Interfax-Russia.ru — Минэнерго до 1 марта утвердит порядок мониторинга цен на нефть, за неприменение price cap будут отвечать экспортеры.
Мониторинг по регламенту
Минэнерго по согласованию с Минфином должно до 1 марта утвердить порядок мониторинга цен на российскую нефть, поставляемую на экспорт. Постановление, регламентирующее их действия, подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Ранее соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин.
Для недопущения продажи сырья по price cap Минэнерго должно направлять в Федеральную таможенную службу (ФТС) перечень нормативных правовых актов, вводящих запрет на морские перевозки нефти и оказание связанных с ними услуг, если топливо продается по установленному "потолку" цен.
При этом не допускать наличия в соглашениях и дополнениях к ним положений о price cap обязаны сами компании и физические лица, заключившие контракты на поставку. Также компании сами должны обеспечивать мониторинг неприменения "потолка" цен вплоть до конечного покупателя.
В случае выявления такой информации экспортеры должны в течение пяти рабочих дней направить ее в таможенный орган и Минэнерго; в течение 30 календарных дней принять меры по устранению нарушения; затем в течение еще пяти дней направить уведомление, что нарушение устранено или не может быть устранено.
Поставщики также обязаны предоставлять в таможенный орган при таможенном декларировании контракт на поставку товаров, в соответствии с которым определяется цена на нефть, а также заявление, подтверждающее отсутствие там положений о применении price cap.
Таможенные органы в случае выявления при декларировании товаров случаев использования механизма price cap должны принять меры по запрету вывоза товаров по таким контрактам до дня устранения условий, в соответствии с которыми такое решение принято, а также решение об отказе в выпуске товаров.
Информация о принятых таможенными органами решениях об отказе в выпуске товаров и о запрете их вывоза направляется в "РЖД" и "Транснефть" для принятия мер, направленных на недопущение экспорта.
Если поставщик уведомит таможенный орган, что устранить нарушение о price cap невозможно, ведомство должно запретить экспорт по данному контракту последующих поставок.
Постановление вступает в силу с 1 февраля и распространяется на экспорт товаров, вывозимых с 1 февраля.
ФТС со своей стороны должна предоставлять в Минэнерго информацию о своих решениях об отказе и о запрете экспорта не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в отношении которого направляется информация.
Поставщики нефти должны по запросу Минэнерго представлять ведомству копии контрактов и дополнений к ним (с переводом на русский язык). Кроме того, поставщики должны предоставлять документы, регламентирующие порядок проведения участником внешнеэкономической деятельности мониторинга неприменения price cap до конечного покупателя.
Поставщики также предоставляют в Минэнерго не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем поставки, информационные материалы о фактическом исполнении контрактов на поставку товаров, включающие в том числе сведения об иностранных покупателях, о направлениях и об условиях поставок товаров, особенностях обеспечения логистики и страхования, и прочую информацию о результатах мониторинга неприменения price cap.
На основании этой информации Минэнерго готовит отчет о результатах мониторинга, который содержит информацию от поставщиков и ФТС, а также результаты мониторинга цен на российскую нефть, поставляемую на экспорт.
Ежемесячно Минэнерго направляет отчет в межведомственную рабочую группу по вопросам, связанным с деятельностью в топливно-энергетической сфере, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем отчета. Первый такой документ должен быть представлен 10 марта.
Для налогообложения
Президент РФ также поручил правительству до 1 марта представить предложения по уточнению методики определения цен на нефть и нефтепродукты для налогообложения компаний отрасли. Актуализировать методику планируется для минимизации негативного влияния на доходы федерального бюджета с учетом особенностей формирования индикативных цен на нефть в условиях санкционных ограничений.
Минфин РФ планировал в первом квартале оценить возможность использования в расчетах налогов и пошлин индекса Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) или котировки российской нефти Urals, рассчитываемой агентством Argus (международное независимое ценовое агентство, предоставляющее информацию о ценах и конъюнктуре рынков энергоносителей и других товаров) на базисе FOB (Free on Board, международный торговый термин, использующийся для обозначения условий поставки груза).
Сейчас в налоговом законодательстве прописана котировка Urals на базе CIF (cost, insurance, freight — стоимость, страхование, фрахт — цена товара, в которую включены его стоимость, цена страховки груза и плата за морскую (или внутреннюю водную) перевозку). Из-за введения эмбарго ЕС на импорт российской нефти с 5 декабря 2022 года Argus изменило подход к ее формированию. Если раньше котировки CIF в европейских портах (средиземноморском и роттердамском) определялись в результате торгов, то теперь Argus публикует цену в российских портах, то есть FOB, а котировка CIF будет расчетной с учетом стоимости расходов на транспортировку до европейских портов и услуг по страхованию.
Замглавы Минфина Алексей Сазанов отмечал, что использование котировки FOB при расчете ставок приведет к выпадению доходов бюджета в 1 трлн рублей, поэтому, чтобы ее использовать, придется менять законодательство, в частности формулу расчета НДПИ.
Со своей стороны вице-премьер Александр Новак обращал внимание на то, что в настоящее время основной проблемой в нефтяном вопросе является высокий дисконт цены российской нефти к бенчмарку Brent. По его словам, сильный дисконт наблюдается из-за высокой стоимости фрахта танкеров. Вице-премьер выразил надежду, что ситуация будет носить временный характер.
"Стоимость фрахта выросла достаточно сильно в связи с теми рисками, которые испытывают перевозчики и контрагенты, относительно возможных санкций в соответствии с тем, что они не устанавливают потолок цен. Но я надеюсь, что эта ситуация будет носить временный характер. Дисконт должен со временем уменьшиться, как это мы наблюдали в течение 2022 года, когда в марте и апреле дисконт сильно вырос, потом он начал постепенно падать и в два раза уменьшился", — объяснял вице-премьер РФ.
Новак также указал на то, что с 5 февраля вступает в силу "потолок" цен на российские нефтепродукты, но Евросоюз пока не установил уровень предельных цен, рассматривая, в частности, методику дифференциации по видам нефтепродуктов.
"Поэтому сейчас основной риск — это, на мой взгляд, дисконт. Второе — это вводимые эмбарго на поставки нефтепродуктов и вводимый "потолок" цен. Будем реагировать на эти вызовы, будем докладывать, будем принимать все необходимые меры для того, чтобы обеспечить поставки на новые рынки, логистику, транспортировку соответствующую", — подчеркнул он.
В связи с этим, Путин поручил подготовить предложения об ограничении влияния дисконта на российскую нефть на бюджет.
"Нужно посмотреть с этим дисконтом с тем, чтобы это не создавало никаких проблем с бюджетом. Обсуждайте, потом мне свои предложения, пожалуйста, доложите отдельно", — подчеркнул глава российского государства.
"Потолок" для нефтепродуктов
Накануне Bloomberg со ссылкой на источник проинформировал о желании стран G7 установить потолок цен на дизельное топливо из РФ в диапазоне от $100 до $110 за баррель.
"В G7 дали понять, что ее устраивает, если Европейский союз (вместе с G7 — ИФ) установит предельную цену на экспорт российского дизельного топлива в диапазоне от $100 до $110 за баррель на фоне того, как США и их союзники пытаются избежать серьезных сбоев на рынке", — заявил источник агентства в G7.
Между тем в ЕС выступают за несколько более низкий потолок: в $100 за баррель, отмечает Bloomberg. Собеседник агентства отметил, что страны "семерки" "предпочли бы более высокую цену, чем этого хочет ЕС, из-за опасений, что установление слишком низкого уровня может привести к скачкам цен или перебоям в поставках в Европу". При этом, по его словам, в G7, если не сумеют переубедить Евросоюз, "могли бы и смириться с ценой $100 за баррель".
Ранее агентство Bloomberg со ссылкой на источники писало, что власти ЕС изучают план по потолку цен в $100 за баррель на такие дорогостоящие экспортируемые российские продукты переработки нефти, как дизельное топливо, и в $45 на продукты с низкой добавленной стоимостью.
Для установления потолка нужно согласие всех членов ЕС, а затем — стран G7.
Bloomberg напоминает, что в ЕС хотят с 5 февраля запретить импорт на своей территории российских нефтепродуктов, но одновременно с тем ввести вместе с G7 потолок цен на экспорт Россией этой продукции в третьи страны.
В декабре 2022 года в заявлении G7 говорилось о планах с 5 февраля 2023 года ввести запрет на широкий спектр услуг, включая судоходное страхование и торговое финансирование, связанных с морскими перевозками, при транспортировке нефтепродуктов российского происхождения за исключением продуктов, продаваемых в рамках потолка цен.
В свою очередь The Wall Street Journal ранее со ссылкой на источники сообщала, что США и их западные партнеры решили ввести не один, а два потолка цен на российские нефтепродукты: первый — на дизельное топливо, а второй — на продукцию с низкой добавленной стоимостью, например, мазут.
Кроме того, Вашингтон и его партнеры в марте собираются пересмотреть "потолок" цен на нефть из РФ. Об этом на минувшей неделе в ходе онлайн-встречи встречи с коллегами из стран коалиции, ответственной за установление "потолка" цен на российскую нефть, заявил замминистра финансов США Уолли Адейомо. В Минфине США считают, что это "позволит коалиции учесть изменения на мировых рынках".
Участники встречи подтвердили свое согласие относительно подхода к переработанным нефтепродуктам, в рамках которого будут введены два отдельных ограничения в дополнение к потолку цен на сырую нефть.
Вместе с тем администрация президента США Джо Байдена намерена сопротивляться инициативам по снижению потолка цен на российскую нефть, несмотря на призывы ряда европейских стран. Как отмечало агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники, США хотят дождаться введения дополнительных ограничений, касающихся российских нефтепродуктов, перед тем, как пересматривать параметры потолка цен на нефть.
Агентство напомнило, что Европейский союз договорился пересматривать уровень потолка цен каждые два месяца начиная с середины января, чтобы держать его, как минимум, на 5% ниже средней рыночной цены. При этом цены на Urals сейчас находятся существенно ниже действующего потолка цен на уровне $60 за баррель.
Ряд стран-членов ЕС, особенно Польша и Эстония, призывают к снижению потолка цен на российскую нефть, чтобы ограничить доходы Москвы, в то время как другие склоняются к его повышению из-за опасений по поводу негативного влияния ограничений на их собственную экономику. Германия считает, что пересмотр потолка цен должен производиться в такие временные рамки, которые не введут рынки в заблуждение, отмечают источники Bloomberg.
Обсуждения по поводу пересмотра потолка цен в ЕС должны начаться в ближайшее время. При этом изменение его уровня требует единогласного решения стран ЕС и G7. Таким образом, в связи с позицией США потолок цен, вероятно, не будет изменен, отмечают источники.