. Однако почти сразу вопрос с транзитом через Литву грузов в направлении Калининградской области вновь обострился. Литовский Siauliu bankas объявил, что в связи с расширением санкций против России и Белоруссии он с 15 августа не будет осуществлять платежные операции в российских рублях независимо от страны получателя. А с 1 сентября банк не будет осуществлять платежи в Россию и Белоруссию или из них в любой валюте.

Россия 28 июля направила Литве ноту по вопросу оплаты калининградского транзита через литовский банк. Ее передал в МИД Литвы временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь. Дипломат пояснил телеканалу "Россия 24", что операторы, пользующиеся услугами Литовских железных дорог (Lietuvos gelezinkeliai) в России, должны оплачивать перевозку грузов, а Вильнюс замкнул все эти платежи на единственный банк — Siauliu bankas, который с сентября больше не будет осуществлять любые операции с Россией. Другие крупные литовские банки — Swedbank, SEB и Luminor — уже не обслуживают платежи между Литвой и Россией и Белоруссией.

По его словам, этот шаг — новый удар по транзиту в Калининградскую область через Литву, "только в другом направлении".

Литовский министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис заявил, что России следует найти способы, как она будет рассчитываться с Литвой за транзит в Калининградскую область, это — ответственность Москвы, а не Вильнюса.

Министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис со своей стороны указал на то, что власти не могут обязать коммерческие банки принимать платежи из России. При этом он также настаивал на том, что вопросы по оплате транзита следует адресовать российской стороне, поскольку осуществление расчетов, "является ответственностью клиента".

Правда, потом Скуодис уточнил, что ключевое решение по поводу возможности расчетов за транзит все же остается за литовским государством, так как за исполнение финансовых санкций отвечает Служба расследования финансовых преступлений, и "их слово главное".

Служба расследований финансовых преступлений Литвы в свою очередь допустила исключения из санкционного режима при обслуживании платежей за калининградский транзит, однако пообещала, что каждая ситуация будет оцениваться индивидуально.

 

На основе международных договоренностей

 

По мнению главы региона, оплата грузового транзита в Калининградскую область могла бы производиться через счет, открытый в казначействе Литвы.

"Если они (Литва — ИФ) не могут заставить работать литовские банки с нами, ну пусть заставят сами себя. Давайте откроем счет в казначействе Литвы. Пусть РЖД откроют такой счет, и мы будет оплачивать в их казначейскую систему платежи в отношении "Литовских железных дорог", — предложил Алиханов накануне в ходе дискуссии в рамках Валдайского клуба.

При этом он обратил внимание на то, что грузовой транзит в Калининградскую область серьезно ограничен объемами квот на подсанкционные товары, определенные Литвой.

"На сегодня мы исчерпали часть номенклатуры грузов, которые мы могли доставлять по железной дороге в Калининград. Мы выбрали квоты по объему некоторых грузов, что были рассчитаны Литвой исходя из перевозок за последние три года. Так, в эти квоты Литва включила перевозки подсанкционных грузов автомобильным транспортом, что составляет по году примерно 500 тыс. тонн в обе стороны", — сказал Алиханов.

Так, уже невозможен транзит в регион цемента из Белоруссии. В прошлые годы его поставки в область составляли примерно 180-200 тыс. тонн ежегодно. Его доставка в регион морским путем через Усть-Лугу заметно повысит стоимость этого строительного материала, что скажется на экономике.

Губернатор отметил, что власти развивают грузовой морской транзит на линии Усть-Луга - Балтийск. Если в начале года на ней работало лишь два железнодорожных парома, то сегодня паромов три, а всего судов — 8 единиц. В ближайшее время их станет 9, а в сентябре на линию встанет еще один паром.

Вместе с тем он оценил потребности морского грузового транзита в Калининградскую область примерно в 22 судна, однотипных действующему парому "Маршал Рокоссовский", плюс "надо будет иметь и какой-то запас". По словам Алиханова, власти региона хотели бы, чтобы Минтранс и транспортные компании обеспечили линию таким количеством судов. Это позволило бы полностью перейти на работу через этот морской мост.

"Это также бы развязало нам руки для того, чтобы нашему государству принимать возможные ответные меры в отношении государств Прибалтики, которые так себя ведут в отношении Калининградской области", — добавил Алиханов.

Он считает, что действия Литвы и Евросоюза, приведшие к проблемам с калининградским транзитом, являются поводом для обращения во Всемирную торговую организацию (ВТО).

"На мой взгляд, те затраты, которые сейчас несут экономические операторы РФ, бюджет, который будет субсидировать (...) морские перевозки — все эти затраты необходимо в рамках органа по разрешению споров в ВТО заявлять в качестве иска, как минимум, в отношении Литвы. А вообще в отношении, наверное, Евросоюза, который эти санкции вводил, не учитывая этих своих обязательств (при соглашении по транзиту — ИФ)", — сказал Алиханов.

Он указал на то, что в документах ВТО, которые он изучил, нет ни одного пункта, который позволяет ограничивать транзит грузов в Калининградскую область. Губернатор полагает, что иск в ВТО следует направить от лица России, при этом область готова сопроводить эти материалы фактами и статистикой.

"Мы все данные экономического характера готовы предоставить. Это дополнительные затраты операторов паромной линии, дополнительные затраты самих наших экономических операторов, есть их корпоративные данные, чтобы сформировать информационный блок для Минэкономразвития, которое, собственно говоря, является оператором работы с ВТО в рамках органа разрешения споров", — пояснил Алиханов.

Со своей стороны посол по особым поручениям МИД РФ Алексей Исаков заявил, что Россия намерена добиваться полного вывода из-под санкций ЕС грузового транзита в Калининградскую область, а также восстановления полноценного функционирования железнодорожного пассажирского транзита через Литву.

"Продолжим работать над полноценным восстановлением калининградского грузового транзита. Наша принципиальная позиция — он должен был полностью и однозначно выведен из-под действия нелегитимных односторонних санкций Евросоюза и функционировать исключительно на основе имеющихся международных договоренностей с Литвой и Евросоюзом, и политических обязательств с их стороны", — сказал Исаков, выступая на площадке международного дискуссионного клуба "Валдай".

По словам дипломата, в ситуации с калининградским транзитом "речь по сути идет о внутренних перевозках, а не экспортно-импортных операциях".

"Попытки ЕС регулировать экономическое взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами являются, по сути, грубым вмешательством во внутренние дела нашей страны, что недопустимо", — заявил Исаков.

Тем не менее, отметил он, на сегодняшний день можно говорить о том, что пока Москве удалось избежать наихудшего варианта развития ситуации вокруг калининградского грузового транзита.

"Определенные развязки с ЕС и Литвой в результате активных дипломатических усилий с нашей стороны в итоге были найдены и идут в правильном направлении", — пояснил дипломат.

Он подчеркнул, что найденные решения в отношении грузовых железнодорожных перевозок можно рассматривать исключительно как промежуточные, и "ситуация по-прежнему далека от нормальной".

Вместе с тем, по словам Исакова, российская сторона параллельно будет добиваться от Литвы выполнения обязательств в отношении пассажирского железнодорожного транзита, параметры функционирования которого до сих пор не восстановлены в полном объеме после снятия эпидемиологических ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Он напомнил, что эти ограничения касаются количества пассажиров в одном поезде.

"При этом имеются в виду те лица, которые имеют на руках упрощенный проездной билет на железной дороге, то есть исключительно российские граждане. Количество же пассажиров, обладающих иными документами для поездок через территорию Литвы, а именно шенгенская виза либо вид на жительство в ЕС, не регламентируется", — уточнил Исаков.

По его словам, таким образом, налицо однозначно дискриминационный подход литовской стороны, пытающейся ограничить российским гражданам возможности для передвижения.

"Подобная ситуация для нас также неприемлема. В этой связи настойчиво ставим перед литовцами вопрос об отмене этих неоправданных рестрикций и возвращению к полной загрузке составов", — заявил дипломат.

В ходе дискуссии он также сообщил, что при осложнении грузового транзита Россия примет ответные меры, они уже подготовлены.

"Меры ответные проработаны в межведомственном формате, и в случае необходимости будут приняты решения о том, чтобы принять эти меры", — сказал Исаков.

Он считает, что в настоящее время в Литве искусственно обостряют проблемы финансового обслуживания перевозок, предлагая России искать способы оплаты.

"Мы в очередной раз подчеркиваем абсолютную неприемлемость ограничения калининградского грузового транзита под надуманными предлогами, будь то по линии банковских структур, будь то логистических цепочек компаний... Намерены продолжать добиваться урегулирования ситуации в контактах с Вильнюсом и Брюсселем", — заявил дипломат.