Interfax-Russia.ru — Шведская Quintus Technologies AB отказала группе "ГАЗ" в поставке запчастей. На "ГАЗе" рассчитывают на решение проблемы — альтернативы оборудованию у автопроизводителя нет.
Шведская компания Quintus Technologies AB отказалась поставлять запчасти для промышленного пресса группе "ГАЗ, попавшей под американские санкции, сообщил на встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса в России глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Буквально на днях мы получили информацию о том, что очередной дискриминационный шаг был предпринят в Швеции, когда шведская компания Quintus Technologies AB отказалась поставлять запчасти для промышленного пресса группы "ГАЗ" под абсолютно надуманным предлогом — якобы этот процесс имеет характер продукции военного и двойного назначения", — рассказал Лавров.
По его словам, "это абсолютно искусственная логика, высосанная из пальца". "Никогда ранее, а этот пресс используется с 2009 года, никогда с 2009 года, включая весь период наших кризисных отношений после переворота на Украине, никаких сомнений у шведских регуляторов не возникало", — напомнил министр.
Он отметил, что, судя по всему, это далеко не последний пример, когда "геополитика, стремление понравиться тем, кто определяет геополитическую линию Запада, берет верх над здравым смыслом и над собственными интересами".
"Это, конечно, будет бить по шведскому бизнесу, который сотрудничает с группой "ГАЗ" и по тем людям, которые заняты на этом производстве", — сказал Лавров.
Между тем, как отметили в группе "ГАЗ", остановка пресса, которая может возникнуть из-за отсутствия необходимых для его сервисного обслуживания запчастей, будет критичной для работы автопроизводителя.
В пресс-службе группы уточнили, что на прессе гидроэластичной штамповки Quintus изготавливаются детали для автомобилей "ГАЗ".
"А альтернативных поставщиков деталей для этого пресса нет — запчасти для него выпускает только сам производитель этого пресса", — рассказали в компании.
При этом представитель "ГАЗа" поблагодарил МИД РФ за серьезное отношение к "санкционной проблеме" группы.
"Надеемся на содействие в решении этой проблемы, потому что она критична для завода", — добавили в компании.
Группа "ГАЗ" подпала (https://www.interfax-russia.ru/view/riski-na-fone-sankciy) под американские санкции вместе со своим владельцем Олегом Дерипаской в апреле 2018 года.
В отличие от других компаний, попавших в "черный список" вместе с Дерипаской (РусАл, En+ Group), для "ГАЗа" ограничения пока не вступили в полную силу. OFAC (Office of Foreign Assets Control, подразделение Минфина США, отвечающее за правоприменение в области санкций) периодически отодвигает дедлайн, чтобы дать время для завершения переговоров о выводе "ГАЗа" из-под санкций. В последний раз дедлайн был продлен в июле — до 22 января 2021 года.
При этом последний перенос даты вступления в полную силу санкций США в отношении группы "ГАЗ", объявленный регулятором, сопровождался введением новых требований к российскому автопроизводителю.
Теперь группа "ГАЗ" обязана в течение пяти дней после закрытия каждого квартала предоставлять Минфину США финансовые отчеты и протоколы заседаний совета директоров, отчеты о составе совета и изменениях в нем, а также списки любых планируемых и созданных новых совместных предприятий.
Аналогичный порядок отчетности установлен для финансовых соглашений "ГАЗа" на сумму от $5 млн и более.
Кроме того, группа обязана в течение пяти дней по истечении каждого месяца подтверждать для OFAC, что не действует от имени Дерипаски или других лиц, включенных в санкционные списки, и что контроль над компанией возложен исключительно на совет директоров и ее акционеров.
Две другие крупнейшие компании Дерипаски — En+ Group и "РусАл" — были исключены из SDN List после того, как бизнесмен отказался (https://www.interfax-russia.ru/view/podelitsya-aktivami) от контроля в них.
Между тем, если в 2018-2019 годах периодически появлялась информация о ходе переговоров (https://www.interfax-russia.ru/view/spasti-gaz) по снятию санкций с "ГАЗа", то в последнее время эти переговоры "заглохли", заявлял Дерипаска в конце января.
"В США все обеспокоены импичментом, новыми выборами. Они не хотят говорить ни о чем, что связано с этим процессом (вывода "ГАЗа" из-под санкций — ИФ). Это будет тяжелый год для группы "ГАЗ", очень тяжелый год", — сказал бизнесмен в интервью Bloomberg TV (https://www.bloomberg.com/live) на полях форума в Давосе.
При этом бизнесмен отметил, что не решит проблему и продажа автомобильных активов.
"Нужно снять санкции. Кто купит предприятие под санкциями?" — риторически спросил Дерипаска.
Как считает российский бизнесмен, действия американских властей в отношении группы "ГАЗ", очередную отсрочку санкций против которой обусловили дистанцированием компании от него, преследуют цель "отжать" бизнес у российских акционеров.
Конечная цель действий американского регулятора, по мнению Дерипаски, — в смене акционеров "ГАЗа" — именно снижение его доли в капитале ниже контрольной было условием вывода из-под санкций En+ Group.
"Американцы внаглую отжали бизнес у продвинутой китайской компании. Так же пытаются отжать ГАЗ у российских акционеров", — такой репликой Дерипаска сопроводил (https://t.me/olegderipaska/101) ссылку на статью (https://clck.ru/RFAqS) Wall Street Journal о требованиях президента США передать часть средств от сделки с участием Microsoft в бюджет США.
Вместе с тем в интервью (https://clck.ru/RFAyC) телеканалу РБК Дерипаска говорил, что вынужден следовать требованиям OFAC.
"В настоящий момент у меня нет никакого выбора. Будет стоять вопрос — вывод предприятия из-под санкций или мой контроль, конечно, я выберу выход предприятия из-под санкций", — заявлял он.
Между тем гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович накануне отметил "некоторые успехи" в переговорах с США о выводе "ГАЗа" из-под санкций.
"За последние три года я четырежды ездил в США для переговоров по санкциям в отношении компании "ГАЗ", с которой мы тесно взаимодействуем, и, как мне кажется, есть некоторые успехи", — сказал Озегович в ходе встречи руководства Ассоциации европейского бизнеса с главой МИД РФ.
VW ведет контрактную сборку на мощностях "ГАЗа" в Нижнем Новгороде и неоднократно заявлял о перспективах углубления сотрудничества с российским автопроизводителем.
Ранее грузовое подразделение Volkswagen AG - Volkswagen Truck & Bus (с сентября 2018 года получило название Traton Group) рассматривало вхождение в капитал группы "ГАЗ", а также расширение сотрудничества согласно подписанному в июне 2017 года соглашению о намерениях.
Однако потом немецкий автомобилестроительный концерн Volkswagen AG предупредил группу "ГАЗ" о прекращении сотрудничества в случае полного вступления в силу американских санкций.
Со своей стороны "ГАЗ" уже столкнулся с уходом ряда клиентов в результате введенных ограничений. Так, свою работу с производителем в ожидании санкций приостановил Daimler AG — прекратила работу сборочная линия легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz, размещенная на мощностях "ГАЗа" в Нижнем Новгороде.
ПАО "ГАЗ" Нижний Новгород) является центром консолидации активов группы "ГАЗ". Горьковский автозавод выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили для малого и среднего бизнеса, различных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, сельскохозяйственных предприятий, медицинских и школьных учреждений в России и за рубежом. "ГАЗ" владеет дилерской сетью из более 220 центров продаж и 1 тыс. 650 фирменных магазинов запчастей. Основные модели выпускаемой техники: "ГАЗель Next", "ГАЗон Next", "ГАЗель Бизнес", "Соболь Бизнес", "Садко Next".