Interfax-Russia.ru – Минфин РФ хочет собрать с бизнеса 300 млрд рублей из прибыли за два предыдущих года для покрытия дефицита федерального бюджета. Взнос в бюджет РФ будет реализован через налоговый механизм.
Добровольный взнос
В начале февраля первый вице-премьер Андрей Белоусов рассказал журналистам о том, что власти обсуждают с бизнесом разовый добровольный взнос в бюджет из прибылей, полученных в финансово удачном 2022 году.
"Добровольный взнос от бизнеса, да, он обсуждается, однократный. Дело в том, что финансовые результаты прошлого года были очень хорошие, и у многих компаний, особенно в первом полугодии, за первые три квартала, результаты были сильно в плюс. Сейчас эта тема находится в дискуссии, я бы так сказал", — сообщил Белоусов.
Он подчеркнул, что речь не идет об увеличении налоговых ставок.
"Это не повышение налогов. Есть windfall tax, такое понятие в налоговой практике, как однократное взимание налогов. Вопрос сейчас прорабатывается. Вопрос прорабатывается вместе с бизнесом. Рассматривается это как история добровольная, бизнес в этом активно участвует", — сказал он, уточнив, что речь идет о взносе именно от крупных компаний, но его потенциальный размер первый вице-премьер не озвучил.
В Минфине пояснили, что разовый взнос в бюджет должны сделать те крупные компании, которые в 2021-2022 годах получили конъюнктурные сверхдоходы.
"Здесь в первую очередь необходимо рассматривать тех, кто извлек сверхдоходы за предыдущие два года, и уже на этом основании принимать решение о взносе, который, как ожидается, будет добровольным со стороны членов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)", — говорилось в заявлении министерства.
Решать задачу пополнения доходной части казны за счет общего увеличения налога на прибыль — не справедливо, посчитали в министерстве. Там отметили, что правительство РФ не поддержало предложение увеличить ставку налога на прибыль организаций, с которым выступило бизнес-объединение РСПП.
"Дополнительные конъюнктурные доходы сформировались не во всей экономике в целом, а только в отдельных ее секторах и у отдельных налогоплательщиков. Соответственно, эффект от такой меры для разных отраслей экономики будет неравнозначным", — уточнялось в комментарии Минфина.
В министерстве также заявили, что в текущем году не планируется менять общие базовые параметры налоговой системы, включая ставки налога на прибыль, НДС, НДФЛ, имущественные налоги, специальные режимы, а также страховые взносы.
Согласно данным Росстата, в первом полугодии 2022 года российские предприятия получили сальдированную прибыль (прибыль минус убыток) в размере 16 трлн 600 млрд рублей, на 32% больше, чем за тот же период 2021 года. Во втором полугодии динамика несколько ухудшилась, и за 9 месяцев сальдо составило 20 трлн 200 млрд рублей, уже немного меньше, чем в тот же период 2021 года — на 2,7%. Данные за весь год Росстат опубликует в марте.
Вместе с тем федеральный бюджет РФ в 2022 году, по предварительной оценке Минфина, был исполнен с дефицитом в 3 трлн 300 млрд рублей, или 2,3% ВВП. Резкое увеличение расходов в конце года получило продолжение и в январе, который бюджет закончил с рекордным дефицитом в 1 трлн 760 млрд рублей (60% от плана на весь год). Для покрытия дефицита бюджета в январе Минфин продал часть юаней и — впервые — золота из ФНБ, выручив 38 млрд 500 млн рублей.
Сложная процедура
В свою очередь в РСПП указали на то, что "добровольный взнос" в бюджет из рентной прибыли за 2021-2022 годы, который хочет получить от крупного бизнеса государство, сложно осуществить из-за корпоративных процедур. Поэтому РСПП и выступил с предложением добавить 0,5 процентного пункта к 20-процентной ставке налога на прибыль на 2023 год, а оптимальным вариантом участия бизнеса в решении задач экономики было бы не административное изъятие в той или иной форме, а инвестиции на рыночной основе, заявил "Интерфаксу" глава союза Александр Шохин.
"Мы довольно долго изучали возможность вот этого добровольного взноса у тех, у кого была благоприятная конъюнктура — я цитирую в данном случае и Белоусова, и Минфин — в 2022 году. Ну, во-первых, надо иметь в виду, что в 2023 году ситуация у многих изменилась. Правительство предложило, и законодатели утвердили дополнительное налогообложение некоторых отраслей, и, в частности, речь идет и об НДПИ, и о некоторых пошлинах, и речь идет об изменении базовых условий исчисления некоторых налогов, например, на имущество через кадастровую оценку и т.д.", — рассказал Шохин.
Кроме того, по его словам, в конце 2022 года были изменены параметры взимания налога на прибыль с курсовых разниц, что, по экспертным оценкам, дает бюджету 268 млрд рублей сверх плановых доходов.
Инструментом дополнительного изъятия мог бы стать налог на прибыль, считает РСПП, причем такого же мнения крупный бизнес придерживался и в ходе предыдущих раундов аналогичных обсуждений.
"Почему мы предлагаем привязаться к налогу на прибыль? У кого прибыль есть, тот и может заплатить. Мы же не предлагаем облагать дополнительным налогом имущество или еще что-то, мы считаем, что равный подход ко всем (кроме, наверное, МСП, тех, кто работает на особых налоговых режимах) — это, наверное, разумно. Облагается же прибыль, а не выручка, где не учитываются финансовые результаты. Мы, кстати, об этом полтора года назад еще говорили, когда у премьера (Михаила) Мишустина обсуждали повышение НДПИ, акциз на жидкую сталь и т.д. Мы тогда уже говорили, что лучше облагать прибыль. Это справедливый подход: у кого она есть, тот платит, у кого нет, тот не платит, у кого она больше, в абсолютном выражении больше заплатит, у кого она меньше — в абсолютных размерах меньше, и т.д., и это справедливо", — пояснял Шохин.
Дополнительное изъятие 0,5 п.п. налога на прибыль, по подсчетам РСПП, обеспечит поступление в бюджет 200-250 млрд рублей.
Однако оптимальный вариант для участия бизнеса в решении проблем, стоящих перед страной, — это использование рыночных и инвестиционных механизмов, в частности, механизмов государственно-частного партнерства, считает Шохин.
"Например, если бы было предложено подумать о создании некого фонда развития региональной инфраструктуры. Многие компании заинтересованы в том, чтобы развивать инфраструктуру в регионах присутствия, и не только обеспечивающую, сопутствующую, но и социальную в том числе, коммунальную, например. Потому что надо удерживать квалифицированных людей, надо думать не только о работниках, но и о жителях городов присутствия, территорий присутствия и т.д. Бизнес этим занимается, многие инвестируют, но и в принципе было бы справедливо, наверное, призвать те компании, у которых уровень корпоративно-социальной ответственности не так высок, как у лидеров, включиться в такого рода проект", — сказал Шохин, добавив, что финансовое участие государства и бизнеса в таком фонде могло бы быть паритетным.
Такой вариант, по его словам, снимает корпоративные риски, которые есть в сценарии "добровольного взноса".
"Если публичные компании вдруг добровольно перечислят деньги, акционеры могут не захотеть, у акционеров право голоса есть. Вы же в принципе залезаете в дивиденды этих акционеров. Речь идет не только о мажоритарных, но и миноритарных акционерах. А если речь об инвестиционном, пусть и социально-ориентированном таком финансировании, то у менеджмента компании и мажоритарных акционеров есть возможность объяснить, что это вообще-то в духе ESG-повестки, повестки устойчивого развития, и что компания только от этого выиграет в плане привлекательности для акционеров, для инвесторов", — пояснил глава РСПП.
Эту идею Шохин, по его словам, озвучивал в беседах с некоторыми членами правительства, и они ее не отвергают, но при этом от концепции единовременного платежа чиновники не отказываются.
По действующим нормам НК РФ налоговые изменения не могут вступать в силу ранее первого числа налогового периода. У налога на прибыль налоговый период — это календарный год, соответственно, поправки могут вступить в силу только до 1 января, при этом в Налоговом кодексе предусмотрено, что изменения, повышающие ставки, не могут иметь обратной силы. Из-за этого технико-правового препятствия Минфин против платежа через "надбавку" к налогу на прибыль, отметил Шохин.
"Потому что они не имеют легальной возможности при действующем Налоговом кодексе ввести дополнительный налог в середине года. Поэтому они и считают, что надо другим способом. Но у нас в Налоговом кодексе нет и windfall tax, вообще нет понятия такого, значит, надо вводить понятие, что единовременный платеж, связанный с какой-то благоприятной конъюнктурой, может вводиться в момент, когда эта конъюнктура имеет место. Или когда фиксируется период, когда она имела место", — сказал глава РСПП.
Отвечая на вопрос, согласен ли крупный бизнес заплатить в том или ином виде windfall tax, Шохин подчеркнул, что базовая позиция — это стабильность налоговой системы и неувеличение фискальной нагрузки.
"Поэтому мы лишь можем согласиться с тем, что у правительства есть некие права. Налог — это безвозмездное изъятие части доходов хозяйствующих субъектов или граждан, и правительство имеет право на такого рода действие по Конституции. Другое дело, что бизнес пытается доказать: чем больше изымете текущих доходов, тем меньше возможностей не только для развития, инвестиций, но и для поддержания стабильности компаний, обеспечения непрерывности их деятельности, имея в виду сохранение рабочих мест, заработков и социальных расходов, в том числе в территориях присутствия. Но, тем не менее, если говорить в терминах добровольности, еще раз подчеркну, тут есть корпоративные процедуры, которые не позволят единовременно выплатить, если корпоративные процедуры приведут к тому, что акционеры или совет директоров не дадут добро на соответствующее перечисление. Что тогда будет происходить? Как представляет себе Минфин в данном случае, что мы обеспечим перечисление требуемой суммы?", — сказал Шохин.
Шохин охарактеризовал предложенную чиновниками модель как "добровольно-принудительное мероприятие". Бизнес, понимая потребности бюджета в условиях дефицита, предпочел бы видеть модель, которая "в нормативном поле будет обязывающей", добавил он.
Впрочем, считает глава союза, есть и другие варианты. В частности, по его словам, на бюро РСПП обсуждался вариант выпуска государственных долговых бумаг, которые были бы долгосрочными, с привязкой купонных выплат, например, к уровню дефицита бюджета.
"Если дефицит бюджета выше определенного уровня, то процентные выплаты не осуществляются. Если ниже, то осуществляются в полном объеме, и даже задолженности по этим платежам в предшествующие тяжелые годы тоже могут возмещаться", — описал Шохин возможную модель.
Потенциальными покупателями таких госбумаг могут стать как раз те компании, которые, по мнению правительства, должны взять на себя "пресловутый платеж в 200 млрд".
"Если предлагается финансовый инструмент, выгодный и государству, и приемлемый для бизнеса, это немного другая модель. Это модель возвратности, отсроченный, на 10 лет или на другой период, возврат основного тела долга по этим бумагам, но это не то же самое, что единовременный безвозмездный платеж, коим является налог или квазиналоговое добровольное пожертвование", — сказал Шохин, добавив, что эта идея пока не формализована в виде конкретных предложений, направленных в правительство.
В РСПП посчитали необходимым продолжить дискуссию, чтобы это была не только приемлемая для бизнеса цифра, но и механизм.
"И мы считаем, что правительство тоже должно не упорствовать с тем, что это должно быть добровольное пожертвование. Будем вместе искать правовую, законодательную форму, как это можно сделать", — резюмировал глава союза.
Обязательный или добровольный?
В ЦБ со своей стороны заявили, что не участвуют в обсуждении возможных добровольных взносов компаний в бюджет РФ.
"Что касается возможных добровольных взносов компаний в бюджеты, это — налоговая политика, мы в данном случае в ее обсуждении не участвуем. Если такое решение будет принято, мы учтем его в денежно-кредитной политике", — сообщила глава регулятора Эльвира Набиуллина.
В Минфине еще раз уточнили, что сбор с крупного бизнеса в формате windfall tax точно не будет реализован через действующие налоги. Замглавы Минфина Алексей Сазанов на минувшей неделе напомнил, что есть действующие налоги, и они затрагиваться не будут.
"В какой форме платеж будет сделан, это надо обсудить с бизнесом, выходить на консолидированную позицию с ними. Но это точно не будет изменение каких-то действующих налогов — налога на прибыль, НДС", — добавил он в беседе с журналистами.
По его словам, есть два варианта: добровольный платеж или введение некоего обязательного сбора, и оба нужно рассмотреть вместе с бизнесом.
"Сначала надо определиться с размером этого платежа и как он будет считаться, а потом уже с той формой, в которой он будет реализован. Пока мы еще не определились с тем, как будет считаться, и его размером. Как только найдем здесь консолидированную позицию с бизнесом, следующим шагом будет определяться с формой его реализации — это может быть обязательный платеж, (а может быть — ИФ) добровольный", — отметил Сазанов.
Между тем глава Минфина РФ Антон Силуанов позже уточнил, что дополнительный сбор с крупного бизнеса из прибыли от благоприятной конъюнктуры последних периодов будет реализован через налоговый инструментарий, а не в форме "добровольного взноса", которая не устраивает компании.
"Мы сейчас как раз с бизнесом активно обсуждаем. Мы так договорились, что будут подготовлены специальные поправки в налоговое законодательство, и, скорее всего, это участие будет в виде сборов с бизнеса с части прироста финансового результата за последние годы", — сказал он в интервью "России 24".
По его словам, пока рассматриваются 2022 и 2021 годы по сравнению с 2019 и 2020 годами. Тот прирост, который был получен, в основном это — конъюнктурные доходы, частью прироста бизнес готов поделиться с государством, добавил Силуанов.
"Вопрос — в какой форме будет осуществляться эта поддержка — мы сейчас как раз с бизнесом активно обсуждаем (...) И я уверен, что в ближайшее время мы найдем тот оптимальный для бизнеса инструмент, которым он будет участвовать в финансировании, по сути дела, государственных программ", — заявил глава Минфина.
Он отметил, что министерство сейчас готовит предложение по поправкам в законодательство, поскольку без соответствующих законодательных норм такие вопросы не решаются.
При этом топливно-энергетический комплекс, где эффективная налоговая ставка исторически выше, чем, например, в горнодобыче, сбор не коснется, не затронет он и малые предприятия.
"Сразу скажу, что мы не рассматриваем вопрос участия малого бизнеса в этом вопросе. А также нефтегазового сектора. Почему? Потому что мы по нефтегазовому сектору в последнее время приняли целый ряд налоговых новаций, которые и так централизуют часть дополнительной ренты, которую этот сектор получил в результате ценовой конъюнктуры", — пояснил Силуанов.
Минфин, по его словам, рассчитывает собрать с бизнеса порядка 300 млрд рублей.