Россия / Точка зрения 28 декабря 2020 г. 16:42

Сравнение не в пользу

Interfax-Russia.ru — Минобрнауки признало, что качество дистанционного обучения все же хуже очного, и считает необходимым его совершенствовать.

Сравнение не в пользу
© РИА Новости. Павел Лисицын

По подсчетам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, в настоящее время в России дистанционно обучаются 3 млн студентов — это 64% от общего числа студентов страны. При этом он согласился с тем, что качество удаленного образования отличается от качества очного образования.

"В целом, конечно, оно хуже. Потому что одно дело, когда мы с вами общаемся вживую, а другое дело, когда по телевизору. Но это вынужденная необходимость", — отметил министр в беседе с журналистами.

Глава Минобрнауки также признал, что пока невозможно нивелировать ухудшение качества образования.

"Копия всегда хуже оригинала, если это оригинал. Если традиционный формат хорош, то как бы ты его не переводил, вернее, в удаленную, с помощью удаленных технологий, ты все равно получаешь копию, и, значит, она хуже оригинала", — уточнил Фальков.

Однако и в этой ситуации, считает министр, можно создать условия для качественного образования и не снижать контроля за процессом. Так, по его мнению, студентов, которые пытаются пользоваться подсказками или шпаргалками на дистанционном формате больше не стало, потому что мотивация человека не изменилась.

"Если ты хочешь получить диплом — это одна история. А если ты хочешь получить знания, то как бы теряется вообще сам смысл: ты кого хочешь обмануть? Ты себя же обманешь", — пояснил Фальков.

Впрочем, отметил он, и преподавателям сейчас надо быть изобретательней, например, формулировать проверочные задания таким образом, чтобы невозможно было подсказать, а дать возможность решить какую-то задачу в присутствии преподавателя.

Министр обратил внимание на то, что удаленное обучение при этом не стало заочным, оно все равно остается очным, так как форматы отличаются не способом преподавания, а количеством учебных часов.

"То есть технология поменялась, а труд, который вынуждены потратить преподаватели, его меньше-то не стало", — добавил Фальков.

Ранее в эфире телеканала "Россия 1" он подтвердил, что оплата за обучение студентов в вузах может быть снижена в случае ухудшения качества образования или невозможности вуза обеспечить необходимое количество учебных часов из-за перехода на дистанционный формат работы. Однако, уточнил министр, снижение стоимости обучения в вузах из-за дистанционного режима будет точечным и при наличии веских оснований.

Он предложил решать этот вопрос на уровне студентов в рамках их договоров с вузами, поскольку, по его мнению, невозможно выработать какую-то универсальную скидку для всех учебных заведений — ситуация в университетах разная, "где-то преподаватели выкладываются, а где-то начинают сачковать".

"Другой разговор, если в связи вот с этой историей, у нас вместо 20 лекций вдруг было прочитано 10, или было прочитано 20, но качество их такое, что половину не слышали — это, конечно, основание для снижения стоимости обучения, для постановки вопроса", — согласился Фальков.

По его мнению, дистанционный формат нужно совершенствовать — "должна появиться новая дидактика".

"Человечество сотни лет вырабатывало особые технологии передачи знания, вовлечения, воспитания, формирования личности, и все это делалось в условиях очного режима, когда (был) традиционный формат. Сегодня эта цифровая так называемая дидактика, она не сформировалась. Эмоции обрываются. Когда не видишь глаз, не можешь передать свою энергию, не подзаряжаешься от зала. И, наверное, должно прийти время, мы просто и научным, и эмпирическим путем, и путем с помощью научных исследований, поймем потом, что вообще передаваемо или нет", — пояснил министр.

Он подчеркнул, что сейчас мы действуем в условиях неопределенности, нарабатываем опыт, "естественно, есть и издержки".

Фальков уверен, что после пандемии коронавируса в российских вузах останутся элементы дистанционного обучения.

"Очевидно, что мы полностью в докоронавирусную эпоху не вернемся, с одной стороны. А второе, что точно так же очевидно, что качественное высшее образование не может быть только дистанционным или удаленным", — заявил министр "Интерфаксу".

По его словам, в дистанционном формате есть плюсы: не надо тратить большое количество времени на дорогу, можно составлять более гибкое расписание, и не гонять студентов в институт ради одной пары.

При этом министр считает, что дистанционный режим более подходит для гуманитарных специальностей, и порядка 80% таких дисциплин можно перевести в такой режим даже с повышением качества образования.

"Потому что, когда у тебя плохой преподаватель очно или выдающийся заочно или удаленно, то неизвестно, кто больше передаст и привлечет, ведь надо же эмоцию передать", — отметил Фальков, уточнив, что при подготовке инженера, наоборот, часть дисциплин ни при каких условиях невозможно перевести в дистант.

Впрочем, министр отметил и очевидный минус дистанционного обучения. По его мнению, очный формат приучает студентов к самоорганизации, а на удаленке начинает хромать дисциплина.

Вместе с тем, по словам Фалькова, полностью на удаленный формат планируется перевести процедуру приема в вузы, что поможет избежать очередей в приемных комиссиях.

В свою очередь министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул, что российских школьников на дистанционное обучение переводить не планируют.

"Никаких планов перевода школьников на дистанционное обучение ни в Москве, ни в другом регионе нет", — заявил Кравцов на онлайн-конференции Общественной палаты РФ "Цифровизация образования: угрозы или возможности".

По его словам, после того, как ситуация с коронавирусом в каждом конкретном регионе РФ стабилизируется, школьники в этом регионе вернутся к традиционной системе обучения.

В свою очередь первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко обратил внимание на то, что и сейчас большинство школьников учатся очно.

"Для нас важно сохранять очный формат и использовать дистанционные технологии только при крайней необходимости", — добавил он.

Со своей стороны замминистра просвещения Виктор Басюк подчеркнул разницу между дистанционным форматом обучения и цифровой образовательной средой. Если первое — это временная вынужденная мера, то второе — это программа технического сопровождения образовательного и воспитательного процессов, которая соответствует лучшим образовательным практикам нашего времени и задачам технологического прогресса, которые стоят перед государством.

Кстати, с 10 декабря в ряде российских регионов проводится эксперимент по внедрению в систему школьного образования цифровой образовательной среды (ЦОС). В пресс-службе Минпросвещения журналистам пояснили, что главная цель внедрения ЦОС заключается в оснащении образовательных организаций нужной материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, разработанной преимущественно на основе отечественных технологий, предоставление школам доступа к высокоскоростному интернету, разработка образовательного контента, развитие технологий и решений, позволяющих улучшить образовательный процесс.

"Среди основных принципов создания ЦОС - безопасность, многофункциональность использования. Образовательный контент должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, примерным основным образовательным программам", — сообщили в пресс-службе.

Как отметил в пресс-службе, "платформа ЦОС позволит проводить занятия с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, диагностику образовательных достижений учащихся".

В пресс-службе привели слова главы ведомства, который заявил, что постановление об экспериментальном внедрении ЦОС призвано "гарантировать всем учащимся, вне зависимости от того, где они живут, равные условия для получения качественного образования".

"Внедрение ЦОС, о котором идет речь в постановлении, никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования", — уточнил Кравцов.

Эксперимент продлится до конца 2022 года.

Обозреватель Анастасия Николаева