Interfax-Russia.ru — Россия выходит из Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию из-за прекращения полноправного членства России в Группе государств против коррупции.
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию была разработана в рамках Совета Европы и подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 27 января 1999 года. В частности, документ содержит положения о криминализации коррупционных деяний, регламентирует вопросы правовой помощи и выдачи. Поскольку в антикоррупционной конвенции содержались правила, отличные от предусмотренных законодательством РФ, ее ратификация требовала изменения действующих или принятия новых федеральных законов.
По состоянию на 2006 год — год ратификации конвенции Россией, — ее участниками являлись 32 государства, при этом подписали, но тогда еще не ратифицировали еще 15 государств. До недавнего времени в группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) входили 50 стран Европы, Прибалтики и Закавказья, а также Россия, Турция и Казахстан.
В прошлом году комитет министров Совета Европы принял решение о прекращении членства РФ в группе государств против коррупции. Поэтому, как сообщал в середине декабря прошлого года "Интерфаксу" источник, встал вопрос о денонсации конвенции. Правительство России своим постановлением одобрило соответствующее предложение.
А накануне президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму проект закона о денонсации антикоррупционной конвенции. В законопроекте поясняется, что решение связано с принятием комитетом министров Совета Европы решения о прекращении членства РФ в ГРЕКО.
В соответствии с условиями данного решения членство РФ в ГРЕКО прекращается, за исключением случаев проведения ГРЕКО мониторинга выполнения нашей страной обязательств, вытекающих из конвенции, при этом РФ лишается права участия в обсуждении или принятии докладов, а также права голоса, отмечается в пояснительной записке к проекту закона.
"В силу неприемлемости для РФ таких условий, а также в целях принятия мер, направленных на недопущение дискриминационного отношения к РФ в рамках оценочных механизмов ГРЕКО, предлагается денонсировать конвенцию и прекратить участие РФ в ГРЕКО", — говорится в пояснениях к законопроекту.
При этом, как уточнили в Кремле, денонсация конвенции не повлияет на последовательную борьбу с коррупцией в России и не отразится на международном сотрудничестве.
"Это никоим образом не подрывает наш законодательный потенциал — внутренний законодательный потенциал по борьбе с коррупцией", — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков журналистам.
Он напомнил, что в России работают системы по борьбе с коррупцией.
"Нельзя сказать, что ее удалось искоренить — эту проблему не удалось искоренить нигде в мире, но это не кампанейщина, а это последовательная деятельность, и эта работа будет продолжаться", — подчеркнул Песков.
Что касается международного взаимодействия, то, по его словам, в настоящий момент с дружественными нам странами оно продолжается, и никакого негативного влияния здесь нет.
"А что касается прежнего взаимодействия с недружественными странами, то уже достаточно продолжительное время его нет и пока не предвидится", — сказал Песков.
Он пояснил, что решение о денонсации этой конвенции связано с выходом России из Совета Европы и денонсацией ряда других международных соглашений. Вместе с тем Песков признал, что "могут возникнуть определенные сложности в вопросах выдачи подозреваемых и обвиняемых".
О том, что Россия не отказывается от международных обязательств по борьбе с коррупцией, денонсируя соответствующую конвенцию, заявил и вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.
"Наша страна не только одна из первых подписала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в 1999 году, но и самым активным образом участвовала в ее разработке", — напомнил Косачев в своем телеграм-канале.
Он напомнил, что решение о денонсации связано с тем, что Совет Европы прекратил полноправное членство РФ в Группе государств против коррупции — организации, которая является институциональной основой конвенции. При этом, по его словам, именно на ГРЕКО возложена миссия по мониторингу выполнения положений документа сторонами.
По мнению Косачева, Совет Европы принял дискриминационное решение.
"В частности, было оговорено, что членство России в ГРЕКО прекращается, кроме случаев проведения ГРЕКО мониторинга выполнения нашей страной обязательств, вытекающих из конвенции, однако при этом Российская Федерация была лишена права участия в обсуждении или принятии докладов, а также права голоса", — обратил внимание сенатор.
Россия же решила денонсировать конвенцию, "поскольку продолжение участия в ней вне участия в ГРЕКО нецелесообразно и лишено всякого смысла", подчеркнул Косачев.
При этом, по словам вице-спикера Совета Федерации, на протяжении почти 30 лет членства в Совете Европы Россия полностью адаптировала свою правовую систему для борьбы с коррупцией в соответствии со стандартами СЕ.
"Это неоднократно подтверждалось мониторинговыми отчетами ГРЕКО", — отметил сенатор.
Косачев также напомнил, что Россия продолжает участвовать в других международных конвенциях в этой области. В частности, речь идет о Конвенции ООН против коррупции, Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Всего, по данным МИД РФ, Россия после прекращения членства в Совете Европы пока участвует в 44 международных договорах этой организации.
Вместе с тем, в конце прошлого года правительство РФ предложило прекратить действие договоров Совета Европы в отношении России.
Что касается антикоррупционного законодательства России — накануне глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев обратил внимание на эффективность мер, предпринимаемых государством для взыскания незаконно нажитых средств и возмещения причиненного стране ущерба.
"По данным Генпрокуратуры, в прошлом году впервые стоимость арестованного имущества и изъятых ценностей превысила размер материального ущерба, причиненного коррупционными преступлениями", — рассказал Пискарев журналистам.
По его мнению, это очень хороший результат, учитывая, что, в соответствии с российским законодательством, конфискованные у коррупционеров и полученные от реализации их имущества средства зачисляются в Пенсионный фонд и направляются на выплату пенсий.
"Сегодня законодательство позволяет изымать в доход Российской Федерации денежные средства и имущество не только у самого коррупционера, но и у его родственников и иных близких лиц, в случае, если они также не смогли представить доказательства приобретения имущества на собственные денежные средства. Иными словами, попытки запрятать коррупционные доходы, распихав по родне, уже никак не гарантируют их сохранности и возможности использовать в дальнейшем", — пояснил глава комитета.
Пискарев также сообщил, что работа над законами, которые "перекрывают коррупционерам возможности использовать неправедно нажитое, в том числе цифровые активы", будет продолжена. Поэтому предложенная президентом РФ денонсация Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию "не означает, что Россия отказывается от уже принятых стандартов борьбы с ней, которые включены в наше законодательство".