Россия / Точка зрения 10 ноября 2023 г. 13:05

По-прежнему востребованы

Interfax-Russia.ru — Ввоз иномарок в Россию через Владивостокскую таможню стабилизировался после августовских санкций со стороны Японии.

По-прежнему востребованы
© РИА Новости. Виталий Аньков

Везут из-за рубежа

 

Владивостокская таможня фиксирует рост ввоза автомобилей в РФ, несмотря на введенный в августе запрет со стороны японских властей на вывоз ряда моделей.

"С августа ввоз автомобилей в регион деятельности таможни пошел на спад: в среднем в день таможенники выпускали по 200-300 автотранспортных средств, тогда как до запрета эта цифра достигала более 1 тыс. По сравнению с рекордным июнем — 30 тыс. автомобилей, в сентябре этот показатель достиг минимума — до 8 тыс. автомобилей. В октябре же наметилась тенденция к росту, за этот месяц таможенники оформили — 10,5 тыс. автотранспортных средств", — сообщили в пресс-службе учреждения.

Сейчас в среднем за день выпускается от 400 до 500 автомобилей для личного пользования.

Всего за 10 месяцев текущего года Владивостокская таможня оформила 198 тыс. автомобилей (для сравнения: за 10 месяцев 2022 года — 142 тыс. автомобилей).

Как полагает пресс-секретарь автомобильного портала "Дром" Екатерина Якимчук, рост числа ввезенных через Владивосток автомобилей может быть связан с обновлением правил оплаты утильсбора.

"Изменения в правилах коснулись перекупщиков-частников, которые оформляли автомобили на физлиц, чтобы снизить сумму утильсбора. Пока новые правила ввоза не вступили в силу, такие дилеры старались импортировать в Россию как можно больше машин", — сказала эксперт Interfax-Russia.ru.

Она уточнила, что данные Владивостокской таможни касаются автомобилей из Японии.

"Хотя в октябре действительно наблюдался непродолжительный рост, импорт японских машин неуклонно снижается. Если сравнивать июнь и сентябрь 2023 года, импорт автомобилей из Японии упал в три раза", — добавила Якимчук.

При этом, как рассказал первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев, даже несмотря на снижение в 2023 году импорта б/у автомобилей мошенники по-прежнему пытаются нажиться на их заказчиках.

"Недобросовестные компании регистрируют автомобили на подставных лиц без их ведома или продают гражданам со складов временного хранения еще невыпущенные автомобили, пришедшие в адрес юрлиц. В результате после продажи, купившему автомобиль приходят доначисления по таможенным платежам и утилизационному сбору", — пояснили в пресс-службе учреждения со ссылкой на Пономарева.

В связи с этим таможня рекомендует гражданам тщательнее подходить к выбору лиц, являющихся посредниками и таможенными представителями, а также документально закреплять все действия с транспортным средством с момента подбора и покупки авто.

Как сообщалось, Япония с 9 августа запретила экспорт в Россию автомобилей с объемом двигателя более 1,9 л, гибридов, электромобилей и крупногабаритных шин. Как пояснил тогда министр экономики, торговли и промышленности страны Ясутоси Нисимура, таким решением в Токио хотят поддержать аналогичный запрет, который ранее ввели в отношении РФ по линии Европейского Союза (ЕС). В свою очередь аналитик портала "Дром" Сергей Лагурев уточнил, что в первую очередь санкции затронут дальневосточный и сибирский авторынки, где наиболее востребованы такие машины.

"Количество объявлений о продаже автомобилей сокращается на всех классифайдах. Тенденция фиксируется в Сибири и на Дальнем Востоке — особенно она заметна в Приморском крае. Это — следствие недавнего запрета на экспорт в Россию большинства автомобилей из Японии, повышения утилизационного сбора, а также роста курсов валют", — сообщил эксперт в конце августа.

Впрочем, по его словам, в последние три года подобные кризисы уже случались.

"События развиваются схожим образом при каждом потрясении на рынке. Затем следует восстановление. Конечно, поток б/у автомобилей из Японии снижается, но вместе с тем дилеры все больше переориентируются на китайские бренды. Реструктуризация приморского авторынка займет время — начало этому уже положено", — добавил Лагурев.

По данным автопортала, в августе количество объявлений о продаже машин в Приморском крае уменьшилось на 33% по сравнению с июнем. Снижение числа объявлений связано с резким подъемом спроса на автомобили: популярные и доступные по цене модели раскупили быстро. Также продавцы снимали машины с продажи, чтобы посмотреть, как будет развиваться ситуация.

Ранее, в марте 2022 года, японские власти в рамках очередного пакета санкций против РФ также запретили экспорт в Россию автомобилей класса "люкс" (дороже 6 млн йен, что эквивалентно 44,1 тыс. евро). В итоге, в 2022 году, как сообщает агентство "Киодо", объем японского экспорта в Россию сократился на 30% по сравнению с 2021 годом. На долю легковых автомобилей, большинство из которых были подержанными, приходилось более половины японского экспорта в Россию.

 

В целом по рынку

 

В целом же, как сообщило аналитическое агентство "Автостат" со ссылкой на данные АО "Паспорт промышленный консалтинг" (АО "ППК", совместное предприятия агентства и оператора ЭПТС АО "Электронный паспорт"), продажи новых легковых автомобилей в РФ в октябре 2023 года выросли в годовом выражении на "низкой базе" прошлого года в 2,6 раза, до 112,238 тыс. Согласно ранее опубликованным данным ППК, за сентябрь на российском легковом рынке было реализовано 110,358 тыс. автомобилей. Таким образом, в октябре рынок был чуть выше уровня сентября, показав помесячный рост на 1,7%. Статистика ППК включает данные о продажах представленных на рынке автомобильных брендов, а также учитывает объемы параллельного импорта, составляющего порядка 15% рынка.

Лидером остается "АвтоВАЗ", на долю которого в октябре пришлось 30,7% рынка против 39,5% годом ранее. По подсчетам "Автостата", в прошлом месяце было реализовано 34,464 тыс. легковых автомобилей Lada. Следующие шесть позиций в рейтинге занимают китайские марки: Haval (12,823 тыс. шт.), Chery (10,859 тыс. шт.), Geely (10,36 тыс. шт.), Changan (6,386 тыс. шт.), Omoda (4,777 тыс. шт.) и Exeed (4,419 тыс. шт.) За ними располагаются южнокорейская Kia (2,583 тыс. шт.) и японская Toyota (2,164 тыс. шт.)

Среди представленных участников рынка только Kia по итогам прошлого месяца демонстрирует отрицательную динамику в годовом выражении (-5,7%), остальные марки показывают рост. Самым большим он оказался у китайского Changan (в 29 раз), что было обеспечено "низкой базой" октября-2022.

Первенство в модельном рейтинге сохраняет семейство Lada Granta, доля которого в октябре составила 16,5%. За прошлый месяц эти автомобили были реализованы в количестве 18,493 тыс., что почти в 1,7 раза больше, чем в том же месяце годом ранее. Результаты продаж других моделей заметно ниже. Так, у Lada Vesta они в 2,6 раза меньше (6,981 тыс. шт.), что, тем не менее, обеспечило ей второе место.

Самой продаваемой иномаркой снова стал кроссовер Haval Jolion (6,27 тыс. шт.), за которым расположились внедорожники Lada Niva Travel (4,575 тыс. шт.) и Lada Niva Legend (4,229 тыс. шт.) Результаты продаж всех других моделей за октябрь, по подсчетам "Автостата", составили менее 4 тыс.

По итогам октября все представленные участники российского рынка имеют положительную динамику. За 10 месяцев снижение продаж (на 9,5%) демонстрирует только Vesta. Самый большой рост объемов реализации как в октябре, так и с начала года наблюдается у Chery Tiggo 4 Pro (в 14 и 57 раз соответственно), что объясняется эффектом "низкой базы".

За январь-октябрь 2023 года в РФ было реализовано 829,548 тыс. новых легковых автомобилей, что на 60,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Обозреватель Наталья Пономарева​​​​​​​