Interfax-Russia.ru — Россия и Турция согласовывают технические аспекты и сроки нового контракта на поставку дополнительной партии систем ПВО С-400 "Триумф".
Переговоры о поставке Турции дополнительной партии систем ПВО С-400 "Триумф" (зенитная ракетная система дальнего действия, производства АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") ведутся еще с осени прошлого года. Как раз тогда Россия досрочно выполнила первый контракт, поставив Турции все элементы систем С-400, включая ракеты.
Сумма этого контракта, как напомнил глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов в июле на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, составила $2,5 млрд. При этом глава "Ростеха" подчеркнул, что это — первый контракт подобного масштаба в страну НАТО. Тогда же Чемезов напомнил, что Россия прорабатывает возможность поставки Турции второй партии систем противовоздушной обороны.
Вместе с тем и первый контракт предполагал опцион на поставку Турции дополнительной партии С-400. Причем, как накануне сообщил глава Рособоронэкспорта Александр Михеев, контракт на поставки систем в рамках первого контракта уже подписан. Теперь Москве и Анкаре предстоит обсудить финансовую модель поставки дополнительной партии систем ПВО.
Второй контракт с Турцией на С-400 все еще находится в стадии обсуждения. По оценкам главы "Ростеха", его подписание, с большой долей вероятности, состоится в следующем году.
"Думаю, что до конца года не подпишем", — сообщил Чемезов на форуме "Армия-2020".
В свою очередь директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Дмитрий Шугаев уточнил, что Россия и Турции согласовывают технические аспекты и сроки нового контракта.
"Диалог по вопросу поставки второго полкового комплекта С-400 с конца 2019 года находится в продвинутой фазе, в настоящий момент согласовываются оставшиеся технические аспекты контракта и сроки поставки систем. Ожидаем финального решения турецкой стороны", — заявил он "Интерфаксу".
По мнению турецкого политолога, эксперта по российско-турецким отношениям Керима Хаса, вероятность того, что эта сделка будет заключена "очень высокая".
"Но здесь следует учесть, что закупка С-400 не является для (президента Турции Реджепа Тайипа) Эрдогана шагом к перевооружению вооруженных сил Турции за счет российской военной техники. Это, прежде всего, политика. Действующий президент Турции тем самым демонстрирует, насколько значимо российское направление для внешнеполитического курса Анкары", — пояснил Хас "Интерфаксу".
Эксперт считает, что Эрдоган, в целом, определился в пользу закупки второй партии С-400, и сейчас выбирает наиболее удобное время для заключения сделки.
"Тема С-400 очень выгодна Эрдогану для маневрирования в отношениях с Вашингтоном, и с другими ключевыми игроками в НАТО. Выбор времени для сделки будет зависеть, прежде всего, от того, когда Анкаре будет удобнее обозначить свою особую позицию. Сейчас и, пожалуй, в самое ближайшее время Эрдоган не станет форсировать подготовку к сделке, поскольку на данный момент не заинтересован обострять отношения с американцами", — сказал собеседник агентства.
Вместе с тем, по его мнению, в течение нескольких месяцев ситуация изменится, и президент Турции, сочтет удобным заключить сделку.
"Как мне представляется, вопрос об С-400 является одним из нескольких вариантов для маневра Эрдогана на случай ухудшения атмосферы американо-турецких отношений. Нельзя исключать, что при таком развитии ситуации турецкий лидер может подчеркнуто обратить внимание, скажем, на современные российские военные самолеты", — сказал Хас.
Политолог также отметил, что тема С-400 важна Эрдогану для укрепления и своих политических позиций в самой Турции.
"У него были определенные проблемы с рейтингом, который снижался. Чтобы его повысить, президент решил показать турецкой общественности, что может себе позволить общаться с Москвой так, как сочтет нужным вне зависимости от того, вызывает это раздражение в США, или нет. Главное, предпринять некий резонансный шаг, который может произвести впечатление на избирателей", — считает эксперт.
Между тем в июле в Палату представителей Конгресса США был внесен законопроект о санкциях против Турции за покупку комплекса С-400 у России.
"Турция проигнорировала предостережения со стороны членов НАТО относительно этой сделки по вооружению с Россией и разместила у себя российские системы С-400. Мы должны ясно дать понять, что мы не будем терпеть их действия, и что последуют серьезные последствия", — заявил автор документа — конгрессмен-республиканец Адам Кинзингер.
Он отметил, что альянс НАТО играет чрезвычайно важную роль для США и их союзников, и чтобы поддерживать крепкое сотрудничество, члены НАТО должны придерживаться принципов и обязательств альянса.
В свою очередь конгрессвумен Абигейл Спанбергер, участвовавшая в работе над законопроектом, указала, что в то время как российские власти пытаются вести "дестабилизирующую и агрессивную деятельность против стран с демократическими устоями во всем мире", необходимо "привлечь к ответственности Турцию за сотрудничество с Россией, которое противоречит нашим общим интересам в области безопасности".
Законопроект предусматривает введение санкций против Турции в рамках статьи 231 закона CAATSA (закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций"). Меры предполагают, среди прочего, запрет попавшим под санкции лицам на займы в финансовых учреждениях США, запреты на проведение банковских операций, запрет на операции с собственностью, находящейся в юрисдикции США, и проведение сделок с имуществом. В случае, если оказавшееся в "черном списке" лицо захочет взять заем в международном финансовом учреждении, президент США может направить возражение.
Кроме того, тогда же Пентагон принял решение выкупить новейшие истребители F-35, которые предназначались для поставки Турции. По данным издания Defense News, в Минобороны США подтвердили, что оно закупит восемь истребителей, построенных корпорацией Lockheed Martin для Турции по контракту на сумму $862 млн.
В рамках реализации данного контракта также предполагалось поставить Турции еще шесть истребителей F-35A в модификации, которая была бы сходной с конфигурацией американских самолетов данного типа, отмечает издание.
В целом Турция планировала приобрести 100 истребителей пятого поколения F-35A. Церемония передачи Турции первых двух самолетов состоялась в июне 2018 года. Истребители поступили на авиабазу Люк в Фениксе (штат Аризона), где турецкие пилоты и техперсонал обучались их эксплуатации. Но непосредственно в Турцию истребители F-35A так и не прибыли.
В июле прошлого года Вашингтон исключил Анкару из программы производства F-35A вслед за покупкой Турцией российских зенитных ракетных систем С-400 в связи с озабоченностью, что Россия может использовать комплексы для получения информации об этих истребителях. США требовали отказаться от сделки, однако Турция отказалась идти на уступки.
Вместе с тем в Вашингтоне заявили, что, принимая меры в отношении Турции за покупку С-400 у России, не пытаются наказать ее, а лишь добиваются от Анкары соответствия политике национальной безопасности члена НАТО.
"Мы продолжаем оценивать, каким образом ввести санкции, чтобы добиться нашей конечной цели. Наша конечная цель заключается не в том, чтобы наказать, а чтобы гарантировать то, что наш партнер по НАТО действует в соответствии политикой национальной безопасности США, политикой национальной безопасности партнеров по НАТО", — подчеркнул госсекретарь США Майк Помпео в ходе слушаний в комитете Сената по иностранным делам.
По мнению экспертов, покупка С-400 у России не изменит настрой Турции на сохранение членства в НАТО. Как считает руководитель Центра ближневосточных исследований ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Ирина Звягельская, для Анкары всегда будет приоритетом пребывание в североатлантическом альянсе.
"Сам факт покупки С-400 для Турции был очень важен не только с точки зрения усиления своей безопасности, но и политически. Являясь членом НАТО, южным флангом НАТО, имея достаточно напряженные в этот момент отношения с США, Эрдогану надо было продемонстрировать, что он может принимать далеко идущие решения, несмотря на обязательства, связанные с пребыванием в НАТО", — отмечала Звягельская.
По ее словам, президент Турции Реджеп Эрдоган показал свою самостоятельность, купив данные системы у Москвы. Однако, добавила Звягельская, из-за серьезного давления со стороны американцев повторные контракты на С-400 могут оказаться под вопросом.