Interfax-Russia.ru — Польша по максимуму оштрафовала "Газпром" и компании, участвующие в строительстве "Северного потока-2", обязав расторгнуть контракты по финансированию проекта.
UOKiK vs "Северного потока-2"
Польский антимонопольный регулятор UOKiK еще в 2015 году фактически заблокировал создание совместного предприятия для строительства газопровода "Северный поток-2". Тогда UOKiK выпустил "Заявление о возражениях" на заявку о формировании консорциума "Северный поток-2" ввиду того, что сделка может привести к ограничению конкуренции и дальнейшему укреплению переговорных позиций ПАО "Газпром" по отношению к клиентам в стране.
В результате из-за позиции Польши иностранным партнерам и "Газпрому" не удалось создать компанию-оператора для строительства "Северного потока-2", как в случае со строительством "Северного потока-1". В итоге газопровод строит 100-процентная дочерняя компания "Газпрома" Nord Stream 2 AG, а европейские партнеры финансируют проект как кредиторы.
В ответ на новый формат организации проекта антимонопольный орган Польши в 2018 году инициировал новое расследование, полагая, что таким образом участники консорциума нарушили антимонопольное законодательство. Основанием расследования было названо "создание совместного предприятия без получения предварительного согласия президента UOKIK".
Польский регулятор придерживается позиции, что заключенные в апреле 2018 году финансовые соглашения по проекту преследуют ту же цель, что и создание совместного предприятия и, соответственно, требуют согласия UOKIK.
UOKiK предъявил обвинения шести компаниям: российскому "Газпрому", французской Engie Energy (страна регистрации: Швейцария), германскому Uniper, австрийскому OMV, голландскo-британскому Shell и германскому Wintershall (последние четыре компании зарегистрированы в Голландии).
"Газпром" в том же году направил UOKIK возражения на его позицию и ходатайствовал о прекращении процедуры антимонопольного расследования.
В начале 2020 года UOKiK обратился к "Газпрому"с требованием предоставить документы, имеющие отношение к делу. Как пояснялось в пресс-релизе ведомства, речь шла о контрактах, заключенных дочерней компанией "Газпромa" с остальными компаниями, финансирующими строительство "Северный поток-2". Прежде всего, это касалось контрактов на транспортировку, распределение, продажу, поставку и хранение газового топлива.
Несмотря на возложенную обязанность сотрудничать с UOKiK, компания не предоставила такую информацию, отмечали в антимонопольном органе Польши.
Поэтому в июне польский антимонопольный регулятор возбудил дело в отношении "Газпромa" по причине отсутствия сотрудничества в ходе проводимого антимонопольного расследования.
В августе UOKiK оштрафовал "Газпром" за нежелание сотрудничать с ним по расследованию в отношении проекта Nord Stream 2 на 50 млн евро — это максимальная по закону санкция.
В UOKiK посчитали, что о нежелании "Газпрома" приставлять информацию говорит и тот факт, что он не обратился в Минэнерго РФ за разрешением на ее предоставление польским властям.
Ранее UOKiK оштрафовал по аналогичному поводу французскую Engie — на 172 млн злотых. При этом польская сторона уверяет, что "остальные четыре компании сотрудничают и передают документы и информацию, которые запрашивает UOKiK".
ПАО "Газпром" в свою очередь подал апелляционные жалобы в компетентный суд Польши на определения польского антимонопольного органа об ограничении доступа "Газпрома" к доказательствам, собранным в ходе расследования в отношении предполагаемой концентрации "Газпрома" и иностранных инвесторов в ходе реализации проекта "Северный поток-2".
В "Газпроме" заявили, что UOKiK в ходе инициированного против проекта "Северный поток-2" антимонопольного расследования запросил у "Газпрома" информацию, не связанную с предметом расследования.
Максимальный штраф
Между тем накануне польский антимонопольный регулятор UOKiK наложил на "Газпром" и еще пять компаний, участвующих в строительстве газопровода "Северный поток-2", максимальные штрафы в $7 млрд 600 млн (более 29 млрд злотых) и $61 млн (более 234 млн злотых) соответственно за строительство газопровода без его согласия.
Так, в отношении Engie наложен штраф 55 млн злотых, Uniper — 29 млн 900 тыс. злотых, OMV — 87 млн 500 тыс. злотых, Shell — 30 млн злотых, Wintershall — 30 млн 800 тыс. злотых.
Регулятор также издал приказ о расторжении контрактов, заключенных для финансирования строительства газопровода.
Расторжение контрактов, полагает регулятор, "позволит восстановить состояние конкуренции до проведения концентрации". Компании имеют 30 дней с момента получения решения на расторжение контрактов, а в случае обжалования решения в суде — с момента его вступления в законную силу.
В сообщении регулятора отмечается, что разбирательство, проведенное польским антимонопольным органом, показало, что в 2017 году, несмотря на отсутствие согласия на создание совместного предприятия, 6 компаний заключили ряд соглашений о финансировании "Северного потока-2", "что в результате было подтверждением их важной и необходимой роли во всем проекте".
"Соглашения, заключенные между участниками, касались как финансирования, так и ряда полномочий, например, возможности вмешательства в деятельность "Северного потока-2". Кроме того, установив залог на акциях "Северного потока-2", финансирующие субъекты стали "квази" акционерами этой компании — в случае невыполнения компанией "Газпром" кредитного договора они бы стали обладателями акции компании, строящей газопровод. Выгода и обязательства, связанные с участием в этом предприятии, были четко определены для всех", — говорится в сообщении регулятора.
В польском антимонопольном органе считают, что все стороны соглашения были в курсе предпринимаемых действий, поскольку эти же предприниматели и в тех же долевых частях финансировали ранее создание газопровода "Северный поток 1".
Так, поясняет UOKiK, половина стоимости строительства газопровода, общая стоимость которого оценивается в 9 млрд 500 млн евро, должна была финансироваться именно этими 5 концернами — по 950 млн евро каждый. Вторую половину должен был профинансировать "Газпром".
"Те же субъекты, которые в соответствии с действующим в Польше законодательством, защищающим конкуренцию, ранее запрашивали у нас согласие и его от нас не получили, стали сторонами соглашений о финансировании. При этом уровень их финансового вовлечения остался аналогичным, а условия финансирования были определены таким образом, чтобы получить долю в "Северным потоке-2" на более позднем этапе проекта. Единым и общим для всех участников концентрации является также интерес, сопровождающий реализацию проекта", — объясняет председатель польского антимонопольного ведомства Томаш Хрустны.
По его мнению, это был обходной маневр с целью избежания необходимости получения согласия председателя UOKiK на создание компании, финансирующей строительство газопровода.
Так, отмечает Хрустны, если бы проект был только финансовым, то "Газпром" спокойно мог бы получить финансирование от правительства РФ или от коммерческих банков, возможно, смог бы реализовать его самостоятельно.
Он также обратил внимание на то, что "деятельность в качестве финансового учреждения" не относится к основной деятельности ни одного из остальных участников соглашения.
"Прежде всего, Uniper, Engie, OMV, Shell и Wintershall являются клиентами, а иногда и конкурентами "Газпрома" на рынке газа. Финансирование совместного предприятия, осуществляемое участниками рынка газа, а не финансовыми институтами, свидетельствует о возникновении общих экономических интересов между всеми этими субъектами. Без участия этих субъектов "Северный поток-2" не смог бы функционировать и вести проект строительства газопровода в рамках Европейского Союза и, поэтому, скорее всего, он вообще не был бы создан", — полагает Хрустны.
Поэтому, считает он, компании никогда не отказывались от намерения проведения концентрации, они просто реализовали его в другой форме.
"Ни один из предпринимателей не уведомил об этих действиях польское антимонопольное управление, пренебрегая, тем самым, законами, действующими в Польше, тождественными действующим законам ЕС. Таким образом, реализация проекта представляет собой нарушение законодательства и принципов честной конкуренции, результатом которого является усиление зависимости потребителей газа на внутреннем рынке от одного поставщика — "Газпромa", — отмечается в сообщении UOKiK.
В ведомстве опасаются. что такая ситуация может привести к серьезным последствиям для экономики Польши и Евросоюза, в частности, из-за территориальных ограничений в поставках природного газа и роста цен газа для конечных потребителей, в частности, польских потребителей.
"Высокая стоимость реализации проекта может быть компенсирована позже более высокими счетами, оплачиваемыми польскими потребителями газа, а переговорная позиция основного участника консорциума, т. е. "Газпромa", значительно усилится как по отношению к Польше, так и по отношению к другим государствам — членам ЕС. В результате от реализации этого проекта пострадает не только конкуренция на рынке, но и потребители", — полагают в UOKiK.
Поскольку компании действовали преднамеренно, поэтому они были наказаны максимальными финансовыми санкциями — 10% их годового оборота.
"Я не нашел никаких смягчающих обстоятельств. Действия 6 компаний оказали отрицательное влияние на конкуренцию на рынке газа в Польше. С точки зрения энергетической безопасности это предприятие делит Европу на две части, с границей на Одере", — подчеркивает глава польского регулятора.
По его словам, наложенные финансовые штрафы должны, с одной стороны, призвать стороны соблюдать законодательство, а с другой стороны — отбить желание другим субъектам предпринимать в будущем подобные шаги, нарушающие антимонопольное законодательство.
"Удивляет отсутствие понимания этого аспекта западными корпорациями, участвующими в предприятии, нарушающем не только конкуренцию на рынке, но и европейскую энергетическую безопасность. (...) В данном случае необходимым было применение и других правовых мер, чтобы восстановить состояние до осуществления концентрации", — подчеркнул Хрустны.
Председатель антимонопольного ведомства, помимо финансовых санкций, может также потребовать восстановления статуса, имевшего место до концентрации. Хрустны напомнил, что тот, кто пострадал в результате нарушения права конкуренции, может подать в гражданский суд иск против любого лица, нарушившего закон.
Изучить и обжаловать
В компаниях, участвующих в строительстве "Северного потока-2", уже заявили о несогласии с решением польского регулятора.
"Мы выражаем несогласие с решением UOKiK (наложить штраф — ИФ). В настоящее время мы изучаем это решение и определяемся с дальнейшими шагами. Shell как один из кредиторов проекта "Северный поток-2" ведет хозяйственную деятельность в соответствии с применимым национальным и международным законодательством, включая антимонопольные правила", — заявили "Интерфаксу" в британо-нидерландской Royal Dutch Shell.
В пресс-службе австрийской OMV сообщили, что получили решение польского антимонопольного ведомства и проанализируют его более подробно. "OMV твердо убеждена, что соблюдает все применимые законы", — прокомментировали в компании.
Немецкая Uniper также сообщила, что не разделяет оценку, представленную UOKiK в своем решении и намерена его обжаловать. Этот процесс может занять до четырех-пяти лет, до этого момента штрафы не подлежат оплате, отметили в компании.
"Мы убеждены, что "Северный поток-2" имеет энергетически-экономическое обоснование, и что Германии и Европе потребуется больше газа в будущем, и что он должен поставляться надежно и гибко из различных источников. Вот почему мы выступаем в качестве финансового партнера проекта "Северный поток-2", — заявили в Uniper.
В компании пояснили, что соглашения, заключенные между финансовыми инвесторами "Северного потока-2" и "Газпромом", не подлежат уведомлению, в соответствии с польским законодательством о контроле за слияниями.
"И в предыдущей практике антимонопольных органов, включая UOKiK, такого прецедента не было", — добавили в компании.
В "Газпроме" также заявили, что принципиально не согласны с позицией польского антимонопольного органа и вынесенным им решением о наложении штрафа.
"Газпром" и европейские компании обвиняются в несогласованном с польскими властями создании совместного предприятия для реализации проекта "Северный поток-2". Фактически проект реализован не СП, а дочерней компанией "Газпрома" с привлечением заемного финансирования", — напоминают в компании.
В "Газпроме" считают, что решение UOKiK нарушает принципы законности, соразмерности и справедливого разбирательства, а беспрецедентная величина штрафа свидетельствует о желании любыми средствами противодействовать реализации проекта "Северный поток-2".
В заявлении "Газпрома" отмечается, что компания обязательно воспользуется своим правом на обжалование решения, поскольку не нарушала антимонопольное законодательство республики Польши.