Interfax-Russia.ru — Росбанк выкупит у своего экс-владельца Societe Generale пакеты акций в ряде публичных российских компаний. Совокупная стоимость торгового портфеля исчисляется миллиардами рублей.
Президент РФ Владимир Путин накануне подписал разрешение на выкуп Росбанком у своего экс-владельца, французского Societe Generale, небольших пакетов акций в целом ряде российских публичных компаний.
Речь в документе идет об акциях "Газпрома", ВТБ, "Россетей", "РусГидро", "Интер РАО ЕЭС", "Сургутнефтегаза" (обыкновенные и привилегированные), "АЛРОСА", ТГК-1, "Роснефти", "Татнефти" (АО и "префы"), НЛМК, "Ростелекома" (АО и "префы"), "ЛУКОЙЛа", "Северстали", "Юнипро", "Полюса", "Норильского никеля", ОГК-2, "Мосэнерго", "Транснефти" ("префы"), "Аэрофлота", "Русснефти", "Газпром нефти" и ММК.
Каждый по отдельности пакет — небольшой (например, это 0,04% "Газпрома", 0,02% "АЛРОСА", чуть меньше 0,2% "префов" "Транснефти"), но совокупная стоимость включенного в разрешение торгового портфеля достаточно значима и исчисляется миллиардами рублей.
Росбанк был создан "Интерросом" бизнесмена Владимира Потанина в 1998 году, в него вошли активы и пассивы Онэксим-банка и банка "МФК" после реструктуризации возникших из-за кризиса обязательств перед кредиторами. До 2008 года "Интеррос" оставался контролирующим акционером Росбанка, затем контрольный пакет акций банка перешел к Societe Generale.
В апреле 2022 года французская группа первой из крупных европейских финансовых групп объявила об уходе с российского рынка.
Societe Generale входила в число европейских банков с наибольшим риском в отношении России, наряду с австрийским Raiffeisen Bank International и итальянским UniCredit. Группа оценивала риски вложений в российские активы на уровне 18,6 млрд евро, или 1,7% от общего риска группы на конец 2021 года, из которых 15,4 млрд евро приходится на Росбанк. В 2021 году на российский бизнес пришлось 2,8% чистого банковского дохода и 2,7% чистых доходов группы. Societe Generale владела свыше 99% Росбанка.
При этом Росбанк входил в список системно значимых кредитных организаций РФ, по итогам 2021 года занимая 11-е место по активам в рэнкинге "Интерфакс-100".
"Societe Generale прекращает свою банковскую и страховую деятельность в России и объявляет о подписании соглашения о купле-продаже всей своей доли в Росбанке и российских страховых дочерних компаниях группе компании "Интерром Капитал", предыдущему акционеру Росбанка. С помощью этого соглашения, заключенного после нескольких недель интенсивной работы, группа эффективно и упорядоченно покинет Россию, обеспечив непрерывность работы своих сотрудников и клиентов", — говорилось в заявлении группы.
По условиям сделки, "Интеррос" должен был погасить суборды, выданные Росбанку французским акционером. По данным на конец сентября 2021 года, на балансе Росбанка были субординированные обязательства с погашением в 2029 году в эквиваленте 21 млрд 300 млн рублей, а также бессрочные суборды на общую сумму 21 млрд 800 млн рублей (все эти суборды выдала группа SocGen).
"Интеррос" со своей стороны пообещал обеспечить преемственность управленческой команды Росбанка во главе с председателем правления Ильей Поляковым. Росбанк сообщал, что сохранит статус привилегированного партнера Societe Generale в России и "продолжит следовать высоким международным стандартам корпоративного управления и управления рисками в своей работе".
Сделка по продаже Росбанка и российского страхового бизнеса группе "Интеррос" Societe Generale закрыла в мае прошлого года, а через несколько месяцев — в октябре — "Интеррос" передал 47,5% в капитале Росбанка благотворительному фонду Потанина, снизив долю владения до 45%. Еще 7,5% акций перешли на баланс компании "Русфинанс" (принадлежит Росбанку) в рамках мотивационной программы сотрудников Росбанка.
После начала военного конфликта на Украине о планах выхода с российского рынка объявили ряд крупных международных финансовых групп. После Societe Generale, продавшей российский бизнес группе "Интеррос", в середине мая 2022 года и чешская PPF заключила соглашение по продаже своих банковских активов и дочерних компаний в России группе российских индивидуальных инвесторов во главе с бывший руководителем РТС Иваном Тырышкиным. Переговоры о продаже российских "дочек" вели итальянская группа UniCredit и американская Citi.
Вместе с тем в июне прошлого года в ЦБ РФ заявили о необходимости усиления контроля за процессом смены владельцев российских банков. Позже в Минфине РФ объявили о том, что иностранные банки не смогут выйти из активов в РФ до тех пор, пока "дочки" российских кредитных организаций за рубежом лишены возможности нормально функционировать.
"У наших госбанков, которые находятся под санкциями, и вообще у наших банков под санкциями возникли довольно серьезные проблемы с работой по расшивке ситуаций со своими банками, которые находятся за рубежом. В некоторых случаях даже наблюдается такое, что они (иностранные регуляторы — ИФ) устраняют право акционера управлять — реально правовой беспредел. Мы обсудили на нашей подкомиссии, что мы не будем сейчас, пока ситуация не улучшится, давать в части разрешения на продажу активов иностранных банков в России. Если будут поступать (обращения — ИФ), будем отклонять", — отмечал в беседе с журналистами замглавы Минфина РФ Алексей Моисеев.
Он пояснял, что речь идет про "дочки" иностранных банков.
"Названия понятны всем. А то получается, что мы им разрешаем выходить нормально — тот же Росбанк и т.д. — а там наши не могут вообще ничего сделать", — добавил Моисеев.
На необходимость "симметричных" ответных мер указывал и Андрей Костин, глава ВТБ, чьи "дочки" в Европе столкнулись с масштабными ограничениями.
"Давайте объясню на бытовом уровне. У нас был банк в Германии, отлично работающий банк, который в состоянии рассчитаться по всем своим обязательствам, вернуть все свои активы. Нас отстранили от управления, поставили своего управляющего, и говорят — ну вот сейчас банк расплатится со всеми, а потом вы можете даже продать свой банк, только деньги вам все равно не вернут: их просто заморозят на счетах. Почему, если в Европе, в Германии, заморозили наши активы, ввели внешнее управление, мы должны на это спокойно смотреть? Разве не справедливо будет хотя бы разменяться? Почему там у нас просто отбирают, давайте компенсируем наши потери. Никакой политики — чистый бизнес", — говорил Костин в интервью "Интерфаксу".
В итоге в августе 2022 года вышел президентский указ "О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций". В соответствии с ним компаниям из "недружественных" юрисдикций теперь необходимо специальное разрешение на сделки с акциями стратегических российских компаний. Причем, разрешение нужно независимо от того, идет ли речь о сделках с участием зарубежных структур российских собственников (то есть фактически меняется только юрисдикция владения), или о реальной смене бенефициара, как в случае с покупкой Росбанком у Societe Generale пакетов акций в ряде публичных российских компаний.