Россия / Точка зрения 26 июня 2020 г. 12:34

В защиту виноделов

Interfax-Russia.ru — Закон о виноградарстве вступает в силу в России 26 июня. Виноделы считают, что некоторые пункты закона нуждаются в доработке.

В защиту виноделов
© РИА Новости. Владимир Астапкович

Без поправок

Законопроект "О виноградарстве и виноделии" был внесен в Госдуму в октябре прошлого года. Авторами документа были несколько депутатов во главе с руководителем думской фракции "Единая Россия" Сергеем Неверовым.

Уже через два месяца закон приняла нижняя палата парламента, затем одобрил Совет Федерации и 27 декабря 2019 года подписал президент. 

Целями государственной политики в области виноградарства и виноделия, провозглашенными в законе, являются повышение качества вина на российском рынке, увеличение количества виноделен и площадей виноградников в РФ.

Закон, в частности, устанавливает требования к учету и хозяйственному использованию виноградопригодных земель, ведению федерального реестра виноградных насаждений, а также вводит требование об обязательном декларировании урожая винограда.

Для оценки продукции предусматривается создание Центральной дегустационной комиссии и специализированных дегустационных комиссий виноградо-винодельческих зон.

Кроме того, документ вводит понятие российской национальной системы защиты вина по географическому указанию и наименованию места происхождения, в рамках которой предлагается учитывать территориальное деление виноградопригодных земель РФ. Он также вводит единое комплексное правовое регулирование в сфере производства и оборота продукции виноградарства и виноделия.

Для противодействия незаконному производству и обороту винодельческой продукции закон вводит специальные нормы, определяющие, какая продукция признается фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной; также устанавливает запрет на ее производство и оборот.

Кроме того, в документе приводится терминология, используемая в виноделии. В частности, вводится определение "вина России" — это "вино, крепленое вино, игристое вино, полностью (на 100%) произведенное из винограда, выращенного на территории Российской Федерации".

Помимо этого закон устанавливает запрещенные технологии и сырье в производстве вина. В числе таких приемов — корректировка цвета с применением искусственных и натуральных красителей, добавление воды на любом этапе производства, купажирование и ассамбляж вин, произведенных в иностранных государствах, с винами, произведенными в РФ.

Наряду с этим закон запрещает использовать для производства вина импортные виноград, вино, виноградное сусло. Хотя в течение трех лет после вступления закона в силу и допускается использование при производстве вина импортного концентрата виноградного сусла для повышения сахаристости, но не более 7% от общего объема продукции и за исключением производства российских вин защищенных наименований. При этом такое вино, произведенное в России, больше не может называться вином.

Кстати, эту норму критиковали представители крупного винодельческого бизнеса. В частности, генеральный директор ЗАО "Игристые вина" ("Игристые вина" — один крупнейших импортеров виноматериалов в РФ) Юрий Дудко обращал внимание на то, что площадь виноградников в России не позволяет обеспечить потребности производителей в виноматериалах.

Вместе с тем президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович поддерживал принятие закона, но указывал, что затем в него надо вносить поправки.

Ко второму чтению в Госдуме к законопроекту поступило более 100 поправок, но все они были отклонены.

Впрочем, несколько вариантов поправок в закон были внесены и в этом году. В том числе три варианта поправок принадлежат вице-спикеру Госдумы Алексею Гордееву и главе комитета по аграрным вопросам Владимиру Кашину. 

Так, в начале марта они подготовили законопроект, который, в частности, предусматривал переходный период сроком на три года для производства вина из импортных материалов. Документ был возвращен авторам, и в конце марта они внесли в Госдуму новый вариант поправок. Вместо переходного периода там была только норма о бессрочном хранении виноматериалов, находящихся на выдержке. В июне депутаты внесли новый вариант поправок. Оба законопроекта были также возвращены на доработку — в связи с расширением перечня оснований для предоставления субсидий, которые покрываются за счет федерального бюджета, и отсутствием соответствующих финансово-экономических обоснований.

Гордеев и Кашин предлагали, в частности, распространить господдержку на предприятия, использующие при посадке виноградников и импортный посадочный материал (законом предусмотрена господдержка только при использовании отечественных саженцев). В настоящее время дефицит отечественных саженцев оценивается до 60-70% от общей потребности в закладке, а для устранения дефицита потребуется длительное время, указывали депутаты.

В июне свой вариант поправок в закон предложил также депутат Госдумы от Крыма Константин Бахарев. Его законопроект был включен в примерную программу весенней сессии и может быть рассмотрен в первом чтении в июле.

Законопроект Бахарева предусматривает возможность использования при производстве игристого вина в течение трех лет с 18 декабря 2019 года (с даты принятия закона Госдумой) тиражной смеси, находившейся на бутылочной выдержке (на 18 декабря прошлого года) и приготовленной с использованием импортного виноматериала, концентрированного виноградного сусла, концентрированного ректификованного виноградного сусла.

Бахарев также предлагает включить в понятийный аппарат закона определения винных дистиллятов и спиртов, бренди, виноградной водки и российского коньяка (только из российского винограда), и их классификацию, а также распространить предусмотренный законом режим защищенных наименований на всю винодельческую продукцию.

Также депутат предлагает уточнить, что под виноградом, выращенным на территории Российской Федерации, понимаются плоды виноградных насаждений, расположенных в границах РФ на дату вступления в силу закона "О виноградарстве и виноделии". Это позволит решить проблему отнесения вин, находящихся в Крыму на длительной выдержке, к вину России, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Нуждается в доработке

В целом, как считают участники винодельческой отрасли, принятие этого закона давно назрело и он послужит толчком для развития виноградарства и виноделия. Однако, по мнению большинства опрошенных "Интерфаксом" виноделов, некоторые пункты закона нуждаются в доработке.

Так, директор по развитию Донского винодельческого хозяйство "Эльбузд" (Ростовская область) Владимир Гончаров обратил внимание на нерешенность вопросов по механизмам и процедурам получения акцизов, налоговых вычетов, субсидирования закладки новых виноградников. 

Кроме того, по его мнению, целесообразно рассмотреть и возможности рекламирования произведенных в России натуральных вин.

"Без этого нам трудно конкурировать с зарубежной продукцией, которая активно продвигается. Сейчас большое внимание уделяется развитию внутреннего туризма, а это не только Черноморское побережье, но еще и эногастрономический туризм, который может быть драйвером для всей экономики региона", — отметил Гончаров.

Также он считает, что вступление в силу закона прибавит работы оптовым и розничным продавцам продукции.

"Прежде всего, сейчас много работы предстоит оптовым продавцам, ритейлу, которые должны будут маркировать очень большой объем продукции, которая раньше реализовывалась под названием "вино". Это обязательное условие закона — указывать, где на полках стоит вино, а где — винный напиток. Соответственно, большая техническая работа предстоит по доведению до россиян информации о том, что не так много натуральных вин, которые делаются из выращенного в России винограда. Эти вопросы давно назрели, и сети, я думаю, в течение определенного времени их решат", — отметил Гончаров.

Его поддерживает крымский винодел Валерий Захарьин.

"Запрещенным техническим приемом считается производство вина из привезенного из-за рубежа виноматериала. Посмотрим, как это отразится на рынке, как сработает ритейл. Очень сложно отделить напитки от вина, делать отдельные стойки, выделить российское вино", — отметил он.

В свою очередь у гендиректора винодельни "Золотая Балка" (Севастополь) Елены Костенко вызывает беспокойство отсутствие субсидий на приобретение импортных саженцев.

"Отечественного посадочного материала не хватает, поэтому, если не будет иностранных саженцев — затормозятся темпы и резко уменьшится количество посадок новых виноградников. Все это может привести к росту себестоимости винограда и, как следствие, цен на вино. В таком случае российским винам будет сложнее выдержать конкурентную ценовую борьбу на полке с импортными винами", — убеждена Костенко.

Она считает, что в отношении целого ряда норм закона необходим переходный период, поскольку некоторые из них требуют особой подготовки специалистов, а также разработки нормативной базы. 

"Возможно, для того, чтобы закон более плавно был интегрирован в реалии, стоит подумать о введении переходного периода по отдельным нормам. К примеру, мы не ставим под сомнение необходимость обеспечить себя собственными саженцами, но считаем, что стоит сохранить субсидирование импортных еще на 5-7 лет", — отметила Костенко.

Владелец винодельни Uppa Winery (Севастополь) Павел Швец со своей стороны обращает внимание на то, что в документе грубо прописаны технологические приемы виноделия.

"В мире возникает много новых технологий, новых приемов производства вина. В России мы будем слишком медленно реагировать на новинки, поэтому наше виноделие всегда будет плестись в хвосте, а не в авангарде стилистики вина — это плохой момент (закона — ИФ)", — считает он.

Кроме того, по его словам, в законе не четко прописана роль саморегулируемых организаций в части наименований вина по происхождению.

Швец напомнил, что закон был принят в трех чтениях без учета ряда предложенных поправок. В частности, в документе не отражены перспективы развития малых форм хозяйствования.

"Он (закон — ИФ) запрещает дистанционную торговлю вином. Все торговые сети, ритейл 70% денег зарабатывают на алкоголе, конечно, они не хотят лишаться этого источника, поэтому максимально препятствуют тому, чтобы алкоголь ушел в интернет. Давно говорили: давайте хотя бы для российских вин разрешим дистанционную торговлю, посмотрим, как это работает", — добавил он.

"На сегодня закон, как мы его понимаем — это "скелет", основа, теперь нужно нарастить "мышечную массу", разработать регламенты, прописать взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами и службами, разработать и согласовать правила. Учесть интересы всех добросовестных участников, без передергиваний и с учетом мнений, как больших хозяйств, так и малых", — заявил коммерческий директор ООО "Вилла Звезда" (Ростовская область) Дмитрий Радаев.

Он считает, что закон пока рано оценивать, так как им вводятся лишь рамочные понятия и определения. 

"Основой плюс, который я вижу, это то что теперь российским вином будет называться вино, которое произведено из винограда, выращенного на территории России, будет честная конкуренция, а конкуренция очень выгодна потребителю, выше конкуренция — ниже цены и выше качество", — отметил он.

Кроме того, по словам Радаева, расширятся возможности для поддержки отрасли государством.

"Если раньше поддержка была только на уровне сырья — винограда, то теперь появляется возможность поддержки конечного продукта — вина. По задумке авторов закона, все теперь должно быть прозрачно, от поля до прилавка", — считает он.

Генеральный директор ООО "Кубань-Вино" (Краснодарский край, входит в холдинг "Ариант") Виктория Емельянович также считает, что действие норм закона повысит популярность российского вина.

"Отношение потребителей к российскому вину наверняка станет более позитивным: заложено начало для формирования терруаров и стилей. Потребителям станет понятно, какое вино делают на Кубани, какое в Крыму, а какое, например, в долине Дона", - отметила она.

К несомненным преимуществам закона она отнесла и возможности российских производителей вина и виноматериалов получать бюджетные субсидии и налоговые вычеты.

Преимущества, которые со вступлением закона получат российские производители, отметил и крымский винодел Валерий Захарьин.

"Из сильных сторон закона - он однозначно нацелен на поддержку российского виноделия. Если он будет работать, как задумывался, то наконец-то виноград будет выгодно выращивать, потому что производство вина из российского винограда практически не облагается налогом — облагается, но есть налоговый вычет", — сказал он.

Россия, приняв этот закон, последовала примеру других винодельческих государств, заявили в пресс-службе ОАО "Агропромышленная фирма "Фанагория" (Краснодарский край), отметив, что "однозначно положительно" оценивают сам факт принятия и вступления в силу такого закона. 

"Впервые в истории России виноделие как отрасль будет регулироваться собственным законом, а не вместе с другими алкогольными напитками. Закон впервые вводит в оборот множество терминов, связанных с виноградарством и виноделием. Следует также подчеркнуть, что подобные законы есть во всех странах, где производится вино", — сказал представитель пресс-службы.

При этом он считает, что оценить сильные и слабые стороны можно будет после анализа практики его применения.

"Уже сейчас к закону подготовлен ряд поправок, которые будут рассматриваться и обсуждаться. После начала его применения, безусловно, появится ряд новых вопросов и требований к редактированию", —пояснил он.

Обозреватель Анастасия Николаева