Россия / Точка зрения 22 сентября 2023 г. 14:15

До стабилизации рынка

Interfax-Russia.ru – Запрет на экспорт бензина и дизельного топлива временно введен в России. Исключениями стали лишь экспорт в страны ЕАЭС по индикативным балансам или протоколам, предусмотренным межправсоглашениями.

До стабилизации рынка
© РИА Новости. Алексей Сухоруков

Исторический максимум

 

Активный рост цен на топливо в России фиксировался на протяжении нескольких месяцев. Биржевые цены на топливо продолжали обновлять рекорд за рекордом, несмотря на усилия регуляторов сдержать их рост, и к началу сентября стоимость всех нефтепродуктов, за исключением сжиженных углеводородных газов, достигла  исторически максимальных уровней. По итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в первую неделю сентября уровень цен на нефтепродукты практически кратно превышал аналогичные показатели на начало года. Так, только Аи-92 и Аи-95 подорожали на СПбМТСБ в 1,9 раза относительно их средних цен в первую торговую неделю 2023 года.

В попытках стабилизировать цены биржа ввела ряд новых мер на торгах, в частности, расширила практику проведения аукционов открытия. В начале сентября механизм был изменен для "равномерности распределения биржевого товара среди покупателей", рассказывали "Интерфаксу" в СПбМТСБ. Однако, несмотря на нововведения, цены на моторное топливо продолжили расти, а дефицит предложения на местах усилился.

Профильные ведомства, пытаясь найти способы снижения оптовых цен на нефтепродукты, активизировали проведение совещаний по вопросам топливного рынка. Особенно сильно ситуация обострилась, когда о проблемах с ГСМ стали заявлять представители сельскохозяйственной отрасли. Так, в конце августа сразу несколько аграрных регионов сигнализировали о резко подорожавшем дизельном топливе, а также о его нехватке. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев назвал кричащей проблему с обеспечением аграриев горючим в самый ответственный период сельхозгода — озимый сев, который закладывает основу будущего урожая, — и выразил опасение, что дефицит топлива может остановить полевые работы.

Несмотря на то, что в России производятся достаточные объемы бензина, а дизеля — даже кратно больше потребления, на бирже сформировался дисбаланс спроса и предложения. Среди возможных причин этого назывались: высокий спрос на топливо в сезон отпусков, разгар сельскохозяйственных работ, ремонты НПЗ. Кроме того, сформировался высокий экспортный паритет: продажи нефтепродуктов за границу стали гораздо выгоднее поставок на внутренний рынок, отчего вырос как официальный, так и "серый" экспорт.

К тому же с сентября вступило в силу изменение законодательства, согласно которому выплаты из бюджета по топливному демпферу в адрес нефтяников сократили в два раза. Еще весной этого года, когда Минфин первоначально озвучил идею об урезании топливного демпфера, биржевые цены на нефтепродукты в России пошли вверх.

Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. До апреля 2023 года он рассчитывался по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница была положительной, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательной — нефтяники платили в бюджет. Однако санкции против РФ привели к тому, что считать экспортную стоимость российских нефтепродуктов стало некорректно, а российская нефть Urals начала торговаться с дисконтом. В результате Минфин РФ вынужден был искать удобоваримые для бюджета параметры топливного демпфера.

Минфин отмечал, что топливный демпфер в настоящее время идет в маржу нефтепереработчиков, и, чтобы исправить эту ситуацию, предлагается его "уполовинить". В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд рублей в месяц. При этом Федеральной антимонопольной службе важно будет контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты.

 

Стабилизировать рынок

 

На минувшей неделе в ходе пленарного заседания ВЭФ президент РФ Владимир Путин сообщил, что производители нефтепродуктов и правительство договорились, как будут действовать на топливном рынке, чтобы стабилизировать ситуацию.

Как рассказывали "Интерфаксу" несколько источников, знакомых с ситуацией, Минфин и Минэнерго предложили ввести заградительную пошлину на экспорт из РФ нефтепродуктов в размере $250 за тонну как для светлых, так и для темных нефтепродуктов. При этом, если компания выполнит квоты Минэнерго по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, то уплаченная пошлина им вернется в виде обратного акциза на нефть.

С 1 января 2023 года начисляется дополнительный платеж к экспортной пошлине в размере 20 тыс. руб./т при экспорте бензина и дизельного топлива, если экспортер не является производителем товара. Однако, как признавали в Минэнерго, данная мера оказалась недейственна для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Поэтому Минэнерго предложило ввести список спецэкспортеров нефтепродуктов. Эта инициатива была поддержана вице-премьером РФ Александром Новаком.

В конце минувшей недели Новак собирал представителей нефтяных компаний и ведомства на совещание, где и обсуждалось намерение ввести заградительную пошлину. По словам источников "Интерфакса", предложение вызвало серьезное сопротивление нефтяников. Так, заметил один из собеседников, компании полагают, что такая мера не приведет к снижению оптовых цен, а, наоборот, еще больше разгонит их. Кроме того, неясно, как определять, у кого "серый экспорт", а у кого нет, а также каким образом возвращать средства через обратный акциз.

По мнению главы "Газпром нефти" Александра Дюкова, заградительная пошлина на нефтепродукты действительно может создать излишек на внутреннем рынке.

"Как механизм заградительная пошлина на нефтепродукты на коротком отрезке может сначала привести к излишку топлива на внутреннем рынке и снижению оптовых цен. Но последствиями этого станут снижение эффективности НПЗ и, соответственно, уменьшение объемов переработки. В результате подобного рода меры, если они недостаточно точно просчитаны, могут привести к дефициту на внутреннем рынке моторных топлив. Важно не разбалансировать переработку", — высказал свое мнение Дюков журналистам на текущей неделе в кулуарах Промышленно-энергетического форума в Тюмени.

Комментируя вопрос о списке специальных экспортеров топлива, он отметил, что эта идея "имеет право на существование", но нужен ее тщательный анализ для принятия итогового решения.

Со своей стороны вице-премьер РФ отметил, что правительству РФ удается сбалансировать топливный рынок. Новак обратил внимание на то, дефицита топлива на рынке нет, производство растет, но основная проблема связана с тем, что цены на внутреннем рынке выросли из-за роста мировой конъюнктуры. По его словам, главная проблема сейчас возникла с ценами, поскольку из-за роста цен на нефтепродукты в мире и снижения курса рубля экспортная альтернатива стала достаточно высокой, а внутренний рынок — менее привлекательным.

"Главная проблема сейчас — держать, не повышать цены на внутреннем рынке, что нефтяным компаниям удается, создается диспропорция на оптовом рынке, поэтому мы занимаемся тем, чтобы сбалансировать оптовый рынок, и вы видите, что в последние две торговые сессии цены на бензин упали достаточно прилично, процента на 4. Сегодня мы видим снижение цен на дизель почти на 1%, поэтому работа, которая проводится, приводит к тому, что рынок балансируется", — сказал вице-премьер.

Он также подчеркнул, что правительство готово применить более кардинальные решения.

О том, что правительство в ближайшие дни предпримет достаточно радикальные шаги по прекращению "серого экспорта" нефтепродуктов, а также системные меры по недопущению дефицита топлива в будущем, на текущей неделе в ходе пленарного заседания Госдумы заявил первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.

Комментируя предложение ввести заградительную пошлину на экспорт нефтепродуктов, Сорокин заметил, что это было лишь одно из предложений.

"Но сейчас будут реализованы достаточно эффективные решения", — подчеркнул первый замминистра Минэнерго.

 

Запрет для всех

 

Накануне для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке правительство России ввело временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Ожидается, что такие меры "помогут насытить рынок топлива, что в свою очередь позволит снизить цены для потребителей".

Согласно постановлению, запрет введен для всех. Исключениями стали лишь экспорт в страны ЕАЭС по индикативным балансам или протоколам, предусмотренным межправсоглашениями и т.д.

Пресс-служба Минэнерго уточнила, что вводимые ограничения позволят пресечь "серый" экспорт моторных топлив и насытить внутренний рынок.

В эфире телеканала "Россия 24" первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин выразил надежду, что "данная мера должна дать эффект очень быстро, потому что прекратится вымывание, потому что достаточно ощутимый объем покупался недобросовестными участниками рынка на бирже или на нефтебазах и вывозился на экспорт, а сейчас такой возможности нет".

Он отметил, что запрет экспорта бензина и дизельного топлива введен бессрочно, а срок его действия будет зависеть от результатов и насыщения рынка. Недобросовестные участники рынка вывозили достаточно "ощутимый объем" топлива, и в Минэнерго рассчитывают, что мера позволит создать даже избыток топлива.

"Мы уже видели, что, начиная с начала этой недели бензин Аи-92 упал примерно на 10%, дизель упал примерно на 2,5-3%", — заявил он.

По словам замминистра, в Минэнерго рассчитывают, что "тот объем, который вертикально интегрированные компании и добросовестные участники направляют на экспорт, полностью закроет все потребности и более того создаст избыток на рынке топлива, что уже влияет на оптовую цену".

По мнению главы комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, вслед за принятыми мерами по балансировке топливного рынка, для достижения долговременного эффекта потребуются дополнительные меры, в том числе, возможно, корректировка демпфирующего механизма.

В свою очередь член комитета по энергетике Юрий Станкевич в беседе с "Интерфаксом" высказал мнение, что поскольку решение временное, то и эффект этой меры будет краткосрочным.

"Ограничение экспорта в моменте приведет к снижению цен, в первую очередь, в оптовом сегменте. И мы уже наблюдаем нисходящую динамику на товарных биржах. Считать это решение системным не стоит. Думаю, что и правительство такую задачу себе не ставило", — добавил он.

Станкевич считает, чтобы цены больше не росли, нужно пересматривать систему налогообложения, формирующую стоимость конечной продукции (бензина, ДТ, других нефтепродуктов) на всех этапах ее создания: от скважины, переработки до АЗС. А сокращение доходов от экспортных продаж, по его мнению, скажется, в первую очередь, на доходах бюджетной системы.

"Поэтому мне более предпочтительными видятся два других варианта: пересмотр параметров демпфера для восстановления ценового паритета между экспортной альтернативой и продажами на внутреннем рынке; увеличение объема бюджетных субсидий, иных льгот, направляемых отдельным группам потребителей для компенсации дополнительных затрат на приобретение ГСМ (например, сельхозпроизводителям)", — отметил депутат.

Со своей стороны директор департамента Минэнерго Антон Рубцов сообщил, что правительство РФ прорабатывает донастройку налоговой системы, чтобы обеспечивать топливом внутренний рынок по приемлемым ценам независимо от внешней конъюнктуры.

"С ценами сейчас решится вопрос на уровне правительства не только теми мерами, который приняты, и ситуация стабилизируется, а в ручном режиме мы продолжим работать", — сказал он.

По его словам, правительство хочет донастроить налоговую систему, "чтобы она работала при высоких ценах на нефть и высоком курсе и позволяла давать доходы бюджета".

"Мы еще ждем решений. Я пока не готов их озвучивать, потому что они пока не приняты в правительстве. Ждем системных мер, которые позволят не в таком режиме делать, а чтобы мы спокойно вошли в весну и осень следующего года, для этого нужны системные меры", — подчеркнул Рубцов.

В Кремле заявили, что ограничения на экспорт бензина и дизтоплива будут действовать до стабилизации рынка. Эта мера не связана с опасениями социального взрыва в РФ, заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

"Это обычная работа правительства — обеспечивать стабильность топливного рынка", — отметил он, добавив, что "правительство выполняет свои функции".

По словам представителя Кремля, "топливный рынок везде достаточно нестабильный", поэтому нужно было "регулировать этот рынок и на фоне уборочных работ, всех сельскохозяйственных процессов, на фоне обычных потребителей — не только оптового, но и розничного рынка".

Обозреватель Анастасия Николаева