Interfax-Russia.ru — Введение в РФ нового порядка техосмотра автомобилей перенесли с 1 марта на 1 октября. Автостраховщики считают инициативу правительства обоснованной.
Закон, совершенствующий процедуру техосмотра транспортных средств и направленный на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры ТО, был принят Госдумой в мае 2019 года. Он был внесен в Госдуму правительством, предусматривает введение обязательной фотофиксации процедуры техосмотра автомобилей, чтобы избежать выдачи "серых" диагностических карт.
Согласно новым правилам, диагностическая карта будет оформляться исключительно в электронном виде и должна содержать заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Так, диагностическая карта, не подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, должна содержать перечень выявленных неисправностей, свидетельствующих о нарушении требований безопасности транспортных средств.
Все сведения о техосмотре по сети будут передаваться в "облачное хранилище", которое организует МВД.
Впрочем, закон предусматривает, что по запросу лица, представившего автомобиль для техосмотра, оператор может выдать диагностическую карту и на бумажном носителе. Плата за предоставление такой диагностической карты не взимается.
Выполнять функции технического эксперта сможет даже индивидуальный предприниматель — для этого он должен быть аккредитован как оператор техосмотра. При этом оператор техосмотра должен будет рассчитать пропускную способность каждого пункта ТО. Количество проведенных в таком пункте осмотров не может превышать значение пропускной способности, включенное в реестр операторов техосмотра.
Закон также предусматривает усиление контроля за операторами техосмотра со стороны органов госконтроля. Проверять их будут с помощью контрольных закупок.
Государственный надзор за деятельностью компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся техосмотром, возложены на ГИБДД.
Кстати, в ГИБДД уже разработан перечень дополнительных требований к порядку проведения ТО по новому закону. Штрафы за эксплуатацию автомобиля без "свежего" ТО составят для водителей 2 тыс. рублей.
В свою очередь Российский союз автостраховщиков (РСА) будет аккредитовать операторов техосмотра, поэтому он должен сначала проверить всех операторов на соответствие реального положения дел в пунктах тому, что было заявлено при получении аккредитации.
Изначально планировалось, что закон вступит в силу еще 8 июня 2020 года. Однако из-за пандемии начало его действия отложили до 1 марта 2021 года.
К середине февраля РСА получил свыше 4 тыс. ответов на запросы аккредитованным операторам техосмотра об их готовности работать по новым правилам. Как рассказал "Интерфаксу" заместитель исполнительного директора союза Сергей Ефремов, операторы, в частности, должны были сообщить пропускную способность своих пунктов для проведения ТО, предоставить данные об их месте положения, о наличии квалифицированных экспертов.
"Эти данные будут заноситься в единую автоматизированную базу — ЕАИС ТО, без этого с 1 марта ни один пункт не сможет внести в нее сведения о прохождении ТО автомобилем, не сможет оформить виртуальную диагностическую карту автомобилиста", — пояснял собеседник агентства.
Вместе с тем, по его словам, уверенности в том, что технически операторы действительно готовы повсеместно перейти на систему электронного документооборота, нет.
"Нас как страховщиков ОСАГО беспокоит риск, связанный с тем, что технические сложности в проведении ТО по новым правилам или при оформлении электронных диагностических карт автомобилистов по цепочке вызовут проблемы с оформлением полисов ОСАГО. Пока действует требование о предоставлении подтверждения прохождения ТО при заключении договора ОСАГО", — отмечал Ефремов.
В этой связи РСА предложил возобновить мораторий, который позволял оформлять договоры ОСАГО без диагностических карт — он вводился в прошлом году в период действия ограничений по COVID-19. Такая мера предполагает, что автомобилисты, заключившие договоры ОСАГО в период моратория, должны известить страховщика ОСАГО о прохождении ТО позже.
Вместе с тем, по словам Ефремова, РСА выступает за полный законодательный "разрыв" связки предоставления данных о техосмотре в момент оформления договора ОСАГО.
"В противном случае реформирование в одной отрасли способно повлечь проблемы для другой, что особенно остро воспринимается в социально чувствительных сферах", — сказал он.
Между тем накануне премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что введение нового порядка техосмотра автомобилей будет перенесено с 1 марта на 1 октября.
"Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки, например, неравномерное распределение нагрузки очереди в условиях, когда ситуация с коронавирусом, хоть и улучшается, но пока далека от идеальной", — отметил премьер.
По его словам, это несет определенные риски, в том числе для здоровья людей. "Считаю, что мы не должны этого допустить. В сложившейся ситуации необходимо отложить срок введения нового порядка техосмотра до 1 октября", — сказал Мишустин.
В этой связи глава правительства поручил министерствам и ведомствам сделать все, чтобы система с 1 октября заработала без сбоев, в том числе еще раз посмотреть на процедуры и их техническую реализацию.
"Никаких неудобств для граждан быть не должно. В нашей стране миллионы автолюбителей, сделать все надо по-человечески. Проект постановления о переносе срока прошу мне предоставить на подпись в ближайшее время", — заявил он.
Со своей стороны президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс назвал инициативу правительства о переносе вступления в силу новых правил прохождения техосмотра обоснованной. РСА оценивает сложившуюся в настоящее время ситуацию с подготовкой к реализации нового закона о техосмотре как напряженную, подчеркнул он.
"Участники рынка, в первую очередь операторы ТО, ожидают появления важных подзаконных актов, которые в том числе влияют на финансовую составляющую их бизнеса", — сказал Юргенс "Интерфаксу".
В числе важнейших — методика расчета стоимости проведения техосмотра на автотранспорте, которую разрабатывает ФАС России. На основании этой методики будут строиться дальнейшие расчеты, определяться цена проведения ТО в разных регионах РФ.
"Сам РСА готов работать по условиям нового закона, вчера состоялось подключение РСА к системе ГИБДД в рамках установленного порядка межведомственного электронного взаимодействия", — сообщил Юргенс.
Вместе с тем в долгосрочной перспективе союз будет инициировать "разрыв ныне действующей "связки" — зависимость оформления водителем полиса ОСАГО от наличия своевременно оформленной диагностической карты".