Россия / Точка зрения 18 августа 2023 г. 13:10

От обсуждения – к реализации

Interfax-Russia.ru – Президент РФ Владимир Путин поддержал программу развития в России ВСМ, посчитав, что наступил момент для реализации проекта магистрали между Москвой и Петербургом.

От обсуждения – к реализации
© РИА Новости. Кристина Кормилицына

ВСМ в проектах

 

Проекты высокоскоростного железнодорожного движения в РФ обсуждаются уже длительное время. Одно время активно прорабатывался вариант строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань с возможностью продления на Урал и создания на ее основе транзитной магистрали между Европой и Китаем ОАО "Российские железные дороги" в 2019 году даже включило первый этап строительства ВСМ Москва-Казань в долгосрочную программу развития. Однако затем возникли сомнения в ее целесообразности.

В 2019 году с первоначального варианта Москва-Казань проект ВСМ было решено переконфигурировать в маршрут Москва-Петербург. В конце 2021 года Минтранс оценивал стоимость проекта в 1 трлн 390 млрд рублей. В РЖД намеревались построить магистраль в 2027 году. За счет РЖД планировалось профинансировать входы в обе столицы и участок Крюково-Логовежь, а участок Логовежь-Обухово — строить за счет концессии.

В рамках проекта концессионер должен был получить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) около 470 млрд рублей, в том числе 222 млрд рублей — до 2024 года. Но в прошлом году правительство решило отказаться от финансирования за счет средств ФНБ. Как писали "Ведомости" со ссылкой на двух близких к кабмину источников и федерального чиновника, финансовая модель проекта утратила актуальность из-за подорожания импорта, снижения платежеспособного спроса, ухудшения прогнозов по перевозкам. Еще одной причиной возможного отказа от финансирования проекта ВСМ из ФНБ стало снижение технологических возможностей из-за санкционных ограничений на импорт.

Вместе с тем президент РФ Владимир Путин в конце 2021 года на большой пресс-конференции заявлял, что тема ВСМ все еще "требует экспертного изучения".

"Если будет заходить ВСМ, авиация на этом плече, Москва-Санкт-Петербург, перестанет существовать", — говорил он на фоне продолжающихся дискуссий о целесообразности проекта.

Между тем, в конце прошлого года в министерстве транспорта РФ заявили, что в следующем году планируют актуализировать стоимость строительства новой высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.

"Сейчас (проект — ИФ) в следующей стадии — завершается разработка проектной документации. В следующем году будет выполнена проектная документация, зайдем в государственную экспертизу. Это позволит уточнить стоимость реализации проекта, после этого уже непосредственно инвесторы смогут оценить стоимость окупаемости средств, необходимость привлечения собственных средств и дополнительных внебюджетных источников, в том числе банков", — рассказывал журналистам замглавы Минтранса Валентин Иванов.

В министерстве, по его словам, рассчитывали на более активную работу по технико-экономическому обоснованию проекта уже в 2023 году, "после того, как будет уточнено проектное решение, стоимость проекта".

 

Найти инвесторов

 

В феврале газета "Коммерсантъ" со ссылкой на документы ОАО "РЖД" писала, что концессионером основного участка ВСМ Москва-Петербург может стать группа "Синара".

Концессионное партнерство напрямую зависит от технологического — кто именно будет поставлять подвижной состав для магистрали и, соответственно, под какие технические потребности будет проектироваться трасса. Для трассы Москва-Петербург наиболее вероятным партнером прежде был Siemens. Однако немецкая компания в мае 2022 года приняла решение об окончательном уходе из России. У Siemens было СП с "Синарой" — "Уральские локомотивы", собиравшее, в частности, "Ласточки". В конце прошлого года объявлялось о достижении почти полной локализации производства "Ласточек" в 2023 году.

В мае в Минтрансе РФ отмечали, что интерес к проекту строительства ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом помимо группы "Синара" проявляли российские банки. По словам замминистра, группа "Синара" имеет компетенции по подвижному составу, по локомотивам, и сейчас ОАО "РЖД" вместе с "Синарой" ведут разработку подвижного состава для ВСМ.

"У них (у "Синары" — ИФ) была заинтересованность в реализации проекта (ВСМ — ИФ), они верят в проект этот, считают его окупаемым", — указывал Иванов.

Кроме того, он не исключил привлечение китайских компаний. По словам Иванова, у них есть компетенции по строительству высокоскоростных магистралей и по подвижному составу. Китайские компании готовы рассматривать предложения, нужны условия их привлечения.

В свою очередь глава РЖД Олег Белозеров в ходе ПМЭФ-2023 заявил о готовности строить подвижной состав для ВСМ. Он напомнил, что инвестиции в проект ВСМ Москва-Санкт-Петербург оцениваются более чем в триллион рублей, "мы обсуждали, модель крайне интересная, все заинтересованы, чтобы ВСМ сейчас была".

"Мы готовы построить свой подвижной состав, это я вам абсолютно четко сейчас говорю, что мы с коллегами готовы это сделать", — подчеркнул Белозеров.

Вместе с тем он отметил, что необходимо определиться с проектом — развивать существующую линию или делать новую.

"Нам нужно строить железную дорогу, выбор - мы что будем строить? Мы будем строить ту железную дорогу, которую мы строили исторически или мы будем строить новую и сделаем шаг вперед?" — сказал он.

В июле премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минтрансу совместно с Минэкономразвития, ОАО "РЖД", АО "Группа "Синара" и ПАО "Сбербанк" проработать параметры проекта создания высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Соответствующий документ, с учетом возможности привлечения внебюджетных источников финансирования, поручили подготовить к концу второй декады июля.

К этому же сроку Минтранс, Минфин, РЖД, правительство Москвы и правительство Московской области должны были представить согласованную и актуализированную программу развития Центрального транспортного узла с учетом организации перспективных диаметральных маршрутов на период 2025-2030 годов.

 

Возможности реализации

 

Накануне президент РФ в ходе церемонии открытия третьей линии Московских центральных диаметров (МЦД-3) констатировал, что проект высокоскоростной железнодорожной магистрали для пассажирского движения от Москвы до Санкт-Петербурга перешел от стадии длительного обсуждения к возможности реализации.

Целесообразность масштабирования проектов ВСМ в России обозначил глава РЖД, присутствовавший на церемонии. Белозеров отметил, что ВСМ между Москвой и Петербургом даст возможность решить три задачи: сократить время пассажиров в пути, развить грузовых перевозки и увеличить такт движения в пригородном сообщении.

"По Северо-Западу у нас на сегодняшний момент объем перевозки 145 млн (тонн), нам больше не проехать... В стратегии, утвержденной к 2030 году, цифра стоит в 220 млн тонн — то есть, почти в два раза нужно увеличить. Соответственно, нам нужно строить новые пути. Решая эту триединую задачу, оптимумом как раз является ВСМ, которая даст возможность развиваться, в том числе, и грузоотправителям из регионов Урала, Сибири — тем, кто "едет" в порты Северо-Запада", — отметил глава РЖД, попросив Путина поддержать проект.

Глава государства, в свою очередь, напомнил, что "проект скоростной железной дороги, на первом этапе — между Москвой и Петербургом, обсуждается давно".

"Мне кажется, сейчас мы, действительно, подошли к возможности его реализации. Мы долго со всех точек зрения обсуждали эту проблему — и с экономической, и с финансовой, с чисто транспортной. И, действительно, если построить новую магистраль для передвижения пассажиров, то тогда, как я понял Олега Валентиновича (Белозерова), освобождается действующая для передвижения грузов. И скорость передвижения грузов, что чрезвычайно важно для экономики страны в целом, существенным образом увеличится", — согласился президент.

Он отметил, что в случае реализации проекта время пассажиров в пути между Москвой и Петербургом уменьшится с сегодняшних 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут. При этом между Тверью и Москвой время сократится до 39 минут, между Великим Новгородом и Петербургом — до 29 минут.

"Но это, безусловно, должен быть только первый этап этой работы. Потом, безусловно, нужно двигаться и в Нижний Новгород, и в Воронеж, из Нижнего Новгорода в Казань, из Казани — в Уральский регион", — добавил Путин.

Президент также заявил, что развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения должно масштабироваться.

"Если от Москвы до Адлера "протащить" — это будет 10 часов всего в пути. Это совсем другая история для тех, кто ездит отдыхать на юг. Безусловно, нужно будет подумать о том, чтобы подключить сюда и Луганск, и Донецк. И, вы знаете, мне кажется, надо было бы проработать этот вопрос с правительством Белоруссии, я с президентом переговорю. Минское направление очень востребовано было бы и нашими гражданами, и гражданами Белоруссии", — сказал Путин.

По его словам, развитие проектов ВСМ обсуждалось, в частности, с мэром Москвы Сергеем Собяниным и председателем правления Сбербанка Германом Грефом.

"Банки, безусловно, будут подключаться к этой работе. Они видят здесь хорошую для себя экономическую, финансовую перспективу", — сказал Путин.

Со своей стороны Собянин пояснил, что проект развития высокоскоростных железнодорожных магистралей подразумевает не только создание ВСМ Москва-Санкт-Петербург.

"По большому счету — до южного направления и до Екатеринбурга, две еще линии высокоскоростной магистрали, которая объединит 80% населения нашей страны", — сказал мэр Москвы во время церемонии запуска МЦД-3.

По его словам, в настоящее время железнодорожные перевозки, в основном, ведутся на одной линии — и грузовые, и пассажирские.

"В результате это тормозит и экономическое развитие, и передвижение пассажиров. Этот проект — новое слово, новый этап развития транспортной системы не только московского узла, но и нашей страны", — добавил Собянин.

Как уточнили в столичной мэрии, создание системы высокоскоростных железнодорожных магистралей - это пять проектов общей протяженностью более 3 тыс. 700 км, охватывающих территории, на которых проживает более 80% населения России.

В свою очередь в Смольном отметили, что проект высокоскоростной железнодорожной магистрали для пассажирского движения от Москвы до Санкт-Петербурга придаст импульс для развития северной столицы.

В Санкт-Петербурге также считают, что ВСМ создаст не только новые возможности для развития города, но и будет "способствовать развитию внутреннего туризма, укрепит связи между регионами России" за счет строительства сети высокоскоростных магистралей в других направлениях.

Обозреватель Анастасия Николаева