Interfax-Russia.ru — США получили от России ответ по гарантиям безопасности. Москва предупредила, что может повлиять на Вашингтон из-за его неготовности договариваться.
Послу США Джону Салливану передали реакцию на ранее полученный американский ответ по российскому проекту договора о гарантиях безопасности.
Подготовленные в РФ документы опубликовали через несколько часов после отправки.
В Москве констатировали, что американская сторона не дала конструктивного ответа на важные для РФ пункты подготовленного российской стороной проекта договора с США о гарантиях безопасности. Речь идет об отказе от дальнейшего расширения НАТО; об отзыве "бухарестской формулы" о том, что "Украина и Грузия станут членами НАТО"; и об отказе от создания военных баз на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами Альянса, включая использование их инфраструктуры для ведения любой военной деятельности; а также о возврате военных потенциалов, в том числе ударных, и инфраструктуры НАТО к состоянию на 1997 год, когда был подписан Основополагающий акт Россия-НАТО.
Кроме того, в Москве считают, что проигнорирован пакетный характер российских предложений, из которых намеренно выбраны "удобные" темы, которые, в свою очередь, "перекручены" в сторону создания преимуществ для США и их союзников".
"Такой подход, как и сопутствующая риторика американских официальных лиц, подкрепляет обоснованные сомнения в том, что в Вашингтоне действительно привержены исправлению ситуации в области евробезопасности", — подчеркивают авторы документа.
Также Москву тревожит нарастающая военная активность США и НАТО непосредственно у российских рубежей, тогда как российские "красные линии" и коренные интересы в области безопасности, а также суверенное право России на их защиту, по-прежнему игнорируют.
В России назвали неприемлемыми ультимативные требования вывести войска из определенных районов на российской территории, сопровождаемые угрозами ужесточения санкций, и подрывающими перспективы достижения реальных договоренностей.
"В отсутствие готовности американской стороны договариваться о твердых, юридически обязывающих гарантиях обеспечения нашей безопасности со стороны США и их союзников, Россия будет вынуждена реагировать, в том числе путем реализации мер военно-технического характера", — констатировали в Москве.
Авторы документа еще раз подчеркнули, что российского вторжения на Украину не планируется, а любые утверждения об ответственности Москвы за эскалацию являются попыткой оказать давление на Россию и обесценить предложения по гарантиям безопасности.
В Москве отметили, что выработка устойчивых мер по контролю над вооружениями и снижению военных рисков невозможна без отказа НАТО от действий, наносящих ущерб безопасности РФ.
"Речь, прежде всего, идет о создании устойчивого фундамента архитектуры безопасности в виде договоренности об отказе НАТО от дальнейших действий, наносящих ущерб безопасности России. Это остается для нас неизменным императивом", — говорится в документе.
В документе также указано, что США не продемонстрировали приверженность соблюдению принципа неделимости безопасности, а "заявления общего плана об учете американской стороной данного постулата входят в прямое противоречие с неготовностью Вашингтона отказаться от контрпродуктивного и дестабилизирующего курса на создание преимуществ для себя и своих союзников за счет интересов безопасности России".
Впрочем, глава МИД РФ и ранее называл неудовлетворительными ответы на запрос России по трактовке принципа неделимости безопасности. Еще в начале недели на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным Лавров сообщил, что никто из коллег-министров не ответил на прямое послание.
"Получили мы две маленькие бумажки: одну - от чиновника (Йенса) Столтенберга, генсека НАТО, вторую — от чиновника (Жозепа) Борреля, главы дипломатии Европейской внешнеполитической службы, в которых сказано: "Вы не волнуйтесь, надо продолжать диалог, главное-обеспечьте деэскалацию вокруг Украины", — рассказал российский министр.
По его мнению, подобные ответы и являются "пренебрежением той нормой, которая была закреплена на высшем уровне, и согласно которой ни одна организация не может считать себя главной и доминирующей в Евроатлантике".
Лавров заявил, что намерен и дальше добиваться конкретной реакции от каждой страны, "поскольку все документы, о которых я сейчас докладываю, были подписаны в национальном качестве, и в этом же национальном качестве за их содержание, и за обязательства по этим документам нужно отвечать".
Со своей стороны президент РФ поинтересовался у главы МИД РФ, есть ли шанс договориться с Западом по ключевым волнующим Россию вопросам, или это попытка втянуть Россию в бесконечный переговорный процесс.
"Вы говорили и другие представители РФ, что мы предупреждаем о недопустимости бесконечного ведения разговоров на вопросы, которые требуют решения сегодня. Но все-таки, будучи главой МИД, я должен сказать, что шанс есть всегда", — ответил Лавров, напомнив о состоявшихся и предстоящих контактах на высшем уровне.
По мнению главы российского внешнеполитического ведомства, возможности вести последовательную разъяснительную работу при готовности выслушать серьезные встречные аргументы еще не исчерпаны.
"Они (переговоры — "ИФ"), конечно, не должны продолжаться вечно, но на данном этапе я бы предложил их продолжать и наращивать", — сказал министр, подчеркнув, что Россия будет добиваться от США ответов на вопросы, которые были заданы, в том числе о нерасширении НАТО и принципе неделимости безопасности.
Президент РФ поддержал продолжение консультаций с Западом по вопросам в сфере безопасности. Именно этот, в целом одобренный Путиным ответ России по гарантиям безопасности, и был доработан и передан НАТО и США.
Как считает вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев, США не смогут проигнорировать аргументы России.
"Все предельно конкретно и аргументировано. Переврать точно не получится, игнорировать и затянуть, надеюсь, тоже. Обещанной "отвлекающей" войны нет, и бесконечно обещать ее не получится. Значит — придется отвечать, причем уже не в "мегафонном" формате. Он надоел уже и украинцам", — написал Косачев на своей странице в Фейсбуке, комментируя ответ Москвы Вашингтону.
По его мнению, общий вывод из этого документа следующий: конструктивного ответа на базовые элементы подготовленного российской стороной проекта договора с США о гарантиях безопасности по-прежнему нет.
"И если готовности договариваться о твердых гарантиях обеспечения нашей безопасности так и не будет, Россия будет вынуждена реагировать, в том числе путем реализации мер военно-технического характера", — пишет сенатор.
Косачев охарактеризовал диалог России и США по гарантиям безопасности как "разговор юриста с пропагандистом".
"Это, конечно же, лучше, чем разговор глухого с немым, как было недавно с одним иностранным визитером, но пока еще не то, чего хотелось бы. Именно поэтому наша сторона опять предпочитает публичный разговор — это и показатель абсолютной уверенности в собственной позиции, и стремление избежать искажений этой позиции на публику", — считает сенатор.
Пока, считает он, переговоры ведутся "не в спокойной дипломатической атмосфере, а в виртуально-истерическом климате, искусственно сгенерированном политиками и СМИ Запада именно для того, чтобы избежать серьезного обсуждения фундаментальных российских инициатив".