Interfax-Russia.ru — Санитарные требования для транспорта планируется утвердить до июня. Авиакомпании просят отменить рекомендации по загрузке не более половины салона самолета.
Рекомендации для пассажирских перевозок Роспотребнадзор опубликовал еще 13 мая. Так, для авиационной отрасли, согласно документу, на борту каждого воздушного судна должен быть запас масок и перчаток на каждого члена экипажа и пассажира, причем с учетом длительности полета и необходимости менять маски каждые три часа. Перед входом на борт пассажирам предложат обработать руки антисептиком и при необходимости выдадут маску и перчатки.
Бортпроводники должны быть в масках и перчатках в течение всего полета, своевременно их менять, мыть руки, обрабатывать кожу антисептиками и соблюдать меры личной гигиены. Перед каждым рейсом весь экипаж должен проходить проверку температуры тела, членов экипажа с высокой температурой или признаками инфекционного заболевания к полету не допустят. После полета экипажи будут размещаться на отдых в гостиницах так, чтобы исключить лишние контакты.
Всем пассажирам еду в полете будут давать только в одноразовой посуде. Использованную посуду выбросят после дезинфекции. Бортпроводники также будут отдельно собирать в пластиковые пакеты использованные маски и перчатки.
Наконец, салон воздушного судна будет тщательно дезинфицироваться, особое внимание должно быть уделено поверхностям, которых часто касаются пассажиры — это поручни, перила, ручки, выключатели. Кухни и туалеты будут дезинфицировать каждые два часа.
Позже Роспотребнадзор в методических рекомендациях для организации воздушных перевозок указал, что авиакомпании не должны заполнять более 50% посадочных мест на борту.
В письме Роспотребнадзора в адрес Минтранса и Росавиации также предлагалось на этапе регистрации на рейс "исключить рассадку пассажиров на посадочные места, расположенные в непосредственной близости друг к другу". Отмечалось, что "непосредственной близостью" считается также расположение двух кресел непосредственно одно за другим. Таким образом, рядом с пассажиром не должно быть других пассажиров сбоку, на таком же кресле на ряд впереди и на ряд позади.
Вместе с тем в Минтрансе РФ сообщили, что не видят целесообразности во введении социального дистанцирования за счет пустых кресел в самолетах.
"Мы сколько раз уже говорили в отношении социального дистанцирования как минимум на воздушном транспорте. Если рассадить с таким уровнем социального дистанцирования людей в самолете, то билет будет стоить где-то к 70 тыс. рублей, даже самый минимальный. То есть постоянные затраты на обслуживание рейса, самолета, топливо, экипаж, наземное обслуживание — они на самом деле на сегодняшний момент просто колоссальны. Авиаторы нам рассказывают, что 72-75%-ная загрузка воздушного судна есть необходимый уровень рентабельности, и там социальную дистанцию никак (не ввести)", — заявил журналистам глава ведомства Евгений Дитрих.
По его словам, зарубежный опыт показывает, что большинство авиакомпаний, которые начали применять режим социального дистанцирования в условиях пандемии COVID-19, уже стали отказываться от него. В частности, от этой практики ушли казахстанские перевозчики.
Большинство авиакомпаний, рассказал Дитрих, сейчас используют режим социального дистанцирования "по возможности, если загрузка не очень велика".
"Это определенного рода баланс. Можно каждого одеть в костюм химзащиты, противогаз, и это точно будет безопасно. Только в таком виде никто никуда не поедет. Везде существует баланс между необходимым уровнем защиты пассажира и тем, насколько ему экономически выгодна перевозка", — добавил министр.
Он отметил, что использование масок и перчаток дает минимальный необходимый уровень защиты. И с этим утверждением "предварительно" согласились в Роспотребнадзоре.
"С этой точки зрения очень важны и мероприятия по дезинфекции транспортных средств. Очень важны мероприятия по своевременной оперативной замене фильтров, которые обеспечивают циркуляцию воздуха. Когда летит самолет, фильтры обеспечивают чистоту воздуха практически как в медицинских операционных. С этой точки зрения, конечно, потенциальная возможность для распространения вируса в этих условиях минимальна", — заключил он.
Опасения насчет рекомендаций Роспотребнадзора заполнять самолеты не более чем на 50% высказали и в Ассоциации туроператоров России (АТОР)
"На первом этапе восстановления туризма такая мера была бы возможна с учетом четкого указания срока ее действия. Сейчас у нас самолеты зачастую летают с загрузкой даже не 50%, а 30% из-за карантинных ограничений. После снятия карантина загрузка начнет резко расти, и надо понимать, что эта мера может привести к существенному удорожанию авиабилетов", — пояснил порталу "Интерфакс-Туризм" вице-президент АТОР Дмитрий Горин.
Он заметил, что сейчас туристов от поездок, по сути, удерживает только 14-дневный карантин, который они обязаны проходить по прибытии в регионы.
"По ходу снятия ограничительных мер число рейсов по России будет увеличиваться, на июнь их уже намного больше", — сказал эксперт.
Горин также подчеркнул, что современные самолеты оборудованы мощнейшими системами фильтрации воздуха, которые почти исключают угрозу заражения во время полета. При этом в аэропортах, по его мнению, людям все-таки придется соблюдать социальную дистанцию, чему сейчас помогают многие бесконтактные и онлайн-сервисы.
С просьбой отменить рекомендации Роспотребнадзора о заполнении не более половины салона самолетов в правительство обратилась и Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
Как пишет "Коммерсантъ", АЭВТ попросила министра транспорта инициировать рассмотрение этого вопроса на заседании координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.
В ассоциации считают, что уже принимаемые на воздушном транспорте меры по предотвращению распространения COVID-19 достаточны для минимизации риска передачи инфекции в полете, а мера по ограничению посадочных мест в салоне является избыточной.
В частности, уточняют в АЭВТ, в аэропортах проводится мониторинг температуры пассажиров, в самолетах установлены системы кондиционирования и вентиляции, позволяющие обновлять воздух в салоне раз в три минуты, к тому же в апреле из-за падения спроса занятость кресел составила всего 37%, что позволяет рассадить пассажиров на безопасном расстоянии.
"Сохранение ограничения приведет к резкому росту цен на авиабилеты и к дополнительному сокращению рейсов, в первую очередь на местных и региональных авиалиниях", — говорится в обращении ассоциации.
Между тем, собеседник издания в правительстве РФ отмечает, что, несмотря на то, что транспортный блок выступает против загрузки воздушных судов наполовину, решающее слово во время эпидемии может остаться за Роспотребнадзором.
"Многое будет зависеть от того, какую юридическую форму примут рекомендации. Так, если они примут форму решения главного санитарного врача, то будут обязательны к исполнению всеми участниками рынка", — сказал он.
Проект методических указаний Роспотребнадзор собирался представить в правительство 21 мая.
Минтранс РФ и Роспотребнадзор хотят утвердить общие санитарные требования для всех видов транспорта до июня этого года.
"Чтобы к тому моменту, когда регионы и другие страны будут открываться для осуществления транспортной перевозки, пассажиры могли без труда воспользоваться этой услугой", — отметил глава Минтранса накануне.
По словам Дитриха, необходимо разработать такие меры защиты, которые обеспечат, с одной стороны, безопасность пассажиров, с другой — не убивают экономику перевозок.
"Такого рода меры мы совместно с Роспотребнадзором обсудили сегодня, по ним понимание найдено, и я надеюсь, что до конца мая или раньше мы такого рода требования совместными приказами с (главой Роспотребнадзора — ИФ) Анной Юрьевной Поповой утвердим и начнем внедрять на всех видах транспорта", — добавил министр.
В Минтрансе рассчитывают на восстановление внутренних авиаперевозок с июня этого года, международных - с учетом ряда условий, с июля. При этом, как отмечал ранее Дитрих, в первую очередь решения по зарубежным рейсам будут зависеть от того, какая обстановка будет в странах.