Россия / Точка зрения 22 декабря 2023 г. 14:10

Пересели на "китайцев"

Interfax-Russia.ru – Свыше 80% всего импорта новых легковых автомобилей в Россию приходится на Китай. При этом большинство машин ввозят через дальневосточные таможни.

Пересели на "китайцев"
© РИА Новости. Рамиль Ситдиков

Вырос ввоз

 

Через таможню в Благовещенске в 2023 году стали ввозить больше легковых автомобилей. Так, по данным Дальневосточного таможенного управления, сотрудники этого пункта пропуска оформили 475 таких транспортных средств (для сравнения: в прошлом году ввезли только 1 авто). При этом, как отметили в ведомстве, 90% из всех ввезенных в этом году автомобилей — представители китайских брендов Haval, Cherry, Geely, Changan, Exeed, Great Wall.

Оставшийся процент приходится на Японию и Корею – в частности, на Toyota, Lexus, Honda, Hyundai и Kia.

"Пик ввоза автомобилей пришелся на сентябрь и октябрь текущего года — 165 единиц", — отметили в пресс-службе Дальневосточного таможенного управления.

В целом, по данным аналитического агентства "Автостат", тенденция к увеличению ввоза китайских автомобилей прослеживается по всей России. Так, всего за 11 месяцев 2023 года в РФ ввезли 992,2 тыс. легковых автомобилей, при этом свыше 80% новых машин "прибыли" из КНР.

"Основным поставщиком новых автомобилей в Россию стал Китай. На его долю пришлось около 80% всех поставок. Самыми популярными импортными китайскими брендами являются Chery с долей 23% (в общем объеме поставок — ИФ), Changan (10%), Omoda (9%), Geely (8%) и Exeed (7%)", — отмечал в ноябре "Автостат".

Также в топ направлений ввоза новых авто в Россию вошли Казахстан (7,5%), Киргизия (5,8%), Белоруссия (2,5%), Армения (1,6%) и ОАЭ (1%). По мнению экспертов, к концу года импорт из Казахстана существенно сократился, а основным "транзитным коридором" остается Киргизия.

Всего, по данным Автостата, в 2023 году на российский рынок официально вышли 19 новых китайских брендов. Среди них: BAIC, Haima, Hongqi, Jetour, Kaiyi, Livan, Jetta, SWM, TANK, JAECOO, ORA, Wey, AITO, Forthing, Lixiang, Rising, Venucia, Voyah, Skywell.

"Это те, кто провел официальные презентации, объявив о намерении продавать легковые автомобили в России, открыли продажи в автосалонах (собственных или партнерских), приступили к формированию дилерских сетей и сервисных центров. При этом для Haima это уже не первое пришествие в Россию", — пояснили в агентстве.

С учетом китайских брендов, которые уже были официально представлены в нашей стране до 2023 года (такие как Haval, Chery, Geely и прочие; суммарно – 16), общее число марок из КНР, присутствующих в России, достигает 35.

"Если же добавить сюда еще те китайские бренды, автомобили которых продаются неофициально (Avatr, BYD, Hiphi, Xpeng и ряд других; всего – более 20), мы получим уже порядка 60 марок, представляющих китайский автопром", — добавили в агентстве.

Всего российским потребителям сегодня предлагается почти 100 новых моделей китайских авто.

Что же касается возросшего спроса на китайские авто в принципе, то, как сообщал Interfax-Russia.ru ведущий научный сотрудник Центра японских исследований Института Китая и современной Азии Российской академии наук (ИКСА РАН), заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов, он вызван, прежде всего, ограничениями со стороны Японии, которая до недавних пор являлась одним из лидеров по поставкам легковых автомобилей в Россию, а также санкциями Евросоюза, откуда также привозили определенную долю авто.

 

Мысли экспертов

 

Как рассказал Interfax-Russia.ru обозреватель автопортала "Дром" Сергей Арбузов, российский рынок новых машин насыщался до начала сентября 2023 года. И насыщение это происходило преимущественно за счет автомобилей китайских марок. По результатам первых трех кварталов 2023 года "китайцы" заняли около половины российского рынка новых автомобилей, к концу третьего квартала, как ожидается, их доля превысит 50%.

"К ноябрю-декабрю, после всех событий, которые произошли в 2023 году, российский авторынок стабилизировался. В 2024 году доля китайских автомобилей будет меняться относительно 2023-го, но точно не превысит показатели последних месяцев уходящего года", — сказал специалист.

Арбузов также отметил, что более 70% китайских автомобилей в России продается в кредит. Поэтому после повышения ключевой ставки в октябре продажи автомобилей резко упали.

Основная проблема торговли новыми китайскими автомобилями состоит в том, что они не попадают "в рынок", считает другой аналитик "Дрома" Игорь Олейников.

Так, по словам эксперта, наибольшим спросом пользуются автомобили от 0,5 до 1,5 млн рублей. С кредитом стоимость машины, которую может позволить себе рядовой покупатель, увеличивается уже до 2,5 млн рублей. При этом основное предложение китайских производителей сосредоточено в пределах от 2 до 5 млн рублей.

"Выйти на миллион проданных автомобилей до конца 2023 года, вероятно, не удастся. По прогнозам, до конца года Центробанк может еще раз повысить ключевую ставку — кредиты подорожают еще сильнее. Люди просто перестанут покупать машины в кредит", — сказал Interfax-Russia.ru Олейников.

Между тем, "Автострат" отмечает снижение стоимости некоторых китайских авто в конце текущего года.

По словам руководителя пресс-службы ГК Expocar Александра Ковалева, которого цитирует аналитическое агентство, ряд автопроизводителей снижает цены на автомобили в конце года, потому что большая часть клиентов ожидает от дилеров дополнительные скидки или другие подарки. По этой причине дистрибьюторы заранее снижают цены, формируя привлекательное предложение. При этом ряд компаний снижают цены и в то же время убирают прямые скидки на автомобили. Таким образом, на деле стоимость автомобилей меняется не сильно. В то же время эксперт не исключает, что после новогодних праздников прямые скидки вернутся, а стоимость автомобилей не вырастет. Такая ситуация может сложиться на фоне укрепления рубля и роста конкуренции между автопроизводителями.

С мнением Ковалева согласен и директор розничных продаж АГ "Авилон" Илья Петров.

"Цены на большинство китайских брендов стали для покупателя немного ниже. Однако это не является каким-либо массовым снижением и объясняется совокупностью факторов. Во-первых, на стоимость повлияла дополнительная поддержка от самих марок, либо были усилены уже действующие поддержки. Во-вторых, на данный показатель повлияли и акции от самих автодилеров", — сказал он.

Обозреватель Наталья Пономарева