Точка зрения 5 апреля 2021 г. 14:48

Новые возможности старого БАМа

Interfax-Russia.ru — Минобороны России построит вторую ветку Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Всего в этой работе задействуют 10 железнодорожных армейских бригад.

Новые возможности старого БАМа
© РИА Новости. Валерий Мельников

Российские военные построят вторую ветку Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) протяженностью 340 километров.

"На основании решения верховного главнокомандующего (вооруженными силами РФ, президента РФ Владимира Путина — ИФ) и министра обороны Сергея Кужегетовича Шойгу, железнодорожные войска в этом году приступают к строительству второй ветки Байкало-Амурской железнодорожной магистрали", — заявил журналистам заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков.

По его словам, в строительстве участка от Улака до Февральска примут участие 10 железнодорожных бригад.

"Пятого числа (5 апреля — ИФ) пятая бригада (которая дислоцируется в Абакане — ИФ) начинает выходить на заданный участок", — добавил он.

Как ранее заявлял премьер-министр РФ Михаил Мишустин, за счет модернизации  и расширения пропускной способности БАМа и Транссиба власти рассчитывает сократить время доставки грузов в контейнерах с Дальнего Востока до западных границы России до 7 суток.

"Помимо доставки угля (из Якутии в восточном направлении — ИФ), планируем сократить до семи дней время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до наших западных границ", — сказал он на совещании в Кемерово 6 марта.

По словам чиновника, первый этап модернизации двух веток должен завершиться уже в текущем году.

"Нужно максимально оперативно разработать поквартальный график реализации этапов строительства этих двух магистралей с показателями пропускной и провозной способности, а также предельного веса грузового поезда в разбивке по основным участникам", — добавил тогда Мишустин.

По мнению премьера, "это позволит сформировать четкий план, на который смогут ориентироваться не только сами железнодорожники, но и бизнес, регионы и все те, кто заинтересован в развитии своих проектов вокруг БАМа и Транссиба".

Тогда же, на совещании с Мишустиным, глава ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров сообщил о планах компании привлечь военнослужащих к модернизации БАМа и Транссиба.

"Мы этот вопрос проработали с Минобороны России, есть протоколы. Мы готовы разместить военных на наших объектах, и мы знаем эти объекты", — сказал он.

К слову, о том, что военные ведут подготовку к строительству второй ветки БАМа, стало известно еще в феврале.

"На 2021 год и последующие годы перед железнодорожными войсками поставлена архиважная ключевая задача — проработать вопросы, связанные с подготовкой к строительству второй ветки Байкало-Амурской магистрали на участке от станции "Улак" до станции "Февральск" протяженностью 339 км", — сообщил 12 февраля журналистам начальник главного управления железнодорожных войск Минобороны России генерал-лейтенант Олег Косенков.

По словам вице-премьера правительства РФ Марата Хуснуллина, развитие "восточного полигона" РЖД потребует очень серьезных вложений.

"Сейчас говорить об этом сложно, но эта цифра измеряется сотнями миллиардов. Чтобы построить вторую часть БАМа и построить дополнительную ветку — это сотни миллиардов (рублей — ИФ), это огромные деньги", — сказал он во время своего визита в Хабаровск в конце марта.

"Скорее всего, придется второй путь строить. И на БАМе и вот на этой ветке, соединяющей Комсомольск-на-Амуре вместе с портом Ванино. Там есть сложные участки — это строительство дополнительных тоннелей, строительство дополнительного моста. (...) Мы приняли уже решение, что проектировать мост железнодорожный, полностью новый мост", — добавил вице-премьер.

Он отметил, что несколько участков будущего пути требуют отдельных проектных решений. Однако, по словам чиновника, предложения по ним железнодорожники уже подготовили.

"По приезду я буду докладывать председателю правительства. Будем готовить финансовую схему решения этих проблем, потому что денег у нас в том объеме, которых нужно на эту работу пока нет, но будем изыскивать. Потому что считаем, что без этого развития и региона и портов Ванино невозможно", — заключил тогда Хуснуллин.

Ранее, как писал "Коммерсантъ", по поручению вице-премьера РФ Юрия Трутнева "Российские железные дороги" оценили объем и стоимость мероприятий, необходимых для вывоза с новых месторождений Дальнего Востока всех заявленных ими объемов продукции. Монополия подсчитала, что грузопоток, "не укладывающийся" в имеющиеся планы по развитию "восточного полигона" в этот период, может достичь 56,6 млн тонн. Для их вывоза, по данным газеты, компания предложила дополнительно развивать "восточный" участок БАМа — Тында-Комсомольск-Ванино. А именно — построить там 956 км дополнительных главных путей, электрифицировать 1,7 тыс. км трассы, возвести мост через реку Амур и новый Кузнецовский тоннель (Хабаровский край).

Эти мероприятия, по расчетам "Российских железных дорог", обойдутся в 700 млрд рублей без учета энергоснабжения железнодорожного участка Тында-Комсомольск и потенциальной потребности в развитии портов Ванино-Совгаванского узла, что, к слову, сопоставимо с затратами на II этап развития БАМа и Транссиба, который должен завершиться в 2024 году увеличением пропускных мощностей до 180 млн тонн в год (сейчас — 124,9 млн тонн).

Собрать такую сумму, как писал "Коммерсантъ", РЖД предлагали за счет целого ряда мер, в том числе предоставления льготы по налогу на имущество, введения на участке Тында-Ванино условия ship-or-pay, дополнительного инвестиционного тарифа в 0,25 руб. за тонно-километр с 2026 года, привлечения частных инвесторов к выкупу "вечных" бондов компании, а также обсуждаемого сейчас механизма дальневосточной концессии.

Последняя, как пояснял в январе глава министерства РФ по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков, отличается от стандартной тем, что расходы государства по процентам перекладываются на бенефициаров инфраструктуры в виде сбора, который те начинают платить после запуска объекта.

Сейчас в базе II этапа проекта по развитию "восточного полигона" учтены лишь 13,4 млн тонн грузов с Эльгинского месторождения (принадлежит "А-Проперти" Альберта Авдоляна) с 2025 года, хотя разработчиком заявлены 30 млн тонн с 2025 года и 50 млн тонн в 2030-х годов. Объемы Сугодинско-Огоджинского месторождения (Амурская область, 25% — у "Ростеха", 75% — у компании Екатерины Лапшиной, ранее управлявшей активами Авдоляна и его партнера Сергея Адоньева) на уровне 20 млн тонн в 2025-2030 годах, не учтены в планах вообще", уточняло издание.

В своих расчетах "Российские железные дороги" предлагали рассмотреть идею восстановления первоначальной структуры грузопотоков, которые предусматривались I этапом развития "восточного полигона". Она предполагала, что будет идти меньше грузов Кузбасса и больше — с дальневосточных месторождений. Тогда перевозка угля из Кузбасса сократится до 39,5 млн тонн, но это, по данным издания, позволит дополнительно вывезти лишь 16,6 млн тонн с Эльги, а вывоз с Огоджи обеспечен не будет.

Также, по его данным, монополия предлагала предусмотреть приоритет грузоотправителей Дальнего Востока, скорректировав правила недискриминационного доступа (с 2020 года по ним распределяются ограниченные пропускные способности "восточного полигона"). "Российские железные дороги" уже обратились в министерство транспорта России с идеей корректировок — в частности, введения приоритета для коксующегося угля и продукции малого бизнеса. Решение по этому вопросу пока не принято, говорил изданию в середине февраля представитель ведомства.

Как сообщалось, в ноябре минувшего года РЖД запустили движение по новому построенному второму пути перегона Курьян-Тында и разъезду Гарбилка (участок Лена-Таксимо) Байкало-Амурской магистрали.

В компании тогда пояснили, что в рамках модернизации Тындинского железнодорожного узла на перегоне Курьян-Тында введен в эксплуатацию новый второй путь длиной более 7 км — он позволит обеспечить одновременное движение по соседним путям встречных составов и увеличит пропускную способность участка с 25 до 32 пар поездов. На самой станции Тында в 2019 году была запущена новая сортировочная горка, установлены современные системы автоматики и связи. В 2020 году там был уложен дополнительный путь.

"К концу 2021 года, когда работы окончательно завершатся, перерабатывающая способность станции Тында увеличится в 2,5 раза", — говорилось в сообщении РЖД.

Ввод нового разъезда Гарбилка на участке Лена-Таксимо, включающего в себя 2 главных и 2 приемоотправочных пути вместимостью по 75 вагонов, "обеспечит возможность обгона и встречного разъезда поездов, а также отстоя вагонов и другого подвижного состава".

Благодаря запуску этого объекта пропускная способность участка Окунайский-Улькан выросла в два раза — с 18 до 36 пар грузовых поездов.

Обозреватель Наталья Пономарева 

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще